«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
консультация

Елена Николаевна Еремченко

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей  дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей  в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

Консультация

для педагогов

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

                                                                                                                                                                                                                                             

         

Подготовила воспитатель:

Ерёмченко Е.Н.

г.Москва г.Троицк

30.09.2021

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.

Цель работы педагогов образовательного учреждения в данном направлении заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность. совестливость, способность к состраданию; основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю, городу, в котором живёшь), воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию.

Задачи работы с воспитанниками по теме «Знакомство с русской народной культурой» диктуются внедряемой в учреждении комплексной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа подразумевает:

- расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания в жизни;

- развивать чувство сопричастности к народным торжествам;

- закладывать основы праздничной культуры;

- совершенствовать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

- формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;

- содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребёнка;

- воспитывать художественно-эстетический вкус.

Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора методов обучения и воспитания.

Широкое использование фольклора (колыбельных песен, народных песен, сказок, частушек, пословиц, поговорок и др.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор может использоваться как на занятиях, так и во всех режимных моментах. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в процессе приобщения к народной культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Создание предметно – развивающей среды

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в ДОУ создаются музеи. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет им с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого может быть отведён уголок, в котором будут альбомы, раскраски. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке могут присутствовать игрушки: богородская, дымковские, матрёшки и т.д.

Знакомство с народным искусством

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Знакомство с русскими народными играми

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Проведение традиционных народных праздников

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.

Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре также зависит от выбора форм обучения и воспитания.

Формы образовательной работы с детьми

- организованные занятия

- праздники и развлечения

- наблюдения в быту и природе

- экскурсии в музей и детскую библиотеку

- организация конкурсов рисунков, поделок

- посещение тематических выставок

- просмотр видеофильмов, слушание музыки

- встреча с интересными людьми

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

                                                                                                                                                       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...