Духно нравственное воспитание дошкольников
методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Телепова Эльмира Загидулловна ,
воспитатель
Духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Поэтому систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Наиболее существенный источник материала для формирования нравственного воспитания - это их житейский опыт: их детство, семья (ближайшее окружение), игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста обуславливается, их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в нашей работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества во всех видах деятельности дошкольников с нарушением зрения. При отборе фольклорного материала учитываем возрастные возможности, особенности зрительной нагрузки детей.
Для этого в группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрастным и зрительным возможностям дошкольников. К литературным произведениям подобраны CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку" и др.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевки, приговорки используем в общении с малышами для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Мы, с учетом доступности, включаем их в повседневный разговор с ребенком. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки. Используем пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.
Один из видов народного творчества – пословицы часто используются нами в общении с детьми с нарушением зрения, т.к. они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы. открывают им правила поведения, моральные нормы. Например, «Поспешишь – людей насмешишь», «Дал слово, держи его», «Кончил дело, гуляй смело»
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Мы используем их во всех процессах воспитательной работы: при одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала используем игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей. Используем загадки на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество. Скороговорки чаще всего используем для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
Очень важная часть устного народного творчества вошла в детский быт наших дошкольников, это, конечно сказка. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. В нашей группе большая подборка русских народных сказок
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используем для проведения подвижных игр. Например, «Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, до работы не нашел, сам заплакал и ушел». Считалки не только формируют мировоззрение, но также формируют у дошкольников математические представления, в том числе порядковый счет: например, «Ушки, глазки, носик, хвостик, получился добрый котик, он считает до пяти, тот, кто пятый выходи».
Вывод.
В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения.
Список литературы
1.Буре, Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. –2009. – 298с.
2.Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов.
3.Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.
4.Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 11. – С. 20 – 22.
5.Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошк. восп. – 2014. – № 2. – С. 79–86.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...