Доклад «Развитие дошкольников в сфере социальных отношений в основных видах деятельности».
материал (подготовительная группа)

   

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Инжавинский детский сад «Берёзка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Развитие дошкольников в сфере социальных отношений в основных видах деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

                                                                                    Составила: воспитатель

                                                                                             Тихонова Е.В.

 

 

 

                                                   

                                                       2024 год

 Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.     Согласно ФОП ДО - общение это одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития.

    Коммуникация становится в современной жизни человека  базовой деятельностью, и является главным условием его успешной реализации. В связи с этим, проблема социально-коммуникативного развитие ребенка, становится особо актуальной на современном этапе.

   В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

 В сфере социальных отношений:

  • поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
  • обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
  • обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
  • развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.   В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослым. Повышаются коммуникативные способности детей.

     В своей работе по развитию социальных отношений воспитанников использую различные виды игр:

 - сюжетно-ролевые

- театрализованные  

– настольно- печатные

- дидактические  

- подвижные  и др.

       В группе создана и развивается игровая предметная среда, которая является главным условием  формирования социальных отношений. Оформлены: зоны для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Салон красоты», «Магазин» «Кафе», «Больница», «Аптека», «Гараж», «Строители», «Школа» и другие.    Создан спортивный уголок, для подвижных игр, центр  «В гостях у сказки», центр настольно-печатных игр, центр конструктивной деятельности.

        Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться работать дружно, не мешая друг другу.

     Зоны мобильны, часто меняются и постоянно дополняются атрибутами, которые  дают детям возможность разнообразить игру знакомыми сюжетами из жизни. Имеется картотека сюжетно-ролевых и творческих игр соответствующая возрасту детей.         Подобрана художественная литература, которая обогащает социальный опыт детей.

    В нашей группе имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Дети с удовольствием используют их по своему желанию, объединяясь в свободное от занятий время.

       Сюжетно-ролевая игра заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игры с сюжетом оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

   Театрализованные игры  помогают детям общаться, развивают интонационную выразительность, мимику и жесты.  Театрализованные игры всегда радуют детей, они очень  любят играть в театр.  Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

         Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

       Настольно-печатные и дидактические  игры тренируют усидчивость и умение доводить начатое дело до конца, воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнерам игры, а также умение сотрудничать.

Способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать.

      Во время подвижных игр у детей  развивается инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила, быстро  реагировать на действия соперника и партнёра.

     Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям. 

Через игру стараюсь добиваться следующих результатов от детей:

     - контролировать свое поведение;

- договариваться в процессе игры;

- выполнять простые правила;

- устанавливать контакты;

- поддерживать разговор;

- сотрудничать с взрослыми.

      В работе по  развитию  социальных отношений  ребенка в игре, не малое значение уделяю и взаимодействию с родителями. Родителям были даны рекомендации, проводились консультации по организации игр дома между детьми и совместно с ними.

      Проводили анкетирование: «Во что играют ваши дети дома?»

 Давали советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома. Давали памятку «Как способствовать социальному развитию дошкольника» Папку-передвижку: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»;

       Значение игр я считаю чрезвычайно велико  потому, что в процессе игровой деятельности наряду с  умственным и физическим развитием , формируется эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое  поведение и поведение своих друзей.

 Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте, и от того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного развития.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_razvitie_sots_otnosheniy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Инжавинский детский сад «Берёзка»

Доклад

«Развитие дошкольников в сфере социальных отношений в основных видах деятельности».

Составила: воспитатель

Тихонова Е.В.

2024 год

Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Согласно ФОП ДО - общение это одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития.

Коммуникация становится в современной жизни человека базовой деятельностью, и является главным условием его успешной реализации. В связи с этим, проблема социально-коммуникативного развитие ребенка, становится особо актуальной на современном этапе.

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

В сфере социальных отношений:

  • поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
  • обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
  • обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
  • развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослым. Повышаются коммуникативные способности детей.

В своей работе по развитию социальных отношений воспитанников использую различные виды игр:

- сюжетно-ролевые

- театрализованные

– настольно- печатные

- дидактические

- подвижные и др.

В группе создана и развивается игровая предметная среда, которая является главным условием формирования социальных отношений. Оформлены: зоны для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Салон красоты», «Магазин» «Кафе», «Больница», «Аптека», «Гараж», «Строители», «Школа» и другие. Создан спортивный уголок, для подвижных игр, центр «В гостях у сказки», центр настольно-печатных игр, центр конструктивной деятельности.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться работать дружно, не мешая друг другу.

Зоны мобильны, часто меняются и постоянно дополняются атрибутами, которые дают детям возможность разнообразить игру знакомыми сюжетами из жизни. Имеется картотека сюжетно-ролевых и творческих игр соответствующая возрасту детей. Подобрана художественная литература, которая обогащает социальный опыт детей.

В нашей группе имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Дети с удовольствием используют их по своему желанию, объединяясь в свободное от занятий время.

Сюжетно-ролевая игра заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игры с сюжетом оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Театрализованные игры помогают детям общаться, развивают интонационную выразительность, мимику и жесты. Театрализованные игры всегда радуют детей, они очень любят играть в театр. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Настольно-печатные и дидактические игры тренируют усидчивость и умение доводить начатое дело до конца, воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнерам игры, а также умение сотрудничать.

Способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать.

Во время подвижных игр у детей развивается инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила, быстро реагировать на действия соперника и партнёра.

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям.

Через игру стараюсь добиваться следующих результатов от детей:

- контролировать свое поведение;

- договариваться в процессе игры;

- выполнять простые правила;

- устанавливать контакты;

- поддерживать разговор;

- сотрудничать с взрослыми.

В работе по развитию социальных отношений ребенка в игре, не малое значение уделяю и взаимодействию с родителями. Родителям были даны рекомендации, проводились консультации по организации игр дома между детьми и совместно с ними.

Проводили анкетирование: «Во что играют ваши дети дома?»

Давали советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома. Давали памятку «Как способствовать социальному развитию дошкольника» Папку-передвижку: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»;

Значение игр я считаю чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным и физическим развитием , формируется эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение своих друзей.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте, и от того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

Презентация (опыт работы): "Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности."...

Презентация на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разные виды детской деятельности"

Презентация на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разные виды детской деятельности" Сообщение на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разны...

Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

«В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер Иоганн Фридрих«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. ГорькийСоциализация - процесс становления личн...

Мастер-класс для педагогов «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности

 Игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся н...

Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности

1 слайд Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования дошкольника, его морально-волевых качеств.Игра - это деятельность, которая изобр...

Мастер-класс: «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»

Тема мастер-класса:«Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»...

Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования дошкольника, его морально-волевых качеств.Игра - это деятельность, которая изображает от...