Хакасский фольклор - как средство воспитания интереса и любви к родному краю.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hakasskiy_folklor.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Хакасский фольклор - как средство воспитания интереса и любви
к родному краю.
«Хакасия, край мой
Родные просторы
Вы мне улыбаетесь
Морем огней.
Широкие степи,
Высокие горы
Навеки в душе
Сохранятся моей»
Отрывок из поэмы «Черная гора» М. Чебодаева.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы хакасского фольклора.
Восприятие народного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого мы обращаем внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения, пословицы, поговорки.
Направление народного фольклорного творчества связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с традиционной жизнью хакасов.
На протяжении ряда столетий трудящиеся нещадно угнетались со стороны эксплуататорских классов, жили в тяжелых условиях, терпели голод, нищету, но они никогда не теряли своего достоинства, не склоняли покорно головы, а неустанно боролись за свою независимость, верили в свои мечты и надежды. Эта непоколебимая уверенность хакасского в свое освобождение, здоровый оптимизм, бодрость духа нашли яркое отражение в народных хакасских сказаниях, песнях и сказках.
В настоящее время без ссылок на статьи и монографии С. Иванова не обходится ни один исследователь народного творчества и этнографии народов Сибири. Работы С. Иванова показали, что одним из источников исследования процесса формирования сибирских народов и их культурного исторического наследия составляет фольклор – как фундамент народной мудрости.
Фольклор занимает одно из первых мест в творчестве хакасского народа. В устном творчестве хакасов была сосредоточена в основном вся духовная жизнь людей. Изучая данное творчество, мы акцентируем внимание ребенка на том, что хакасский фольклор создан трудовым народом: пастухами, охотниками, земледельцами. Поэтому неудивительно, что любое произведение сказателей С.П. Кадышева, П.В. Кибиржекова, М.Л. Доброва и других. В их сказаниях говорится о силе, мужестве героев хакасского народа.
Среди многих жанров хакасского фольклора особое место занимает сказка. «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроится начало жизни» - говорят хакасы.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. Так великий русский педагог К.Д Ушинский писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы».
В ходе изучения сказок происходит постоянное взаимодействие с такими факторами народного воспитания как традиции, обычаи, пример, идеал.
По содержанию хакасские сказки можно разделить на волшебные, в основе которых лежит народная мечта о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы. («Алтын – Арчал»; «Как мальчик заставил смерть на себя работать»); на исторические предания о борьбе племени пастухов-хакасов с монгольскими захватчиками («Очен-Матур», «Кунари», «Сибичек и Сибдийек»); на сказки-анекдоты, в которых высмеивается шаманство и суеверие («Чванливый шаман», «Свекровь и сноха»); на сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка-труженника над богатым («Как бедняк с богатым судился», «Два брата»); на сказки о животных и легенды («Птенец Турпана»).
Мы рассказываем детям, что фольклор и другие жанры устного творчества имели в жизни хакасского народа огромное значение. Народ и сегодня не потерял интерес к своему фольклору.
Но среди народа есть особо искусные сказатели-мастера устного сказа – хайджи и нымахчи. Большой популярностью в Хакасии сказатели-члены писателей: С.П. Кадышев и М.К. Добров. Хайджи и нымахчи являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Они несли в народ любовь к свободе, возбуждали в нем ненависть к угнетателям.
Также мы рассказываем своим детям, что сказки называются по-хакасски «чазаг-нымах», т.е. «пешие» сказки. Они рассказываются без музыкального оформления, тога как «алыптыг-нымах» - героические сказания сопровождаются горловым пением и игрой на национальном инструменте – чахтане. Чахтан образно сравнивается с конем. Конь у хакасов занимает важное место.
Очень интересны упоминания моря в хакасском фольклоре. Моря бывают черные, белые, красные, синие, желтые, теплые, холодные. Море хакасов имеет исток и устье. Такое представление о море связано с историческим прошлым хакасов. Ни на территории Хакасии, ни вблизи ее морей, как известно, нет. Но далекие предки хакасов своими глазами видели море и были поражены огромным, ни с чем не сравнимым обилием воды. Первоначально море фигурировало в «алыптыг-нымах» - героических сказаниях, а затем перекочевало и в «чазаг-нымах» - «пешую» сказку.
Проникновение в хакасский фольклор русской сказки восстановило понятие моря («Кресен» - крестьянин).
При чтении сказки «Абакай-Пахта» мы рассказываем о бесправии порабощенного народа, доносим образ женщины, у которой ее чувство к любимому сливается с любовью к своей Родине.
Также мы сообщаем детям о высоком мужестве, о большой любви к родным степям и лесам, о свободолюбии и готовности защищать родину от захватчиков, повествуют также сказки-предания о богатыре Очен-Матуре, его сыновьях Сибичеке и Сибдейеке и его жене Кунари.
Через сказки мы воспитываем у детей лучшие черты характера, такие как: взаимоотношения людей, оценивать поступки, вызывать сочувствие.
Существуют определенные особенности рассказывания национальной сказки. Мы выделим некоторые из них:
- Одевание в национальные костюмы;
- Разнообразие сказок;
- Интонации;
- Живой диалог;
- Разбор национальных сказок;
- Выделение положительных и отрицательных героев;
- Характеристика поступков героев;
- Нравственные выводы.
Мы знаем, что художественно рассказанная сказка является праздником для детей и запоминается на долгие годы.
Через фольклор мы знакомим детей с весенними праздниками хакасского народа: Чил пазы – праздник начала года, Таан той – праздник прилета первых весенних галок. Немаловажным событием в календаре хакасов является праздник молочных продуктов – Тун пайрам (праздник первого айрана). Подобные праздники сплачивают детей, помогают им судить об особенностях культуры того или иного народа, проникнуться уважением, что, в свою очередь, является надежной основой для укрепления взаимоотношений и дружбы между народами. Воспитываем чувство гордости и любви к родному краю, а также чувство сострадания к людям.
Создание фольклора имеет большое будущее и актуальность в процессе трудового воспитания детей. Соприкосновение с духовной культурой обогащает духовный мир и их мировоззрение.
«Моей Хакасией гордиться
Я знаю, будет вся стана…»
И.Костяков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...
Консультация для воспитателей « Формирование интереса к истокам родного края ,как основы воспитания патриотизма»
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...
Консультация для воспитателей: «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края»
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Детей надо знакомить с культурным...
"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"
Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...
«Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Консультация...
Воспитание интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края
Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...