Образовательная технология - "Модель трёх вопросов"
методическая разработка
Данный материал для педагогов, которые идут в ногу со временем, которые любят свою профессию и с удовольствием вносят что-то новенькое в свою систему работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная технология "Модель трех вопросов" | 85.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образовательная технология "Модель трех вопросов"»
Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов, которая реализует развитие активного познания. Благодаря ей педагог, получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
-Что мы знаем?
-Что мы хотим узнать?
- Как мы узнаем об этом?
Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов:
*Выбор темы.
*Планирование.
*Реализация проекта.
*Завершение проекта с дальнейшей презентацией.
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми. В создании проекта посредством методики «Модель трех вопросов» можно разделить на три пункта:
-План - утренний групповой сбор.
-Дело - работа в центрах активности.
-Анализ - ежедневный сбор информации.
Следуя пунктам в создании проекта необходимо начинать работу с детьми с плана, то есть с Утреннего круга. Утренний круг — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, на развитие познавательного интереса, самоорганизацию. Структура Утреннего круга состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.
1-й этап— выбор темы
Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
2-й этап- планирование
Помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаге. По мере того, как дети отвечают на вопросы, фиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы дети визуально могли видеть, собранную информацию. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена.
Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, мы задаём вопрос: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках, например, подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода.
Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
Заполненную таблицу можно разместить в приемной в виде информационного стенда, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают беседу с детьми дома, задают вопросы, обсуждают, вместе подбирают нужные книги, организуют просмотр телепередач, познавательных мультфильмов. Таким простым способом, родители становятся участниками образовательного процесса.
3-й этап— реализация проекта
Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детей. Мы обеспечиваем детей оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки, формируются познавательные действия. Мы организовываем деятельность детей в центрах активности, направляем и контролируем осуществление проекта, то есть выступаем как организатор, помощник, но не лишаем детей самостоятельности.
И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта.
Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.
Технология «Модель трех вопросов» предполагает использование дидактических игр, применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, также осуществляется индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.
Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности.
Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:
1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям выбора, возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, познание предметов, явлений, событий окружающего мира, также активизируются психические процессы познавательные возможности ребёнка. Она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов».
Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.1.Что мы знаем про это?2. Что хотим уз...
Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).
Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....
Образовательная технология «Модель трёх вопросов»
Образовательная технология «Модель трёх вопросов»...
Презентация "Использование образовательной технологии "Модель трёх вопросов" в подготовительной группе детского сада"
Использование образовательной технологии "Модель трёх вопросов" в подготовительной группе детского сада...
План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»
План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....
Доклад на тему Образовательная технология «Модель трех вопросов» в детском планировании- 2022г
Утренний круг по программе "Вдохновение"...
образовательная технология "Модель трех вопросов"
консультация для педагогов, в которой рассказывается об образовательной технологии "Модель трех вопросов"...