Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления"
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного направления развития воспитанников № 20 « Алёнушка»
города Буденновска Буденовского района
«Развитие пространственного мышления»
(консультация для родителей)
Подготовила : Фефелова М.В.
воспитатель высшей
квалификационной категории
Пространственное мышление в дошкольном возрасте приобретает особое значение. Оно отвечает за ориентирование в окружающем мире, воспроизведении пространственных образов и их использовании при решении разного рода задач. Не стоит бояться начать развивать навыки пространственного ориентирования у ребенка слишком рано. Ученые, занимающиеся изучением нейрофизиологии, выяснили, что в самом раннем детстве происходит развитие отделов головного мозга, которые влияют на размышления о пространственном положении объектов.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, который обеспечивает формирование объемных образов, также включающий в себя рассуждение в терминах изображений и использование их в ходе решения различных задач (как практических, так и творческих). Основывается на образе, который имеет пространственные характеристики: форма, размер, положение в пространстве и др.
Пространственное мышление отвечает за ориентирование в окружающем мире, решение геометрических задач и представление объектов в объеме. Закладывание подобных навыков происходит еще в дошкольном возрасте, так как в этот период развития обучение происходит наиболее просто и эффективно.
Пространственное мышление в дошкольном возрасте приобретает особое значение. Оно отвечает за ориентирование в окружающем мире, воспроизведении пространственных образов и их использовании при решении разного рода задач. Не стоит бояться начать развивать навыки пространственного ориентирования у ребенка слишком рано. Ученые, занимающиеся изучением нейрофизиологии, выяснили, что в самом раннем детстве происходит развитие отделов головного мозга, которые влияют на размышления о пространственном положении объектов. Так младенцы в возрасте четырех месяцев показывают умения, которые связаны с мысленным вращением различных вещей
До 3 лет - На этот возраст отлично подходят скорее не занятия, а творческая деятельность и общение. Младенца полезно стимулировать ползать, раскладывая игрушки в разных местах, показывать как можно разнообразно манипулировать с предметами и играть. Малышу постарше надо показывать где и какая у него часть тела или лица, а когда он освоится, просить показать, где такие же части тела у игрушек/других людей. Это нужно для развития у ребёнка базовой проприоцепции - понимания положения своего тела и его частей в пространстве. Развитие проприоцепции важно для детей вообще, а для детей с нарушениями развития так особенно. Ребёнок, у которого недостаточно развита проприоцепция, может иметь повышенную или пониженную кожную чувствительность и пытаться скомпенсировать недостаточность ощущений от собственного тела при помощи гиперактивности с элементами агрессии (лететь с разбегу на предметы и людей, крушить всё на своём пути, щупать и жмакать всё вокруг, чрезмерно крепко обниматься и слишком бурно выражать свои чувства прыжками/бегом/крушениями всего вокруг).
Из развивалок на этот возраст хорошо подойдут игры с мячом, кеглями, магнитная рыбалка, стройка из кубиков и конструктора, простенькие аппликации из геометрических фигур, лепка из теста/пластилина колобков, снеговиков, колбасок, ставить точки на бумаге и предлагать соединить их прямой линией, простые раскраски и бумага с карандашами для первых каляк, пазлы или разрезные картинки из 2-4 деталей (можно и больше, если ребёнок может больше).
С 3 до 5 лет - Можно начинать давать уже более сложные задания. Для детей 3-4 лет хорошо подойдут пазлы от 5-6 деталей, не просто игры с конструктором, а сборка по простенькому образцу, задания на поиск отличий/совпадений. Хорошо идут тетрис, кубики Коса или Никитина (варианты для начинающих). С 4-5 лет можно предлагать ребёнку начать копировать изображения, перерисовывать простые рисунки, писать прописи, проходить лабиринты, соединять точки по номерам, формируя рисунок (требуется знание счета), сравнивать короткие и длинные отрезки. Рисунки конечно далеки от идеальных пропорций, но смысл рисования и не в этом, а в том, чтобы ребёнок практиковался и постепенно переносил на бумагу всё более реалистичные детали, подмеченные им в окружении - то есть, не только схематичные руки-палки, а объемные конечности, лица с чертами лица, правильное положение предметов в пространстве и т.д. Кроме того, с 4-5 нужно обучать ребёнка предлогам, обозначающим положения предметов и людей в пространстве: право, лево, впереди, позади, сверху, снизу, на, под, в. Кстати, с предлогами здорово помогает не зубрежка, а мимоходное изучение. Например, поиск "клада" на бумаге или даже в квартире (в формате детского квеста) с ориентировкой на карту сокровищ.
С 5 до 7 лет - Ребёнок уже может не просто копировать, но и самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать начатое. Для дорисовки проще всего начинать с заданий по клеткам: напишите в поиске "дорисуй по клеткам простые задания" - вам вывалится масса примеров для начинающих. А в качестве достройки можно предлагать сконструировать вторую симметричную башню/домик к первой.
Очень хороши графические диктанты - идеально для развития слухового внимания и пространственного мышления одновременно, так как ребёнок рисует картинку по клеткам, ориентируясь на ваши слова, например: "Одна клетка влево".
Из головоломок подойдут усложнённые узоры из всё тех же кубиков Никитина и Коса, более сложные лабиринты, можно добавить танграм. Хороша логическая игра "Цветовой код" - ребёнку предлагается вставить в прозрачную рамку карточки с изображениями в нужной последовательности, чтобы получился узор. -А ориентироваться в тетради и подготовится к письму помогут прописи. – Одним из любимых и увлекательных для детей видов работы является конструирование. Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования.
Как видите, вариантов развивать пространственное мышление, как в процессе занятий, так и в быту/игре, на самом деле масса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления у дошкольников"
Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира. Поэтому развитие простр...
Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей«Формирование пространственного мышления у детей собщим недоразвитием речи"Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умстве...
Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»
Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...
Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»
Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...
Консультация для родителей "Лего-конструирование как средство пространственного мышления детей дошкольного возрастав условиях ДОУ"
Констуркторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях....
Консультация для родителей "Развиваем логическое и пространственное мышление с помощью игр"
Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя...
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...