Мастер-класс: «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»
материал
Тема мастер-класса:
«Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса:
«Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»
«В игре детей есть часто смысл глубокий»
Шиллер Иоганн Фридрих
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить»
А.М. Горький
Игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки.
Роль игры в развитии ребёнка:
- В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
- Формируется личность ребёнка.
- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
- Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе я бы хотела подробнее остановиться на одном конкретном направлении в играх это – диалогическое общение детей. Я предлагаю по – новому взглянуть на развитие диалогической речи дошкольников, понять – для чего же необходимы игры в развитии диалогического общения.
Полагаю, что включение игр и игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников является актуальным.
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей приставки dia «сквозь, через» и корня logos «слово, значение, речь». Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность» и, следовательно, «диалог - разделенное слово, взаимная речь», т.е. разговор, который ведут два или более человек.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, и др), общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
А. Г. Арушанова отмечает, что полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания.
Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.
К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами.
Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений.
Однако исследования Л. А. Калмыковой подтверждают, что у детей , поступающих в первый класс, основной массив текста 55% составляют простые предложения.
Не редко у старших дошкольников из – за неумения общаться со сверстниками и взрослыми, появляется повышенная тревожность, нарушается процесс общения в целом.
Каковы же существуют принципы работы по развитию диалогической речи у детей?
1.Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.
2.Принцип постепенного усложнения.
3.Принцип дифференцированного построения процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку предлагать игры доступные его возрасту и развитию)
4.Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы).
5.Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
Каждый из нас понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы – педагоги обязаны совершенствовать своё мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания.
Уважаемые педагоги, наравне с традиционными методами и приёмами такими, как беседы, вопросы, наблюдения, задания, поручения и т. д., я широко в своей работе использую игры.
Сегодня вашему вниманию, я предлагаю наиболее эффективные игры на развитие коммуникативных навыков, это те игры, которые я использую с детьми в своей группе. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие эмоциональной сферы.
В таких играх дети устанавливают доброжелательные отношения между собой, замечают положительные качества других и выражают это словами, делают комплементы друг другу.
«Цветик - семи - цветик» (ролик 1)
Цель: развивать творческое воображение, умение сотрудничать со сверстниками; формировать чувство коллективизма, воспитывать взаимоуважение, доброжелательное отношение друг к другу.
Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик семи - цветик, какое бы желание ты загадал»? Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
В своей работе, я использую такие игры, которые направлены на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия.
Это игры «Изобрази пословицу», «Закорючка», «Разговор через стекло».
« Разговор через стекло» (ролик 2)
Цель: развить у детей мимику и жесты,
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Очень часто использую такие игры, которые направлены на разрешение конфликтных ситуаций и преодоление конфликтов в общении друг с другом. Это такие игры, как «Игры – ситуации», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся», «Коврик примирения»
«Коврик примирения» (ролик 3)
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку»
Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить такую вот непритязательную по содержанию игру, в которую наши дети любят играть, это игра «Садовник»
Игра «Садовник» (ролик 4)
Цель: развивать умение вовремя вступать в игру, воспитывать внимательность у детей.
Детям в нашей группе очень полюбились игры создающие благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пойми меня», «Без маски», особенно ребятам нравится
Игра «Пресс-конференция» (ролик 5)
В этой игре используется такой приём как – установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность быстро ему ответить.
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Практическая часть с педагогами
«Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
«Закорючка»
Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
«Без маски»
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;
« Особенно мне не нравится, когда…»;
«Однажды меня очень напугало то, что…»;
«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я….».
Вывод. Уважаемые педагоги, я надеюсь, что игры, которые сегодня вы увидели, вам понравились и возможно вы их тоже будете использовать в своей работе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
Презентация (опыт работы): "Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности."...
Презентация на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разные виды детской деятельности"
Презентация на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разные виды детской деятельности" Сообщение на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разны...
Развитие познавательных интересов и включение детей в систему социальных отношений через экскурсию в библиотеку
Экскурсия в библиотеку...
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
«В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер Иоганн Фридрих«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. ГорькийСоциализация - процесс становления личн...
Мастер-класс для педагогов «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности
Игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся н...
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности
1 слайд Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования дошкольника, его морально-волевых качеств.Игра - это деятельность, которая изобр...
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования дошкольника, его морально-волевых качеств.Игра - это деятельность, которая изображает от...