консультация для воспитателей "Русская народная игра в жизни дошкольника"
консультация

Сальникова Светлана Николаевна

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В работе представлены русские народные игры по возрастам. "Гуси  и гусыня", "Кот и мыши", "У бабушки Маланьи", "Ушки" и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_vospit_russkaya_narodnaya_igra.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –

ДЕТСКИЙ САД № 136

                      Консультация для воспитателей

Русская народная игра в жизни ребенка дошкольника.

Автор-составитель:

Сальникова Светлана Николаевна,

 музыкальный руководитель.

г. Калининград

2023г.

Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре, ему доступно народное творчество, и мы активно используем его в своей работе.

Сила и значение фольклорного материала в воспитании детей велика. Русский детский фольклор с давних времен был школой воспитания с малых лет доброго, человечного отношения к окружающему. Он остается им и сегодня, одновременно и школой плодотворной для ребенка фантазии юмора живого языка.
              Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, нужно использовать народные песни, пляски, хороводы, народные игры, яркие народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.
Фольклор учит детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие.
                Особой любовью дошкольников пользуются хороводные игры, в которых переплетаются пение, движение, игровые моменты. В них вырабатывается высокая культура движения, плавность поступи, умение держать себя на людях, кланяться, приветствовать друг друга.    Используется и свободная пляска, носящая творческий характер. Ребенка увлекает элемент сюжетности, правдивость чувств, повторность движений. Ребенок может проявить творчество, фантазию в передаче игрового образа, показать свои возможности, так как народные гуляния сопровождаются драматизированным разыгрыванием песен.
                   Неизгладимое впечатление на детей оказывает исполнение хороводов и плясок. Детям очень нравится песенный и игровой материал, они с удовольствием играют в игры «Репка», «Коза», «Как селезень утку…», пляшут «Кадриль».

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

               Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

        Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления.                                  

                  Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

                  Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.

В подготовительной к школе  группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Какие же из ловилок- догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Игра «Круг»

          Маша садится посреди луга. Вокруг неё водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Маша, в ракитовом кусту

   Грызи, грызи, Маша, спелые орехи.

   Лови себе, Маша, кого тебе надо»

Маша бросается за кем-либо. Пойманный, становится в круг и игра продолжается.

Игра «Люб ли сосед» 

Также игра с выбором партнера. Играющие рассаживались в круг в любом порядке. Выбирался один водящий, который спрашивал у любого сидящего:
-
Люб ли сосед?
Если сидящий отвечал: "Люб", то водящий переходил к другому, а если сидящий отвечал: " Не люб", то сидящий справа менялся местами с тем, кто люб, причем если оказывался люб водящий, то сидящий справа становился им. Был распространен и другой вариант, особенно на молодежных игрищах, когда рассаживались строго по парам (парень-девушка), тогда игра приобретала другой смысл, и вносился элемент ухаживания.

«Капустку вить», «Вкруг столба», «Хожу я, гуляю», «Вьюн», «А мы просо сеяли», «Заинька», «Чижа водить». Хороводные игры с припевками.

Игра «Горелки».  Игра со стихотворным приговором: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Играющие становились парами, а стоящий впереди водящий должен был осалить пробегавшую мимо него пару.

«Первенчики», «Зайчики», «Куры и лиса», «У медведя во бору», «В коршуна», «Уж дождь-дождем». Игры с театральными, драматическими действиями и элементами касания.

Игра «Без соли – соль!»

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами.  Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

Игра «Леший»

           На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший  идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: «Внимание, охотники», звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.

Игра «Птицелов»

             Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается – игра продолжается в тех же ролях.

Игра «Ушки»

             Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены прямо к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:

Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили,
А в кадушке две лягушки.
Закрывай скорее ушки!

При последних словах играющие должны очень быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает в этой забаве тот, кто первым сделает это движение.

Игра «Гуси и гусыни»

             Это старая народная игра. Почти в каждой стране мира она известна под разными названиями. Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, дает имя «гусь » или «гусыня». Если он дотрагивается до игрока и называет его гусыней, то игрок стоит на месте, но если называет игрока «гусем», то тогда игрок покидает свое место и старается обежать весь круг собравшихся и занять свое место. Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.

Игра  «У бабушки Маланьи»

              (Дети идут хороводом, проговаривают текст)

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей,

Все без бровей,

С такими вот носами,   (показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели, ничего не ели, делали вот так…»

(Воспроизводят действия, показанные ведущим)

Игра «Кот и мыши»

             Это игра для детей. Дети встают в круг (они будут мышками), в центре круга стоит ловящий (кот). Между котом и мышками происходит диалог:
-Кот, кот на чем стоишь?
-На мосту.
-Что пьешь?
-Квас.
-Тогда лови нас.
С этими словами кот начинает ловить мышек. Мышка, которую поймает кот, становится котом, а кот становится мышкой. Играть можно до тех пор, пока детям не надоест, а можно вести счет на то, сколько раз ребенок был котом и сколько мышкой, тогда в конце игры можно дать медальки «кот» и «мышка».

Игра «Заря»

           Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Игра «Золотые ворота»

             Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

 Золотые ворота

 Пропускают не всегда:

 Первый раз прощается,

 Второй - запрещается,

 А на третий раз

 Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Правила игры: 

  1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

Игра «Платочек» (Жгут)

           Эта игра популярна как среди школьников, так и среди молодежи. В нее играют во всех республиках (имеет разные названия и варианты). Например, в Калмыкии проводится под названием «Серебряный пояс».

Ниже описывается игра, характерная для России. Количество участников - от 5 до 40 человек.

Для игры требуется платочек или веревочный жгут. Можно заменить платочек маленьким тряпичным мячом, мешочком с горохом или песком (в отдельных республиках используется полотенце или шапка).

Описание. Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек (жгут, мешочек), после чего бежит по кругу. Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями. Так игра продолжается. В заключение отмечаются игроки, которые сумели догнать водящего.

Эта игра усложняется, если все играющие не просто стоят, а приседают или, что еще труднее, усаживаются «по-турецки» (из такого положения встать труднее).

Правила игры.

  1. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих.
  2. Тот, до кого догоняющий дотронется платочком (жгутом, полотенцем), считается пойманным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной игры в жизни дошкольника

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.  Хороводные  и имитационные игры, игры с сюже...

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Материалы статьи помогут родителям познакомить детей раннего и младшего возраста с самой ранней формой художественного творчества народов России: народными игрушками, их смысловой нагрузкой, материала...

Проект: «Народные игры в жизни дошкольников»

Проект: «Народные игры в жизни дошкольников»...

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Цель: Приобщение родителей к декоративно-прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.Задачи: Формировать интерес и желание к народным традициям, к культур...

Консультация для родителей "Народная игрушка в жизни дошкольника"

Консультация "Народная игрушка в жизни ребенка"...

Консультация для родителей "Народные игрушки в жизни дошкольника"

Консультация для родителей "Народные ишрушки в жизни дошкольника"...