«МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
методическая разработка
Семинар-практикум для педагогов, в игровой форме вспомнить с педаагогами все вопросы по РППС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №22 «Планета детства»
Семинар-практикум
«МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
Старший воспитатель
Палагнюк Е.А.
Ханты-Мансийск, 2024
Цель семинара-практикума: выявить и обобщить знания педагогов о развивающей предметно-пространственной среде в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Ведущий1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.
Слайд 1.
«Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется.
Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».
Слайд 2.
Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды».
Ведущий 1. Сегодня на нашем практикуме будет все перемешано. Не как обычно теория, а потом практика, в процессе всего семинара теория будет примешиваться с практикой. Предлагаю первое упражнение «Грецкий орех».
Слайд 3.
Упражнение: «Грецкий орех»
Задача: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
- У вас на столе находятся грецкие орехи, возьмите по одному ореху внимательно его рассмотрите, изучите его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные чёрточки. Орехи складываются обратно, перемешиваются. Задача каждого участника – найти свой орех.
- Кто как свой орех запоминал, кто какой стратегией пользовался, чтобы найти свой орех (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, своя красота и потенциал, своя индивидуальная способность. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому обучающему.
Методы настроя на работу
Ведущий. Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
1) Любая предварительная работа. Как говорят художники: «Прежде чем делать эскиз, наточи карандаши». Карандаши мы уже наточили.
2) «Метод швейцарского сыра» - т.е. начинаем дело, «выгрызая» из разных мест наиболее эффективное, интересное, нужное, простое. Проанализировав ситуацию по организации РППС, активно «вгрызаемся».
3) «Промежуточная радость» - разбиваем работу на несколько этапов, за результат получаем награду (профессиональный рост, успехи детей, минуты общения с коллегами и т.д.)
Слайд 4.
Ведущий 2. (теория). Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.
В педагогике существует два понятия среды, кто может сказать какие?
Образовательная среда
- Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, обучающихся и родителей (законных представителей) по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
- Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
- Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Развивающая предметно-пространственная
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельностью;
Очень важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт предъявляет требования, и среда меняется, а меняется она в том случае, когда педагог ее принимает.
Слайд 5.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в дошкольном учреждении (группы) должна быть:
- содержательно насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
- Как вы понимаете насыщенность и безопасность РППС
- Что означает трансформируемость
- Объясните, что такое полифункциональность
- Доступность – это……
- Вариативность – это …..
Мы рассмотрели основные понятия для организации РППС в группе с учетом требований ФГОС.
Слайд 6.
- содержательно-насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
-безопасной
Слайд 7.
РППС Должна быть оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая содержанию образовательного процесса, отвечающая интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Слайд 8.
Ведущий 2: Развивающая предметно-пространственная среда группы строится с учетом этих направлений развития. Рассмотрим из каких компонентов может быть организована Развивающая Предметно-Пространственная Среда в группе.
У вас на столах лежат высказывания, которые нужно закончить. Даём вам время на заполнение, потом проверяем
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в … двигательной активности.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ведущий 3. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Ведущий 3. У вас на столах находятся маркеры, карандаши, ручки лист бумаги и листочки с темами.
Слайд 9.
Задание: - Что вы можете внести в образовательную среду в своей возрастной группе, оборудование, материалы, оформление и т.д. по теме недели, у каждой группы своя тема:
Мл. возраст. «Огонь друг, огонь враг», «Я и мой дом»
Средний возраст «Зимушка – зима», «Русское народное творчество»
Старший возраст. «День матери», «Из истории прошлого – предметы домашнего обихода»
- Какие сложности вы испытывали при составлении атрибутов к РППС?
Команды молодцы. Справились отлично с данным заданием.
Ведущий 3. Переходим к скоростному блиц-опросу.
Слайд 10.
Скоростной «Блиц-опрос»
Каждой команде по очереди задаются вопросы. Ваша задача – ответить на них.
- система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
- к какому центру для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
- к какому центру для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
- к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
- о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
- о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);
- как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
- как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
- перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).
- Каким требованиям должна соответствовать мебель в ДОО? (Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).
Ведущий 1. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Слайд 11.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности (уголок здоровья и физического развития)
- центр конструирования
- центр музыкальной и театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
- центр познавательной и исследовательской деятельности (экспериментирования)
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Давайте посмотрим, чем можно наполнять центры развития. Слайды с 12 по 23
Слайд 24
Притча «Разные люди» (о переменах)
Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!
Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он кинул деревянную чурку, в другой - морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе.
Через некоторое время он вынул то, что кинул, из воды.
«Что изменилось?» - спросил Учитель.
«Ничего…» - ответил Ученик.
Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой - морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе.
Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, ничего не понимал.
«Что изменилось?» - опять спросил Учитель.
«То, что и должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зёрна кофе растворились в кипятке», - ответил Ученик.
«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», - ответил Учитель. «Посмотри внимательней. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
Вода – это наша жизнь.
Огонь – это перемены и неблагоприятные обстоятельства.
Морковка, дерево, яйцо и кофе – это типы людей.
Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
1. Человек-морковь. Таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» и… они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки» как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и… предсказатели.
2. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны, цельны, что ли. И именно такие люди показывают всем, что и тяжелые жизненных обстоятельства… всего лишь жизнь и за черной полосой всегда наступает белая.
3. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни никто, а в тяжелые времена вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
4. «А как же кофе!» - воскликнул ученик.
«О – это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств полностью растворились в окружающей среде, сделав из безвкусной воды вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» - ответил учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
«Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько меняют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
Вывод. Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам.
Слайд 25
8. Рефлексия:
Возьмите лист бумаги нарисуйте свою ладонь.
Каждый палец — это позиция, по которой надо будет дополнить предложение, высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала…
СРЕДНИЙ – мне было трудно …
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Ощутите себя Волшебником, немного, совсем чуть-чуть, и обратите внимание на новые ощущения, появившиеся в ВАС и действуйте!!!
Итог. Слайд 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО» презентация
В презентации показано, как можно смоделировать развивающую предметно - пространственную среду с учётом индивидуальных особенностей и интересов детей....
Методические рекомендации "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО".
Методические рекомендации раскрывают организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), как одно из условий реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. П...
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
laquo;Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудовани...
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
Моделирование развивающей предметно0пространственной среды в соответствии с ФГОС...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ПЕДАГОГОВ: «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДОО»
Слайд 1.Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени ребенок находится в дошкольн...
Педагогический совет: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО»
Цель: Активизировать действия педагогов по проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их ...