Хакасский фольклор - как средство воспитания интереса и любви к родному краю.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна
Хакасский фольклор - как средство воспитания интереса и любви к родному краю. «Хакасия, край мой Родные просторы Вы мне улыбаетесь Морем огней. Широкие степи, Высокие горы Навеки в душе Сохранятся моей» Отрывок из поэмы «Черная гора» М. Чебодаева. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы хакасского фольклора. Восприятие народного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого мы обращаем внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения, пословицы, поговорки. Направление народного фольклорного творчества связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с традиционной жизнью хакасов. На протяжении ряда столетий трудящиеся нещадно угнетались со стороны эксплуататорских классов, жили в тяжелых условиях, терпели голод, нищету, но они никогда не теряли своего достоинства, не склоняли покорно головы, а неустанно боролись за свою независимость, верили в свои мечты и надежды. Эта непоколебимая уверенность хакасского в свое освобождение, здоровый оптимизм, бодрость духа нашли яркое отражение в народных хакасских сказаниях, песнях и сказках. В настоящее время без ссылок на статьи и монографии С. Иванова не обходится ни один исследователь народного творчества и этнографии народов Сибири. Работы С. Иванова показали, что одним из источников исследования процесса формирования сибирских народов и их культурного исторического наследия составляет фольклор – как фундамент народной мудрости. Фольклор занимает одно из первых мест в творчестве хакасского народа. В устном творчестве хакасов была сосредоточена в основном вся духовная жизнь людей. Изучая данное творчество, мы акцентируем внимание ребенка на том, что хакасский фольклор создан трудовым народом: пастухами, охотниками, земледельцами. Поэтому неудивительно, что любое произведение сказателей С.П. Кадышева, П.В. Кибиржекова, М.Л. Доброва и других. В их сказаниях говорится о силе, мужестве героев хакасского народа. Среди многих жанров хакасского фольклора особое место занимает сказка. «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроится начало жизни» - говорят хакасы. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. Так великий русский педагог К.Д Ушинский писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы». В ходе изучения сказок происходит постоянное взаимодействие с такими факторами народного воспитания как традиции, обычаи, пример, идеал. По содержанию хакасские сказки можно разделить на волшебные, в основе которых лежит народная мечта о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы. («Алтын – Арчал»; «Как мальчик заставил смерть на себя работать»); на исторические предания о борьбе племени пастухов-хакасов с монгольскими захватчиками («Очен-Матур», «Кунари», «Сибичек и Сибдийек»); на сказки-анекдоты, в которых высмеивается шаманство и суеверие («Чванливый шаман», «Свекровь и сноха»); на сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка-труженника над богатым («Как бедняк с богатым судился», «Два брата»); на сказки о животных и легенды («Птенец Турпана»). Мы рассказываем детям, что фольклор и другие жанры устного творчества имели в жизни хакасского народа огромное значение. Народ и сегодня не потерял интерес к своему фольклору. Но среди народа есть особо искусные сказатели-мастера устного сказа – хайджи и нымахчи. Большой популярностью в Хакасии сказатели-члены писателей: С.П. Кадышев и М.К. Добров. Хайджи и нымахчи являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Они несли в народ любовь к свободе, возбуждали в нем ненависть к угнетателям. Также мы рассказываем своим детям, что сказки называются по-хакасски «чазаг-нымах», т.е. «пешие» сказки. Они рассказываются без музыкального оформления, тога как «алыптыг-нымах» - героические сказания сопровождаются горловым пением и игрой на национальном инструменте – чахтане. Чахтан образно сравнивается с конем. Конь у хакасов занимает важное место. Очень интересны упоминания моря в хакасском фольклоре. Моря бывают черные, белые, красные, синие, желтые, теплые, холодные. Море хакасов имеет исток и устье. Такое представление о море связано с историческим прошлым хакасов. Ни на территории Хакасии, ни вблизи ее морей, как известно, нет. Но далекие предки хакасов своими глазами видели море и были поражены огромным, ни с чем не сравнимым обилием воды. Первоначально море фигурировало в «алыптыг-нымах» - героических сказаниях, а затем перекочевало и в «чазаг-нымах» - «пешую» сказку. Проникновение в хакасский фольклор русской сказки восстановило понятие моря («Кресен» - крестьянин). При чтении сказки «Абакай-Пахта» мы рассказываем о бесправии порабощенного народа, доносим образ женщины, у которой ее чувство к любимому сливается с любовью к своей Родине. Также мы сообщаем детям о высоком мужестве, о большой любви к родным степям и лесам, о свободолюбии и готовности защищать родину от захватчиков, повествуют также сказки-предания о богатыре Очен-Матуре, его сыновьях Сибичеке и Сибдейеке и его жене Кунари. Через сказки мы воспитываем у детей лучшие черты характера, такие как: взаимоотношения людей, оценивать поступки, вызывать сочувствие. Существуют определенные особенности рассказывания национальной сказки. Мы выделим некоторые из них:  Одевание в национальные костюмы;  Разнообразие сказок;  Интонации;  Живой диалог;  Разбор национальных сказок;  Выделение положительных и отрицательных героев;  Характеристика поступков героев;  Нравственные выводы. Мы знаем, что художественно рассказанная сказка является праздником для детей и запоминается на долгие годы. Через фольклор мы знакомим детей с весенними праздниками хакасского народа: Чил пазы – праздник начала года, Таан той – праздник прилета первых весенних галок. Немаловажным событием в календаре хакасов является праздник молочных продуктов – Тун пайрам (праздник первого айрана). Подобные праздники сплачивают детей, помогают им судить об особенностях культуры того или иного народа, проникнуться уважением, что, в свою очередь, является надежной основой для укрепления взаимоотношений и дружбы между народами. Воспитываем чувство гордости и любви к родному краю, а также чувство сострадания к людям. Создание фольклора имеет большое будущее и актуальность в процессе трудового воспитания детей. Соприкосновение с духовной культурой обогащает духовный мир и их мировоззрение. «Моей Хакасией гордиться Я знаю, будет вся стана…» И.Костяков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hakasskiy_folklor.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Хакасский фольклор - как средство воспитания интереса и любви

 к родному краю.

        «Хакасия, край мой

Родные просторы

Вы мне улыбаетесь

Морем огней.

Широкие степи,

Высокие горы

Навеки в душе

Сохранятся моей»

Отрывок из поэмы «Черная гора» М. Чебодаева.

        Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества  и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы хакасского  фольклора.

        Восприятие народного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого мы обращаем внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения, пословицы, поговорки.

        Направление народного фольклорного творчества связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с традиционной жизнью хакасов.

        На протяжении ряда столетий трудящиеся нещадно угнетались со стороны эксплуататорских классов, жили в тяжелых условиях, терпели голод, нищету, но они никогда не теряли своего достоинства, не склоняли покорно головы,  а неустанно боролись за свою независимость, верили в свои мечты и надежды. Эта непоколебимая уверенность хакасского в свое освобождение, здоровый оптимизм, бодрость духа нашли яркое отражение в народных хакасских сказаниях, песнях и сказках.

        В настоящее время без ссылок на статьи и монографии С. Иванова не обходится ни один исследователь народного творчества и этнографии народов Сибири. Работы  С. Иванова показали, что одним из источников исследования процесса   формирования сибирских народов и их культурного исторического наследия составляет фольклор – как фундамент народной мудрости.

        Фольклор занимает одно из первых мест в творчестве хакасского народа. В устном творчестве хакасов была сосредоточена в основном вся духовная жизнь людей. Изучая данное творчество, мы акцентируем внимание ребенка на том, что хакасский фольклор создан трудовым народом: пастухами, охотниками, земледельцами. Поэтому неудивительно, что любое произведение сказателей С.П. Кадышева, П.В. Кибиржекова, М.Л. Доброва и других. В их сказаниях говорится о силе, мужестве героев хакасского народа.

        Среди многих жанров хакасского фольклора особое место занимает сказка. «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроится начало жизни» - говорят хакасы.

        Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. Так великий русский педагог К.Д    Ушинский писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы».

        В ходе изучения сказок происходит постоянное взаимодействие с такими факторами народного воспитания как традиции, обычаи, пример, идеал.

        По содержанию хакасские сказки можно разделить на волшебные, в основе которых лежит народная  мечта о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы. («Алтын – Арчал»; «Как мальчик заставил смерть на себя работать»); на исторические предания о борьбе племени пастухов-хакасов с монгольскими захватчиками («Очен-Матур», «Кунари», «Сибичек и Сибдийек»);  на сказки-анекдоты, в которых высмеивается шаманство и суеверие («Чванливый шаман», «Свекровь и сноха»);  на сатирические сказки, в которых  показано моральное и умственное превосходство бедняка-труженника над богатым («Как бедняк с богатым судился», «Два брата»);  на сказки о животных и легенды («Птенец Турпана»).

        Мы рассказываем детям, что фольклор и другие жанры устного творчества имели в жизни хакасского народа огромное значение. Народ и сегодня не потерял интерес к своему фольклору.

        Но среди народа есть особо искусные сказатели-мастера устного сказа – хайджи и нымахчи. Большой популярностью в Хакасии сказатели-члены писателей: С.П. Кадышев и М.К. Добров. Хайджи и нымахчи являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Они несли в народ любовь к свободе, возбуждали в нем ненависть к угнетателям.

        Также мы рассказываем своим детям, что сказки называются по-хакасски «чазаг-нымах», т.е. «пешие» сказки. Они рассказываются без музыкального оформления, тога как «алыптыг-нымах» - героические сказания сопровождаются горловым пением и игрой на национальном инструменте – чахтане. Чахтан образно сравнивается с конем. Конь у хакасов занимает важное место.

        Очень интересны упоминания моря в хакасском фольклоре. Моря бывают черные, белые, красные, синие, желтые, теплые, холодные. Море хакасов имеет исток и устье. Такое представление о море связано с историческим прошлым хакасов. Ни на территории Хакасии, ни вблизи ее морей, как известно, нет. Но далекие предки хакасов своими глазами видели море и были поражены огромным, ни с чем не сравнимым обилием воды. Первоначально море фигурировало в «алыптыг-нымах» - героических сказаниях, а затем перекочевало и в «чазаг-нымах» - «пешую» сказку.

        Проникновение в хакасский фольклор русской сказки восстановило понятие моря («Кресен» - крестьянин).

 При чтении сказки «Абакай-Пахта» мы рассказываем о бесправии порабощенного народа, доносим образ женщины, у которой ее чувство к любимому сливается с любовью к своей Родине.

        Также мы сообщаем детям о высоком мужестве, о большой любви к родным степям и лесам, о свободолюбии и готовности защищать родину от захватчиков, повествуют также сказки-предания о богатыре Очен-Матуре, его сыновьях Сибичеке и Сибдейеке и его жене Кунари.

        Через сказки мы воспитываем у детей лучшие черты характера, такие как: взаимоотношения людей, оценивать поступки, вызывать сочувствие.

        Существуют определенные особенности рассказывания национальной сказки. Мы выделим некоторые из них:

  • Одевание в национальные костюмы;
  • Разнообразие сказок;
  • Интонации;
  • Живой диалог;
  • Разбор национальных сказок;
  • Выделение положительных и отрицательных героев;
  • Характеристика поступков героев;
  • Нравственные выводы.

        Мы знаем, что художественно рассказанная сказка является праздником для детей и запоминается на долгие годы.

        Через фольклор мы знакомим детей с весенними праздниками хакасского народа: Чил пазы – праздник начала года, Таан той – праздник прилета первых весенних галок. Немаловажным событием в календаре хакасов является праздник молочных продуктов – Тун пайрам (праздник первого айрана). Подобные праздники сплачивают детей, помогают им судить об особенностях культуры того или иного народа, проникнуться уважением, что, в свою очередь, является надежной основой для укрепления взаимоотношений и дружбы между народами. Воспитываем чувство гордости и любви к родному краю, а также чувство сострадания к людям.

        Создание фольклора имеет большое будущее и актуальность в процессе трудового воспитания детей. Соприкосновение с духовной культурой обогащает духовный мир и их мировоззрение.

«Моей Хакасией гордиться

Я знаю, будет вся стана…»

И.Костяков.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...

Консультация для воспитателей « Формирование интереса к истокам родного края ,как основы воспитания патриотизма»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Консультация для воспитателей: «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края»

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Детей надо знакомить с культурным...

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...