Консультация для педагогов " Активизация родителей в ДОУ"
консультация (старшая группа)

Бахмина Марина Ивановна

Методы и приёмы работы с родителями, обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл активизация родителей в ДОУ49.25 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

                                «Детский сад № 144» г. Магнитогорска

                   Консультация для педагогов.

       «  Активизация родителей в ДОУ»

               

                    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=55dce57eb75e31753ca3a1bfae9c2e4f-5395231-images-thumbs&n=13

                                                                                     Воспитатель: Бахмина М.И.                                                        

                           Магнитогорск 2024 г

В процессе взаимодействия  с родителями педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение  интереса к обсуждаемому материалу, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала, ассоциировать его с собственным опытом.

 Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов. Предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников . Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и другое.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ним. Считается, если педагог пришёл с установкой на монолог, он заранее обречён на неудачу. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например:

« Какого ребёнка вы считаете послушным? «Зачем нужна ребёнку игра? И другие. У родителей могут быть разные точки зрения, методы, т.е. разногласия,  могут возникнуть по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: « Нужно ли использовать физические наказания?», «Идти ли на уступки детям?», « Как применять метод                 « игнорирования» ребёнка?  и другие. Примеры из литературных источников повысят интерес у родителей.

Для активизации родителей можно предложить игровые методы, например: Педагог бросает мяч, и тот из родителей, кто его ловит должен дать ответ на вопрос, например: « Что вас радует в ребёнке?», « Что огорчает?»,  «Что подразумевается под общением взрослого и ребёнка в семье?». Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить его по кругу, они будут высказывать свои мысли. Родители, как правило отмечают любознательность детей, их потребность в общении, желание делать самостоятельные выводы и умозаключения. Например ,ребёнок может спросить: « А масло сливочное из слив?», « Почему на небе только половина луны? Куда она исчезает днём?»

« Молоко убежало,  ребёнок предлагает догнать его».

 К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста. Можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его лучше.

К игровым методам активизации относятся игры, например, кто из пап быстрее заплетёт дочкам косички; загадывание загадок; проведение игр для взрослых « Откуда эти строки?». Родителям предлагается пара строк известных детских стихов, песен,  они должны их узнать.

 Интерес у родителей вызывает задания направленные на « расшифровку мира детей», им предлагается посмотреть на мир глазами ребёнка. Например: можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос – « Когда колобок катится, ему песок в глаза не сыплется?» ( ответ:- « Нет, колобок катится, и глаза  его катятся»). Или другой пример . У детей спрашивают: Как, называется музыкальный инструмент? (ответ – бомба). Как называется музыкальный инструмент, который превратился в бомбу? ( ответ – Домра).

Родителям можно давать  такие задания: Назовите мультфильм и имя доброго льва, который был цирковым артистом и поехал отдыхать к бабушке в Африку? ( ответ – Лев Бонифаций).

Предложить вспомнить детские книги, их названия и авторов, перечислить известные им детские игры, загадки, чистоговорки. Можно предложить подписать  детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?». Приз вручить самому остроумному. Можно родителям дать творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек, дать рекламу игрушки по аналогии с телевизионной версией, оценивать юмор, точную и полную характеристику игрушки. Предлагается рассказать о примерах опыта воспитания детей в семье.

У родителей следует стимулировать интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, формировать их родительскую позицию Бывает  что знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствие терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучёта индивидуальных особенностей детей, отсутствие единства требований к детям.. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.  Направлять родителей  на умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных  его особенностям и конкретной ситуации. Уметь самокритично оценивать себя как воспитателя, встать на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами. От этого зависит характер взаимоотношений родителей и ребёнка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной  воспитательной деятельности, применение домашних заданий.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненного опыта работы с детьми, литературных источников. Например:  Как вы объясните высказывание трёхлетней девочки: « Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь». Вопрос взрослого: « А почему же ты не слушаешься?» - « А, потому что меня бабушка ругает».

Ещё ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребёнку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так он ещё не обедал, а ребёнок(7 лет) уже знает, что конфеты можно есть только после еды. Ребёнок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось  бы, инцидент исчерпан, но тут вмешался дедушка:  «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребёнка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребёнок в слёзы. Вопрос к родителям: Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребёнка?  Бывают ли  подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия? Чтобы родители не давали однозначных ответов,  пытались рассуждать , следует продумать формулировку вопросов. Родителей следует подвести к выводу: методы воспитания нужно применять гибко, т.к. одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае, и неэффективны в другом. Важно учитывать особенности ребёнка, его настроение, темперамент и другое.

Следующий метод, более сложный – решение педагогических задач, требующий самостоятельного ответа « Как поступить? Этот метод способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить родителям проанализировать свои действия, доказать их правоту или ошибочность. В ходе родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего  личного опыта. Например: Как вести себя, если ребёнок любит разговаривать и задавать вопросы во время еды?

 Достоинство этого метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновение различных позиций.

Основным методом формирование родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности способствующий  развитию самонаблюдения, самооценки. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения ребёнка, за мерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний  отдаётся ребёнку, есть ли среди них взаимоисключающие.

Как ребёнок реагирует на наказание, поощрения, строгий тон и т.д. Часто родители признают, нередко оказывалось, что ребёнок  по своему был прав .Применение описанных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие  педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к  индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Рекомендуется использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое  взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить  под сомнение собственное представление о ребёнке. Можно рассмотреть  например такую ситуацию: « Успокойте плачущего малыша», « Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т.п. В игровой обстановке родители в методах общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении,  на вербальном уровне когда родители вступают в общение, они стараются подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком, не только словесного , но и эмоционального. Многие родители участвуя в игровых тренингах открыли для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев, злость по отношению к ребёнку и   чувствовали себя счастливыми родителями.

Помимо рассмотренных методов, вводятся элементы тренинга, можно использовать упражнения на релаксацию. Это важно, уметь гасить психическое напряжение, владеть собой. Рекомендуются упражнения на дыхания, в экстремальных ситуациях

 ( на задержку дыхания и медленный выдох). Рекомендуется представить чувство прохладной воды или душа, окунания в воду.

 Регулировать тонус мимических мышц лица, постараться расслабиться даже в  конфликтной ситуации , Хорошо задавать себе вопрос: « А как моё лицо? Не сжаты ли зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о  маске-лице,  тем быстрее гасятся раздражение, негативные эмоции.  Особенно это следует помнить женщинам: излишнее напряжение способствует образованию преждевременных морщин. Можно предложить родителям выполнить упражнение на интонацию. Б.Шоу писал, что «есть множество способов сказать «нет», «да» и только один способ эти слова написать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Активизация словаря детей через родственные слова".

Цель консультации: Обратить внимание педагогов на специфику словарной работы с детьми;-Задачи:- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониман...

Консультация для педагогов: Активизация двигательной активности детей в режиме дня - важное условие для полноценного развития.

Консультация для педагогов:Активизация двигательной активности детей в режиме дня - важное условие для полноценного развития....

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Консультация для педагогов " Активизация словаря младших дошкольников посредством дидактической игры"

Консультация для педагогов " Активизация словаря младших дошкольников посредством дидактической игры"...

Консультация для педагогов «Активизация двигательной активности детей в зимний период»

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жиз...

Консультация для педагогов "Активизация речевого общения"

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью. Необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще....