Картотека бесед "Моя семья"
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека бесед по теме «Моя семья»
«Сердце семьи»
Беседа для детей старшей группы
Цель: Закреплять представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
Ход беседы:
Воспитатель: На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить, Жалеть и вежливыми быть. Когда семья такою станет, Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: А кто ещё знает стихи о семье?
Воспитатель: Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.
Радость – это свет в окошке, Радость – ягоды в лукошке, Радость – тысяча улыбок, Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Воспитатель: Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость»
Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я - ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я - капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
Воспитатель: Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье?
Модель «Счастье» устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим! И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый, Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная, Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л. Толстого «Косточка»
Чтение или пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Воспитатель: Назовите членов семьи в рассказе (мама, папа, Ваня) Воспитатель: Кем доводится маме и папе Ваня? (сыном) Воспитатель: Кому мать хотела дать сливы? (детям)
Воспитатель: В рассказе Толстого у матери и отца, сколько было детей?
(Выясняем, что детей могло быть много)
Воспитатель: У отца и матери все дети одного возраста? (выясняем, что дети могли быть разного возраста)
Воспитатель: А дети мальчики или девочки (выясняем, что и мальчики и девочки)
Воспитатель: Кем они доводятся друг другу и Ване?
Воспитатель: Мать, отец, дети, это? (семья)
Воспитатель: В семье могут быть только эти члены? (дети называют, что в семье могут быть бабушка, дедушка, тётя, дядя. Выясняем, что бабушек может быть две и два дедушки, что они являются родителями отца и матери. У матери и отца могут быть братья и сёстры и они являются тётями и дядями детей…и. т. д.) Воспитатель: Мы выяснили, что у дяди и тёти могли быть дети, и они являлись бы двоюродными братьями и сёстрами Вани и его родным сёстрам и братьям.
Воспитатель: А мать могла дать сливы двоюродным сёстрам и братьям Вани? Воспитатель: Кто мог засмеяться, когда Ваня сказал, что он выбросил косточку в окно? (родные братья и сёстры Вани, двоюродные братья и сёстры, бабушки, дедушки, и. т. д)
Беседа для детей старшей группы «Наша дружная семья»
Утром солнышко проснулось Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло Всем улыбки подарила. Оглядело все вокруг Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте, Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте! Добрый день!
Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)
Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
Воспитатель: А почему? Да, вас ждет ваша семья!
Воспитатель: А кто живет в ваших семьях?
Воспитатель: Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?)
Воспитатель: А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
Воспитатель: А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
Воспитатель: А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
Воспитатель: Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Беседа по пословицам (на ковре)
Воспитатель: Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья - опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут. Сердце матери лучше солнца согреет.
Воспитатель: А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)
А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.
«При солнышке тепло, при матери - добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»
Заключение:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)
Воспитатель: Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Воспитатель: Что же такое семья? (это люди, которые любят друг друга и живут вместе)
Воспитатель: Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)
Беседа для детей старшей группы «Семья глазами ребенка»
Цель: определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.
Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.
Вопросы:
- Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?
- Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?
- Помогаешь ли ты маме по хозяйству?
- Во что ты больше всего любишь играть дома?
- С кем из своих родных ты чаще всего играешь?
- Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?
- Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?
- Ссорятся ли твои родители?
- Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?
- С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?
- Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?
- Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?
- Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?
- Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?
- Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?
- Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?
- Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?
- Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?
- Любишь ли ты с ним играть, как?
- Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?
- Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?
- Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?
- Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?
Беседа для детей старшей группы «Беседа о маме»
Воспитатель: Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама - это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)
Воспитатель: Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь. Вопросы:
- Какая у каждого из вас мама?
- Какие чувства вы испытываете к маме?
- Какое отношение вы чувствуете от мамы?
- Почему каждому человеку нужна мама?
- Какие добрые слова вы говорите маме? Будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя – МАТЬ! И. В. Гете
Воспитатель: 8 Марта мы отмечаем замечательный праздник - Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях - наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этот день мы будем петь им песни, читать стихи.
Послушайте стихи о маме разных поэтов:
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Мамы все могут, мамы помогут, Мамы умеют все понимать!
Вот такие наши мамы Мы всегда гордимся вами. Умными, спокойными,
Будем вас достойны мы!
М. Садовский
На земле хороших людей немало Сердечных людей немало,
И все-таки лучше всех на Земле Мама. Моя мама. Р. Рождественский Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. В. Руссу
Воспитатель: Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?
Воспитатель: Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?
Воспитатель: Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.
Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.
Беседа для детей старшей группы «Семьи большие и маленькие»
(Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем).
Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.
Воспитатель: В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы - поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
Воспитатель: А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь» чтобы он смог научиться читать.
Воспитатель: А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.
Воспитатель: Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.
Воспитатель: А вот у Чиполино, лукового мальчика, был отец Чиполоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполоне, его сын Чиполино вместе с братьями и друзьями защитили его.
Воспитатель: А эта семья большая или маленькая?
Стихотворение 3. Александровой
И в нашей квартире Ребята растут.
Кроватки четыре – Их четверо тут.
Наташа постарше И в школу пошла,
А Танечка наша Мала и кругла.
На толстеньких ножках Топочет она
То с куклой, то с кошкой, То просто одна.
Воспитатель: Сколько детей в этой семье?
Воспитатель: Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.
Воспитатель: Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья». Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена)) будут ей помогать.
После игры воспитатель возвращается к беседе
Воспитатель: У кого дома есть братья или сестры?
Воспитатель: Вы с ними играете?
Воспитатель: Вы их любите?
Воспитатель: Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: «Они как родные братья».
Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.
Воспитатель: Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно - они тоже ваша семья. Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.
Воспитатель: Дедушки и бабушки - это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается.
(Г. Сапгир «Семья», стихотворение читается по желанию воспитателя.)
Очень-очень-очень-очень
Маленький мальчонка
Встретил очень-очень-очень-очень Бойкую девчонку
Когда они выросли и поженились, Они нисколько не изменились:
Очень-очень-очень-очень Симпатичный папа
И очень-очень-очень-очень Озорная мама.
Шли годы: осень на смену весне. И у них появились
Морщины, Седины, Пенсне. И теперь уже они
Не юноша и девушка,
А очень-очень-очень-очень Бабушка и дедушка.
И рассказывают сказки, В креслах сидя рядом, Очень-очень-очень-очень Маленьким внучатам.
Воспитатель: Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения.
(С. Капутикян «Моя бабушка»)
Стала бабушка Старой, хворою.
От ходьбы она устает. Храбрым летчиком Стану скоро я,
Посажу ее в самолет. Не тряхну ее,
Не качну ее.
Отдохнет она, наконец.
Скажет бабушка: «Ай да внучек мой! Ай да внучек мой Молодец!»
Воспитатель: Про бабушку люди складывают песни.
Вот одна из них:
Мы у бабушки
Ели кашку, пили Простоквашку. Простоквашка Вкусненька, Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Скажем бабушке: «Спасибо»
Воспитатель: А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей). В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).
Дружба Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится - не нравится, интересно - не интересно, обижает - не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем. В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение договариваться, помогать друг другу и т. п. Глупые ссорятся, а умные договариваются (5–6 лет). Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ
(по повести А. Гайдара «Чук и Гек»).
Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.
Воспитатель: Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек».
Воспитатель: Как мальчики могли решить свой спор?
Воспитатель: Каким, словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора)
Воспитатель: Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу (Рассказать маме о телеграмме). Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для дружной семьи. / картотека игр
В данной картотеке представлены игры для совместного времяпровождения в семье....
картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "Семья"
в картотеке представлены игры, направленные на развитие различных компонентов речи (ЗКР, связная речь, обогащение активного словаря)...
Картотека пословиц о семье.
Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего малыша, играя с ним, не забывайте об этой мудрости, включайте в свои занятия пословицы о семье для дете...
Иллюстрированная картотека пословиц о семье
Иллюстрированная картотека пословиц и поговорок о семье - результат проекта "Нарисуй пословицу о семье", реализованном в старшей группе детского сада. Рисунки дети выполняли дома под руководство...
Картотека - сказкотерапия "Семья"
Картотека - сказкотерапия "Семья"...
Картотека "Моя семья. Семейные традиции"
Картотека "Моя семья. Семейные традиции" поможет воспитателям в игровой форме показать детям ценность семьи, объяснить сложные родственные связи....
картотека игр "Семья"
Дидактические игры...