Краткосрочный творческий проект "Играем в сказку"
проект (старшая группа)
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_tvorcheskiy_proekt_st._gruppa.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ИГРАЕМ В СКАЗКУ»
(для старшего дошкольного возраста)
Актуальность темы
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта: информационно-творческий; кратковременный; групповой.
Методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
- Продолжать знакомить со сказками;
- Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- Обогащать и расширять словарный запас детей.
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- Развивать артистические способности;
- Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- Формировать навыки сотрудничества;
- Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- Развитие совместного творчества родителей и детей;
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
- Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
- Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
- Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
- Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- Развитие интереса к русской литературе;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- Содействие творческому развитию детей;
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этап I – подготовительный (разработка проекта)
(с 27.03.23 г. по 01.04.23г.)
- Определение проблемы;
- Постановка цели, задач;
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Составление перспективного плана работы.
Перспективный план
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и паззлы по разным сказкам. |
ПОЗНАНИЕ | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
КОММУНИКАЦИЯ | Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок». |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки». |
ТРУД | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха» |
ЗДОРОВЬЕ | Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Мойдодыра» |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | Спортивное развлечение по сказке «Царевна - лягушка» |
БЕЗОПАСНОСТЬ | Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг» |
МУЗЫКА | Разучивание песен и танцев к спектаклю «Сказка о глупом мышонке». |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Сказка о глупом мышонке». |
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Оформление уголка «В гостях у сказки»
- Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
- Чтение разных сказок;
- Рисование детьми героев сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Театрализация сказки: «Сказка о глупом мышонке»
Содержание работы с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление героев сказок).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Этап II – Исследовательский
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Выполнение проекта.
Этап III – Заключительный
- Презентация проекта.
- Театрализация сказки «сказка о глупом мышонке».
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Обобщение результатов работы.
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"
Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; - воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...
Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка»
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА» (для старшего дошкольного возраста) Подготовила:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных со...
Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка». (старшая логопедическая группа)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»...
Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.
Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...
Краткосрочный творческий проект «Любимые сказки»
Актуальность.Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. ...