Консультация для воспитателей из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_n-p_vospitaniyu.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Слайд 1, 2.  Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

ФГОС определяет следующие направления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми:

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;

- формирование социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в тоже время очень острое и очень понятное, за которым стоит для каждого человека  многое: любовь  к родителям, своему дому, какому-то уголку Земли, любовь к Родине. Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким.

   С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

 

Слайд 3. В своей практической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги нашего ДОУ опираются  на труды:

-  Н.В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников»;

-  З. Дмитренко, А. Ветохиной и др.  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста        »;

- Л.В. Коломийченко «Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников».

         Цель нашей работы - обеспечение каждому ребенку условий позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование патриотических чувств, любви к Родине.

Для достижения цели, ставим перед собой следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание силы, ловкости, выносливости, уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы ознакомить детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом помогает музей русского быта в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй.

Слайд 4, 5. Работу по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем ДОУ разбиваем на следующие разделы:

1. «Я и мое имя», «Права ребенка». Задачи: формировать первичные представления ребенка о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.

2. «Моя дружная семья». Задачи: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, воспитывать чувство любви к близким родственникам.

3. «Мой любимый детский сад». Задачи: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.  

4. «Наша Родина - Россия». Задачи: знакомить детей с государственной символикой России; знакомить детей с историей и многонациональностью России; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа.

5. «Человек в истории». Задачи: формировать понятия об отдельных исторических событиях, знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

7. «Праздники, обычаи, традиции России». Задачи: знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

8. «Мы славим город свой».  Задачи: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости за выдающихся людей города.

Работа по каждому разделу включает занятия, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры.  

В этом учебном году были проведены мероприятия:

Слайды 6-9. 

- экскурсии в Центральную библиотеку им. Д. Кедрина (выставка В. Гуральника «Храмы Подмосковья»), в Мытищинскую картинную галерею (выставка «Золото Хохломы», выставка лоскутного шитья «В каждом посаде — в своём наряде», выставка глиняных игрушек «Рожденная огнем» и пр.);

Слайды 10-14. 

- открытые просмотры НОД «Хлеб – всему голова»,  «Этот День Победы», «Солдатский треугольник», «День народного единства», «Ромашковое счастье»; беседы «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка» и пр.; дети просматривали презентации «Символика России», «Символика города Мытищи», «Олимпийские игры» и пр.;

Слайды 15-19.

- акции «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Все на субботник!», возложение  цветов к памятникам и мемориалам города, участие в акции «Бессмертный полк»;

Слайд 20.

- спортивные праздники: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я - спортивная семья», «От норм ГТО – к олимпийским медалям!» и пр.;

Слайд 21.

- проекты «Огород на подоконнике», «След войны в моей семье», «С чего начинается Родина», «Мама, папа, я - дружная семья», «Хлеб – всему голова!» и пр.;

Слайд 22-26.

- досуги и праздники: «Наша славная Матрёшка», «День Матери», «Осенины»; «Ромашковое счастье», «День Российского флага», «День Победы» и др.,

- мастер-классы «Пасхальное яйцо», «На все руки от скуки», «История одного цыплёнка» и пр.

- конкурсы прикладного творчества «Рождественские кружева», «Мама… Сколько в этом слове», «Пасхальные мотивы» и многие другие.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе -  мощный стимул воспитания любви к Родине. В группах ДОУ оформлены:

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Профессии наших родителей», «Знаменитые земляки», «Мытищинские  спортсмены»,  «Прошлое и настоящее Мытищ»;

- картотеки стихов, песен о родном городе, о  семье, детском саде, о стране   и т.д.;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ;

           - альбомы: «Храмы Подмосковья», «Русские народные костюмы»;

- матрешки, куклы в разных национальных костюмах, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.    

              В следующем учебном году мы планируем организовать семейную патриотическую гостиную «Правнуки Победы», в рамках которой дети узнают о военных подвигах своих прадедов и прабабушек, ушедших на войну из нашего города и района. Здесь они сами смогут ощутить себя солдатом, примерив, шинель, каску, ремень и другие предметы тех лет. Особое внимание мы уделяем работе военно-полевой почты в годы ВОВ, дети знакомятся с военными письмами-треугольниками, изготавливают военные треугольники, чтобы поздравить ветеранов нашего микрорайона с Днем Победы.  Дети узнают о боевых, трудовых подвигах  горожан, что вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.

Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества, вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных развлечениях, принимают участие в мастер-классах. Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен  чувствовать себя  равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Особое внимание в работе с родителями направлено на приобщение дошкольников к труду. Ежегодно проводится экологическая акция «Посади дерево», субботники с совместным участием детей и родителей. На территории сада есть огород, на котором мы выращиваем клубнику, помидоры и перец.  На площадке нашей группы есть цветочная клумба. Дети знакомятся с разновидностями растений и приучаются к труду.

               

Слайд 27.

Для определения уровня сформированности у дошкольников основ патриотизма я использовала технологию М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Мониторинг  заполнялся на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществлялась в соответствии с тремя  уровнями: высокий, средний, низкий (Приложение № 1).

Начало 2023-2024 учебного года (старшая группа 24 чел.):

низкий уровень - 12 чел. (50%),

средний уровень  -  8 чел. (33%),

высокий уровень  - 4 чел.  (17%).

 

Конец 2023-2024 учебного года (старшая группа 24 чел.):

низкий уровень – 5 чел. (21%),

средний уровень  -  13 чел. (54%),

высокий уровень  - 6 чел.  (25%).

В результате мониторинга  выяснилось:

- у воспитанников значительно вырос уровень сформированных патриотических знаний о стране, родном городе, исторических событиях;

- дети стали чаще проявлять дружелюбие, уважительное отношение к человеку и результатам  его труда, считаться с интересами товарищей;

- особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках;

- выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций, направленных на воспитание любви к родному городу;

- дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам;                                                                                                                                 --у детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за нравственно-патриотическое становление детей.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей  "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Основные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном г...

Сообщение из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной...

Презентация к сообщению из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ...