Консультация для воспитателей из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
консультация
Предварительный просмотр:
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Слайд 1, 2. Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
ФГОС определяет следующие направления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
- формирование социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в тоже время очень острое и очень понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, какому-то уголку Земли, любовь к Родине. Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким.
С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Слайд 3. В своей практической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги нашего ДОУ опираются на труды:
- Н.В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников»;
- З. Дмитренко, А. Ветохиной и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »;
- Л.В. Коломийченко «Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников».
Цель нашей работы - обеспечение каждому ребенку условий позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование патриотических чувств, любви к Родине.
Для достижения цели, ставим перед собой следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание силы, ловкости, выносливости, уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы ознакомить детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом помогает музей русского быта в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй.
Слайд 4, 5. Работу по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем ДОУ разбиваем на следующие разделы:
1. «Я и мое имя», «Права ребенка». Задачи: формировать первичные представления ребенка о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.
2. «Моя дружная семья». Задачи: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, воспитывать чувство любви к близким родственникам.
3. «Мой любимый детский сад». Задачи: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.
4. «Наша Родина - Россия». Задачи: знакомить детей с государственной символикой России; знакомить детей с историей и многонациональностью России; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа.
5. «Человек в истории». Задачи: формировать понятия об отдельных исторических событиях, знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
7. «Праздники, обычаи, традиции России». Задачи: знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
8. «Мы славим город свой». Задачи: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости за выдающихся людей города.
Работа по каждому разделу включает занятия, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры.
В этом учебном году были проведены мероприятия:
Слайды 6-9.
- экскурсии в Центральную библиотеку им. Д. Кедрина (выставка В. Гуральника «Храмы Подмосковья»), в Мытищинскую картинную галерею (выставка «Золото Хохломы», выставка лоскутного шитья «В каждом посаде — в своём наряде», выставка глиняных игрушек «Рожденная огнем» и пр.);
Слайды 10-14.
- открытые просмотры НОД «Хлеб – всему голова», «Этот День Победы», «Солдатский треугольник», «День народного единства», «Ромашковое счастье»; беседы «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка» и пр.; дети просматривали презентации «Символика России», «Символика города Мытищи», «Олимпийские игры» и пр.;
Слайды 15-19.
- акции «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Все на субботник!», возложение цветов к памятникам и мемориалам города, участие в акции «Бессмертный полк»;
Слайд 20.
- спортивные праздники: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я - спортивная семья», «От норм ГТО – к олимпийским медалям!» и пр.;
Слайд 21.
- проекты «Огород на подоконнике», «След войны в моей семье», «С чего начинается Родина», «Мама, папа, я - дружная семья», «Хлеб – всему голова!» и пр.;
Слайд 22-26.
- досуги и праздники: «Наша славная Матрёшка», «День Матери», «Осенины»; «Ромашковое счастье», «День Российского флага», «День Победы» и др.,
- мастер-классы «Пасхальное яйцо», «На все руки от скуки», «История одного цыплёнка» и пр.
- конкурсы прикладного творчества «Рождественские кружева», «Мама… Сколько в этом слове», «Пасхальные мотивы» и многие другие.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе - мощный стимул воспитания любви к Родине. В группах ДОУ оформлены:
- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Профессии наших родителей», «Знаменитые земляки», «Мытищинские спортсмены», «Прошлое и настоящее Мытищ»;
- картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.;
- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ;
- альбомы: «Храмы Подмосковья», «Русские народные костюмы»;
- матрешки, куклы в разных национальных костюмах, дидактические игры;
- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;
- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.
В следующем учебном году мы планируем организовать семейную патриотическую гостиную «Правнуки Победы», в рамках которой дети узнают о военных подвигах своих прадедов и прабабушек, ушедших на войну из нашего города и района. Здесь они сами смогут ощутить себя солдатом, примерив, шинель, каску, ремень и другие предметы тех лет. Особое внимание мы уделяем работе военно-полевой почты в годы ВОВ, дети знакомятся с военными письмами-треугольниками, изготавливают военные треугольники, чтобы поздравить ветеранов нашего микрорайона с Днем Победы. Дети узнают о боевых, трудовых подвигах горожан, что вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.
Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества, вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных развлечениях, принимают участие в мастер-классах. Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Особое внимание в работе с родителями направлено на приобщение дошкольников к труду. Ежегодно проводится экологическая акция «Посади дерево», субботники с совместным участием детей и родителей. На территории сада есть огород, на котором мы выращиваем клубнику, помидоры и перец. На площадке нашей группы есть цветочная клумба. Дети знакомятся с разновидностями растений и приучаются к труду.
Слайд 27.
Для определения уровня сформированности у дошкольников основ патриотизма я использовала технологию М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Мониторинг заполнялся на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществлялась в соответствии с тремя уровнями: высокий, средний, низкий (Приложение № 1).
Начало 2023-2024 учебного года (старшая группа 24 чел.):
низкий уровень - 12 чел. (50%),
средний уровень - 8 чел. (33%),
высокий уровень - 4 чел. (17%).
Конец 2023-2024 учебного года (старшая группа 24 чел.):
низкий уровень – 5 чел. (21%),
средний уровень - 13 чел. (54%),
высокий уровень - 6 чел. (25%).
В результате мониторинга выяснилось:
- у воспитанников значительно вырос уровень сформированных патриотических знаний о стране, родном городе, исторических событиях;
- дети стали чаще проявлять дружелюбие, уважительное отношение к человеку и результатам его труда, считаться с интересами товарищей;
- особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках;
- выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций, направленных на воспитание любви к родному городу;
- дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам; --у детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за нравственно-патриотическое становление детей.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Основные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном г...
Сообщение из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной...
Презентация к сообщению из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ...