Конспект по пластилинографии "Русская матрешка"
план-конспект занятия

Фролова Наталья Валерьевна

Конспект по художественно-эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstekt_matreshka.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

                                         

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности по реализации

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

рисование

для детей подготовительной группе комбинированной направленности 

с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография .
на тему: «Русская матрешка».

                                           

                                            Составила:

Фролова Наталья Валерьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Зима, 2022г.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рисование для детей подготовительной группе комбинированной направленности с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография .
на тему: «Русская матрешка».

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие
Цель : создание условий для развития  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  посредством нетрадиционной техники рисования пластилинография.

Задачи:
Коррекционно - образовательные:

  • Закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрешка, дать представление о происхождении русской матрешки. 
  • закрепить умение передавать в работе характерные признаки народной игрушки
    Коррекционно-развивающие:
  • Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ, соединения).
  • - развивать художественно-творческие способности, воображение детей;
  • -развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 
  • воспитывать духовно-нравственные качества посредством знакомства с декоративно – прикладным искусством; 

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, двигательная.

Предварительная работа:
 Игры с Матрешкой, рассматривание альбомов с изображением матрешки.

Методические приемы:

          Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.

                Наглядный: матрешки, образцы элементов росписи, презентация «Русская матрешка».
Материалы и оборудование: Матрешки различной росписи, трафареты матрешек из картона, набор пластилина, влажные салфетки.

Ход занятия:

Водная часть: 

Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку
В деревянной Машеньке 
Внутри кукла Сашенька. 
Открой куклу Сашеньку, 
А там - крошка Дашенька. 
А в сестрице Дашеньке 
Есть малютка Пашенька.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.

Вношу Матрешку внутри которой лежат чистые шаблоны Матрешек. (проблемная ситуация. Как помочь Матрешке расписать ее деток Предположения детей.)

Основная часть.


Воспитатель: Хотите узнать увлекательную историю о создании Матрешки? Присаживайтесь по удобнее.

 Просмотр презентации. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/02/01/prezentatsiya-dlya-detey-russkaya-matreshka 
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. 

История матрёшки 1 слайд Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.

2 слайд. Согласно одной из легенд, прообразом матрешки стала японская кукла Кокэси (кокеши) —это японская деревянная кукла, покрытая росписью. Состоит из цилиндрического туловища и прикрепленной к нему головы, выточенных на токарном станке. 3 слайд Другая легенда гласит: в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума.

4 слайд. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

Почему куклу назвали «матрешкой»?

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша.

имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Существуют следующие виды матрешек: загорская; семеновская; полхов - майданская; вятская; тверская; авторская. Матрешки отличались друг от друга, потому что мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи.

5 слайд. Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в

сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

6 слайд. Семеновская матрешка более стройная и вытянутая.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов.

Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо.

Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Ее верхняя часть, относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других матрешек тем, что она многоместная: состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.

7 слайд. Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.

8 слайд. Полховская. Своей формой п Полховская матрешка заметно отличается от Сергиевских и Семеновских матрешек: подчеркнуто вытянутые по вертикали фигурки с маленькой, жестко очерченной головкой. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).

9 слайд. Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.

10 слайд. Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.
Вот сколько разных матрешек делают  в нашей стране.

Гимнастика для глаз
Воспитатель: Теперь вы знаете, как появилась Матрешка. Как делают и украшают Матрешек. Ребята, вы хотите отправится в мастерскую, чтобы раскрасить заготовки  наших матрешек?
Дети: ответы детей.

Воспитатель: Для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

(Дети проходят за столы. Воспитатель обращает внимание детей на материалы лежащие на столе. Пластилин, семечки и крупа).

Воспитатель: Вы догадались, что мы будем раскрашивать Матрешек пластилином.  Как эта техника называется?
Дети: Пластилинография.
Воспитатель:  Перед тем как мы начнем работать давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы — красавицы матрешки,             Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,      Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша,            правой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать.                    Разжимают кулачки 2 раза.

На столах разложены бумажные Матрёшки,

А теперь приступаем к работе. (дети украшают шаблоны матрешек в технике пластилинография)

Самостоятельная деятельность детей. Помощь затрудняющимся детям.


В конце занятия выставляем всех матрешек и рассматриваем с детьми.
Заключительная часть

Рефлексия:

 (Вопросы детям):

-Где мы сегодня с вами побывали?

- Какие задания выполняли?

- Ребята, чем мы занимались? –

-Что вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Веселые матрешки"

Програмное содержание: Дать детям знания о русской матрёшке. Прививать любовь к русской культуре и русским традициям. Учить детей восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей с...

Конспект занятия "Русская матрешка"

Показать взаимосвязь декоративно-прикладного и музыкально-поэтического творчества русского народа, развивать творческую деятельность детей, воспитывать уважительное отношение к...

Конспект "Русская народная матрешка" по развитию речи

Данная конспект ориентирован на знакомство с русской народной матрешкой, с их росписями и происхождениями....

Непосредственно образователная деятельность Образовательная область"Художественное творчество" Конспекты: "Украсим сарафан матрешки", "Бабочки" "

Занятия рисованием, лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фанта...

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Конспект НОД "Веселые матрешки"

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматр...

Конспект занятия "Русская матрешка"

Тема:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через  приобщениек истокам народнойкультуры  "...