Комплекс консультаций для родителей
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями
«О правильном поведении при профилактике простудных заболеваний»
В осенне-зимний период, когда повышается риск заболеть, в детских садах проводят профилактические мероприятия для предотвращения роста простудных заболеваний. Это фильтр приема детей, закаливание, прогулки, проветривание, луково-чесночные тарелочки, витамины, фрукты, салаты из свежих овощей. Проводятся беседы, выставляется информация для родителей. Для деток сделаны индивидуальные киндер-чесночницы. Украшены игрушками. Такие «украшения» носить одно удовольствие для ребенка и он никогда не забудет надеть его.
Памятка для родителей
"Что делать, чтобы не заболеть гриппом или простудой"
Правильно питайся!
Для укрепления иммунитета нужно есть продукты с высоким содержанием витамина С – бруснику, шиповник, свежую и квашеную капусту, лук, яблоки, лимоны.
Больше двигайся!
Долгое сидение перед компьютером или лежание перед телевизором- это малоподвижный образ жизни. Утренняя зарядка, пробежка по утрам, физкультура, плавание, лыжи, двигайся больше-проживешь дольше.
Бойся переохлаждения!
На подошве стоп отражаются все внутренние органы человеческого организма. Так что застудил ноги- жди насморка. Обувь создает тепличные условия для ног, и биологически активные точки на стопах ослабевают. Поэтому даже кратковременное охлаждение ног может вызвать простуду. Опасно переохлаждение для поясницы и живота как для девочек, так и для мальчиков.
Первое средство при «замерзании»
-Придя домой, прими горячую ножную ванну, но не более 10-15 минут.
Придя домой - Мой тщательно руки с мылом, так как вирусы переносятся через грязные руки.
Если ты уже заболел
1. Вызови врача на дом.
2. Неделю отлежись в постели! Болезнь пойдет быстрее, и ты не заразишь окружающих
3. Пей не меньше 2 литров жидкости в день (брусничный, клюквенный морс, чай с лимоном, медом) - с ней из организма выводятся продукты интоксикации
4. Откажись от тяжелой мясной пищи на период болезни так как для переваривания пищи требуется больше энергетических затрат, а организм экономит силы для защиты от вирусов. Перейди на молочно-растительную диету.
5. Принимай живой витамин С. Он содержится в цитрусовых сыром луке, чесноке. Витамин С стимулирует иммунную систему.
6. Чаще мой руки, если ты чихнул или у тебя кашель, и после личной гигиены носа.
7. Сморкайся правильно - сначала одну ноздрю, затем другую, наклонив голову и приоткрыв рот. Это может предотвратить попадание инфекции в слуховую трубу, которая соединяет носоглотку с ухом и гайморовой пазухой. Отит и гайморит - частые осложнения гриппа и ОРЗ
8. Обязательно проветривай комнату! Загрязнённый вирусами воздух опасен!
В целях профилактики заболеваний острыми респираторным вирусными инфекциями и гриппом рекомендуется:
1. Своевременно обращаться в лечебное учреждение при первых признаках инфицирования.
2. Избегать мест скопления людей, при контакте с больным — применять экстренную профилактику. При первых признаках заболевания — вызывать врача на дом, воздержаться от посещения работы, общения с друзьями.
3. Родителям необходимо быть особенно внимательными к здоровью своих детей – каждое утро перед посещением детского дошкольного учреждения оценивать состояние здоровья ребенка, измерять температуру и в организованный коллектив отправлять только здорового ребенка. При появлении у ребенка первых клинических признаков ОРВИ и гриппа необходимо незамедлительно обратиться к врачу, не заниматься самолечением.
4. При первых признаках заболевания немедленно обращаться за медицинской помощью, т. к. вирусы гриппа, циркулирующие в этом году, вызывают быстрое развитие клинических проявлений и тяжелое течение заболевания.
Беседа с родителями «Семья и спорт»
Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении - и это должно стать традицией в вашей семье.
Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: " Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?" Ответ был однозначным - пить таблетки. "Подождите",- сказала я. "Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?" "Пить таблетки". Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.
1. Правильное питание
2. Режим
3. Культурно- гигиенические навыки
4. Закаливание
5. Физкультура
6. Прогулки на свежем воздухе.
7. Отказ от вредных привычек.
Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.
Движение – это не только естественная потребность человека, но и необходимый компонент сохранения и укрепления его здоровья – физического, психического, умственного. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой. Что может дать родитель своему ребенку, если он сам не очень здоров. Так давайте вместе решать проблему оздоровления всех членов семьи. Человек должен постоянно находиться в движении.
Мама пятилетнего Саши в беседе с психологом призналась, что раньше старалась останавливать своего сына, когда он, по ее мнению, очень много бегал и шумно играл. Вскоре она заметила, что ребенок стал раздражительным, хуже спит, чаще простужается. Родители начали регулярно заниматься вместе с сыном утренней зарядкой, совершать прогулки на свежем воздухе, и эти негативные явления прошли. Для занятий физическими упражнениями всей семьей подойдет любое место в комнате, которое следует освободить от посторонних и опасных вещей (стульев, табуреток, бьющихся предметов и т. п.) Хорошо, если оно будет постоянным: это дисциплинирует, подчеркивает важность занятий физкультурой и серьезное отношение к ним родителей. Практически все великие люди во все времена начинали свой день с утренней гимнастики. Это не значит, что они непременно приседали, делали махи руками и ногами, отжимались. Каждый по-своему настраивал свой организм на рабочий лад.
Для совместных занятий желательно приобрести следующий инвентарь: скакалку, роликовый массажер, набивной мяч весом 1 кг, гантели разного веса (от 0,5 до 1 кг, гимнастическую палку размером 70-80 см, перекладину для подтягиваний (устанавливается в проеме двери, коврик для упражнений лежа и сидя (на расслабление, статические и дыхательные, эспандер для развития еще слабых мелких мышц кисти и пальцев рук. Хранить спортивный инвентарь нужно в специальном месте. Не забудьте о специальной обуви и одежде, которые должны содержаться в чистоте и использоваться только для физкультурных занятий.
Если возможно, проводите занятия на свежем воздухе – во дворе, в близлежащем парке или сквере. В этом случае потребуются мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный или простой резиновый). Хорошо, если хотя бы раз в неделю вы будете выезжать за город для активных занятий физической культурой и пешеходных прогулок. Помимо тренировочного эффекта встречи с природой обогащают ребенка эмоционально и эстетически. Возьмите с собой скакалки, небольшой мяч для метания, ракетки и воланы для бадминтона. Можно пробежаться с ребенком по лесу или пройтись в быстром темпе. А велосипедные прогулки – так это просто здорово! Зимой особенно полезны лыжные походы – прекрасное средство оздоровления, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечного аппарата. Дети с удовольствием занимаются физическим упражнениями вместе с родителями. Семья, в которой растет ребенок, во многом определяет его поведение и установки. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так и будет относиться к ней и ваш ребенок.
Чтобы ребенок рос уверенным в себе и легко общался со сверстниками, родителям стоит с раннего детства приучать его ухаживать за собой. Например, заниматься зарядкой, следовать принципам правильного питания, правильно причесываться. Когда ребенок здоров и полон сил, счастливы и его родители. С приближением весны родители начинают задумываться о том, как организовать для своих детей дополнительное внешкольное образование и досуг. Кто-то отдает своего ребенка в музыкальную или художественную школу, а кто-то приходит в местные дворцы творчества и записывает детей во все подряд кружки.
Психологи получили ряд интересных результатов. Практически все родители, принимавшие участие в исследовании «Семья и спорт. А нужно ли это?», проявляли очень большой интерес к занятиям своих детей спортом, что приводило к укреплению отношений между родителями и детьми. У них появилась почти неисчерпаемая тема для общения. «Спорт является своего рода платформой для отношений между родителями и детьми, и многие взрослые признавались нам, что у них наконец-то нашлась тема для разговоров со своим ребенком».
Некоторые участники исследования проявили повышенный интерес к тем видам спорта, которыми занимались их дети. Так, одна женщина честно призналась, что сама по себе никогда бы не начала заниматься теннисом, но поскольку ее ребенок стал заниматься этим видом спорта, то она сама решила попробовать, и в результате сейчас ей очень нравится держать ракетку в руках. Правда, у занятий детьми в спортивных секциях есть и другая сторона медали. Родители более взрослых детей честно признавались психологам в том, что испытали разочарование, когда становилось ясно, что их ребенок не добился успеха в спорте, несмотря на все потраченное время, деньги и душевные силы.
Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!
Консультация для родителей
«Поговори со мною, мама»
Дорогие родители!
Вы – первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая школа - это ваш дом, именно он окажет огромное влияние на то, что будет важным для ребенка в жизни, на формирование у него системы ценностей.
Не смотря на свою занятость и нехватку времени, родители должны с большой ответственностью подходить к воспитанию своего ребенка, активно принимать участие в его жизни, начиная с самого раннего возраста.
Мама - первая, кто передает опыт в непосредственном эмоциональном общении. Она разговаривает с малышом, используя разную интонацию в голосе. Когда ребенок общается с матерью, отцом, старшими детьми или другими родственниками, он присваивает именно те жесты, мимику, манеру говорить, которые свойственны его семье. Хорошо, если в семье царят доброжелательность, любовь, искренняя забота друг о друге, взаимопомощь, тогда ребенок растет эмоционально защищенным, уверенным в себе, открытым и общительным. К сожалению, и довольно часто, бывает так, что в семье принят агрессивный и «сухой» стиль общения. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно.
Две вещи мы можем подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, другая - «крылья». Сколько бы мы не прожили, мы все равно возвращаемся к опыту детства. Интересно, что люди, добившиеся успеха, отмечают значимость того, что дано ребенку с детства.
Поговорите с ребенком
1.Расскажите ребенку о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.
2.Научите ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.
3.Попросите ребенка рассказать, как он помогает бабушке, маме (рассказ из личного опыта).
4.Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря. Мама (какая?) - ... Сестренка (какая?) - ... Бабушка (какая?) - ...
5.Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка... Бабушка - ... Сестра - ... Тетя - ...
6. Побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера); -прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия женских профессий).
Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики:
Как у нас семья большая да веселая, (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)
Развитие слуховой памяти, внимания
Выучить стихотворение (любое на выбор). Мамин день Г. Виеру
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник мама,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Мама
Я. Аким
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА"!
Мамин день
Е. Благинина
Все хожу, все думаю, смотрю:
"Что я завтра маме подарю?
Может, куклу?
Может быть, конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек- огонек.
Сегодня 8 Марта – это праздник любви и красоты. 8 Марта все мужчины поздравляют бабушек, мам, жён, сестёр и подруг. Лучшим подарком в этот день (как и во все остальные!), конечно, станут цветы! А весёлые игры поднимут настроение!
Игры с мамами и девочками:
1.«Кто быстрее соберёт и разберёт мясорубку с завязанными глазами, мама или папа?» 2.«Чей нос лучше?» - определить по запаху, что находится в мешочках.
3.«Принцесса на горошине» – без помощи рук определить и назвать предмет, на котором сидишь.
4.«Кто быстрее завяжет бант кукле?».
8 Марта – это 23 февраля по старому стилю. Так что с праздником, мужчины! Предлагаем вам несложные рецепты блюд, с которыми вы Быстро и с успехом справитесь, радуя своих женщин.
Салат «Мимоза» Приготовить: банку рыбных консервы, 3 варёных яйца, 2 варёных моркови, лук, майонез. На большую тарелку выложить из банки рыбу, размять её вилкой, посыпать нарезанным луком и смазать майонезом. Сверху выложить натёртую на тёрке морковь и залить майонезом. Отдельно натереть белки и посыпать на морковь. Сверху насыпать натёртые желтки (как цветы мимозы). Резать салат, как торт, не нарушая слои.
Десерт «Лакомка». Мороженое подать в вазочке, посыпать орешками и полить сиропом.
Консультация для родителей
«История возникновения праздника 8 Марта».
Что это за праздник- 8 Марта? Как давно принято его отмечать? Действительно ли он международный?
Возник этот праздник как день борьбы за права женщин. 8 марта1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался еще один - впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права. В 1910 году на Международной конференции женщин социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир. В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. А потом его отметили 12 мая 1912 года.
В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации ". научного утра по женскому вопросу". Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.
В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами "Хлеба и мира". Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.
Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. С 1966 года в СССР день 8 марта утратил свой политический подтекст и, по указу правительства, было принято решение сделать его нерабочим днем, «днем всех женщин». После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации.
С 1975 года ООН провозгласила 8 марта Международным женским днем, с тех пор все мероприятия по вопросам борьбы в защиту прав женщин приурочены к этой дате. Официально признан праздник 8 марта в странах мира: Армения, Афганистан, Азербайджан, Беларусь, Вьетнам, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Замбия, Грузия, Камбоджа, Кыргызстан, Китай, Куба, Коста-Рика, Кирибати, Лаос, Монголия, Мадагаскар, Молдова, Непал, Россия, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Сербия, Узбекистан, Уганда, Украина, Черногория, Хорватия, Эритрея.
Примите поздравление:
Пусть первый подснежник.
Подарит Вам нежность!
Весеннее солнце подарит тепло!
А мартовский ветер подарит надежду,
И счастье, и радость, и только добро!
С праздником 8 Марта, дорогие женщины!
Анкета для родителей
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Уважаемые родители!
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща. Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?
а) да;
в) нет;
в) затрудняюсь ответить?
2. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:
а) до 3 лет;
б) ещё до школы;
в) с 10 лет?
3. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача:
а) ГИБДД;
б) детского сада;
в) родителей;
Ваш вариант________________________________________________________________
4. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
а) беседы с ребенком;
б) чтение детской литературы по данной теме;
в) практические навыки поведения на дороге;
г) углубленное изучение Правил дорожного движения;
д) собственный пример;
Ваш вариант _____________________________________________________________________________
5. С кем гуляет ваш ребёнок:
а) один, я наблюдаю из окна;
б) гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;
в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию?
6. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:
а) действую, как мне удобно и быстрее;
б) стараюсь соблюдать;
в) всегда соблюдаю?
7. Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения:
а) делаю замечание;
б) не обращаю внимания, у них есть свои родители;
в) затрудняюсь ответить.
8. Есть ли у вас литература, игры по данной теме:
а) есть; б) нет.
8. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих мероприятиях ДОУ по ПДД:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. Нужное подчеркнуть.
Спасибо за Ваше участие в анкетировании!
Памятка для родителей
«Правила и безопасность дорожного движения»
Просим Вас всегда помнить о том, что именно Вы являетесь для Вашего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Поэтому не жалейте времени на «уроки поведения» детей на улице К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
Играть только в стороне от дороги.
Переходить улицу там, где обозначены пешеходные переходы, где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
Переходить улицу только шагом, не бежать.
Посмотреть при переходе сначала налево, а потом направо.
При переходе улицы следить за сигналами светофора.
Не пересекать путь приближающемуся транспорту.
Входить в любой вид транспорта и выходить из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу.
Не высовываться из окна движущего транспорта.
Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.
Не выезжать на велосипеде на проезжую часть.
Малыш! Если ты потерялся на улице, не плачь, попроси помочь тебе, назови свой домашний адрес.
Р. Фархади «Светофор»
У любого перекрестка Нас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор: «Свет зеленый – проходи! Желтый – лучше подожди. Если свет зажегся красный – Значит, двигаться опасно, Стой!»
Изучай правила дорожного движения!
Консультация для родителей
«Русская национальная культура»
Формирование русского национального характера.
Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны. Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл. Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту. Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.
Основные черты национального характера нации.
Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства. Одна из самых весомых черт – это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей. Еще одна важная черта в характере россиян – это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.
Ценности русской культуры.
Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине. Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер. Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают. И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего. Язык и литература как ценности народа Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык – народ». Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства – это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин. А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания. В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.
Живопись как часть культуры России.
Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России. Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси – это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV–XV веков иконопись достигает своего апогея. Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.
Религия многонационального народа России.
Национальная культура во многом зависит от того, каким богам поклоняется нация. Как известно, Россия - многонациональная страна, в которой проживает около 130 наций и народностей, каждая из которых имеет свою религию, культуру, язык и быт. Именно поэтому религия в России не имеет единого названия. На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви. В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью. В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.
Кухня и традиции на Руси.
Национальная культура и традиции - практически неразделимые понятия. Ведь все это - прежде всего память народа, то, что хранит человека от обезличивания. Как уже говорилось ранее, россияне всегда славились своим гостеприимством. Именно поэтому российская кухня настолько разнообразна и вкусна. Хотя еще несколько столетий назад славяне питались достаточно простой и однообразной пищей. Кроме того, для населения этой страны было принято соблюдать пост. Поэтому стол в основном всегда делился на скромный и постный. Чаще всего на столе можно было встретить мясные, молочные, мучные и растительные продукты. Хотя многие блюда в российской культуре имеют исключительно ритуальное значение. Традиции крепко переплелись с кухонным бытом в России. Некоторые блюда считаются ритуальными и готовятся только в определенные праздники. Например, к свадьбе всегда готовят курники, к Рождеству варят кутью, блины пекут к Масленице, а куличи и пасхи - к Пасхе. Конечно же, проживание других народов на территории России отразилось и на ее кухне. Поэтому во многих блюдах можно наблюдать необычные рецепты, а также наличие отнюдь не славянских продуктов. А вообще не зря говорят: «Мы есть то, что мы едим». Российская кухня очень простая и полезная!
Современность
Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня. Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа. Россия – великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!
Консультация для родителей
«Воспитание детей на традициях народной культуры»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Консультация для родителей по теме:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.
Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?
- Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.
- Рассказывание легенд и преданий.
- Разучивание песен и танцев нашего народа.
- Воспитание и уважение к родительскому дому.
- Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
- Бережное отношение к родной природе.
- Знакомство с художественными промыслами своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода.
Консультация для родителей
«Птицы наших лесов»
Невозможно представить себе наш лес без птичьих песен. Особенно звонкие и красивые песни поются весной. Прибывают перелетные птицы, и лес наполняется их голосами. Каждая птица, обычно самец, выбирает участок леса и занимает его, не допуская к нему других птиц этого же вида. Чаще всего один и тот же участок занимает одна и та же пара из года в год. Размеры гнездовых участков у разных птиц неодинаковы. У колониальных птиц, таких, как дрозд-рябинник, участок не превышает нескольких квадратных метров, а у хищных, например беркута, достигает многих квадратных километров. Выбор гнездового участка определяется его защитными свойствами и кормовыми качествами.
Одни виды птиц устраивают свои гнезда на земле, другие в кустарниках, в кронах деревьев, на развилках сучьев возле самого ствола дерева, в дуплах старых деревьев, в земляных норах. Гнезда птиц, их размеры, форма и материал, из которого они построены, значительно отличаются друг от друга. Самое маленькое гнездо королька имеет в диаметре всего 5—6 см, а самое большое у филина — превышает 1,5 м.
Гнездовым материалом служат ветви деревьев, лишайники, мхи, стебли трав, листья деревьев, птичьи перышки, пух, шерсть животных, конский волос и даже рыбья чешуя. Каждый вид птиц использует свой излюбленный материал. Архитектура гнезда каждого вида особая.
Все птицы подразделяются на три группы. Перелетные птицы — к ним относится большинство мелких певчих птиц, — они прилетают к нам весной, а осенью улетают на зимовку. Оседлые птицы — это дятлы, синицы, рябчики, глухари — ни зимой, ни летом не покидают наши леса. Кочующие птицы прилетают к нам с юга (сороки, вороны) и с севера (снегири, свиристели). Эти виды проводят в наших краях какое-то время, а потом улетают обратно.
Примерно около 90 процентов птиц, населяющих наши леса, относятся к группе насекомоядных.
Кроме непосредственной пользы, получаемой от истребления птицами вредителей сельского и лесного хозяйства, многие зерноядные птицы способствуют распространению семян различных растений. Например, семена черной рябины и смородины не теряют всхожесть после прохождения их через желудок птиц. Некоторые птицы разносят желуди и орехи на значительное расстояние и прячут их про запас, при этом часть запасов не используется и при определенных условиях прорастает.
Среди птиц леса есть промысловые виды, например такие, как глухарь, тетерев, рябчик, вальдшнепы. Есть птицы, выполняющие роль санитаров в природе; они питаются падалью, например ворона.
Необходимо заметить, что к природе нет абсолютно полезных или абсолютно вредных животных. Это положение справедливо и для птиц леса. Насекомоядные птицы, помимо вредных насекомых, уничтожают также небольшую часть и полезных. Так, зеленый дятел, поедая муравьев, разрушает муравейники. Дрозды в осеннее время вредят отдельным плодовым деревьям. Некоторые птицы поедают пчел, ос и насекомых, способствующих опылению растений. И все же надо иметь в виду, что всего лишь около 1—2 процентов птиц леса можно считать скорее вредными, чем полезными. О большинстве же птиц можно сказать с уверенностью, что польза, приносимая ими, значительна.
В фауне СССР насчитывается около 650 видов птиц. Из них птицы, живущие в лесу, составляют примерно половину. Численность же всех видов превышает многие миллиарды.
Многие виды в своем питании узкоспециализированны, и благодаря этому на одном и том же дереве могут прокормиться, не конкурируя друг с другом, несколько видов птиц. Наглядным примером в этом отношении могут служить дружные стайки синиц, поползней и дятла. Дятел своим твердым, как долото, клювом из-под коры и из толщи древесины достает вредителей леса. Поползень вытаскивает насекомых и их личинок из складок коры. Пищуха клювом тонким, как шило, выискивает в неровностях дерева такие узенькие щели, из которых не может достать себе корм поползень. Вокруг этих птиц постоянно, и особенно в зимнее время, скапливаются синицы, они на лету подхватывают семена ели или сосны, шишки которых расклевывает дятел. На этом же дереве, повисая на тонких веточках кроны, могут кормиться корольки и пеночки.
В подборке представлены птицы леса, наиболее часто встречающиеся в средней полосе России.
Научно-технический прогресс иногда настолько изменяет условия жизни некоторых птиц, что количество их начинает сокращаться. Поэтому возникает настоятельная необходимость всемерного сбережения и охраны птиц.
Консультация для родителей
«Птицы — наши друзья»
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно.
У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых.
Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья.
Круглый стол с родителями на тему
"Повернись лицом к природе"
Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования экологической культуры ребенка; способствование повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи.
1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка.
2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома.
3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде.
4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
5. Включение родителей в совместную работу над проектом "Мы любим природу".
Форма работы: "круглый стол".
Участники: - дети старшей группы;
- родители;
- воспитатель.
Предварительная работа.
- Изготовление приглашений на родительское собрание .
- Изготовление памяток для родителей "Правила поведения в природе" (Приложение).
Инструментарий и раздаточный материал:
- карточки с высказываниями, "экологические" ситуации, памятки-подсказки, проектор, видеосюжеты, музыкальный центр.
План.
1. Вводный этап. Приветствие родителей.
2. Основной этап. Просмотр социального видеоролика "Сохраним мир на планете". Коллективное обсуждение вопросов.
3. Игра "Директива".
4. Кейс-метод. Обсуждение ситуаций на тему "Дети и природа".
5. Знакомство с экологическим проектом "Мы любим природу".
6. Заключительный этап. Памятки "Экологические запреты", "Правила поведения в природе". Подведение итогов собрания.
7. Рефлексия. Просмотр мультфильма "Это совсем не про это".
Ход встречи
- Организационный этап.
Воспитатель:
- Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Спасибо, что пришли к нам на встречу. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
У нас с вами одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
По тем ответам, что вы дали в анкете, стало ясно, что вы готовы сотрудничать с детским садом и двигаться в одном направлении, приобщая детей к природе.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Просим вашего внимания, посмотреть видеоролик.
2. Просмотр детского социально-экологического видеоролика.
Воспитатель:
- "Сохраним мир на планете". Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
- Мне бы хотелось перейти к обсуждению некоторых вопросов.
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения.
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Самым правильным будет начать с себя, родителя. Начать работать над собой, менять привычки, свой образ жизни.
Предлагаю игру.
3. Проводится игра "Директива" (это скрытое приказание неправильно сформулированное родителями за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Раздаются карточки с высказываниями.
Примеры высказываний.
1. "Не ломай ветки, бесстыдник" - "Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем".
2. "Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?" - "Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?"
3. "Куда бежишь как сумасшедший? Не видишь, машины едут!" - "Пойдем медленнее. Вспомним правила поведения на дороге".
4. "Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый. Ты что лужу не видел? Недотепа". - "Будь повнимательнее в следующий раз - обходи лужу".
Воспитатель:
- Родители, согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше "воспитание" к окружающему, к окружающим, к самому себе. Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом можете вы.
4. Обсуждение ситуаций на тему "Дети и природа".
Воспитатель:
- Вашему вниманию зачитываются ситуации, ваша задача найти правильные пути ее решения.
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?
б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. "Теперь ты будешь моя",- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?
г) Кто-то заметил: "Что-то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем". "Включите магнитофон погромче" - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?
5. Обсуждение этапов работы над проектом "Мы любим природу".
Воспитатель:
- Одним из главных моментов в сегодняшней нашей встрече, познакомить вас с экологическим проектом, который мы с ребятами собираемся реализовать.
Родителям оглашаются этапы работы над проектом, акцентируются те этапы, в которых они смогут принять непосредственное участие.
- Просим Вас принять активное участие.
6. Заключительный этап.
Воспитатель:
- А теперь мы предлагаем вам подумать и продолжить высказывание:
"Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… "
Каждый из родителей даёт свой ответ, что бы они сделали, чтобы их ребёнок бережно относился к природе.
Воспитатель:
- В завершении нашей встречи, мы хотим раздать вам памятки "Экологические запреты", "Правила поведения в природе" (Приложение 2).
- Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей.
Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: "Не делай того, не делай этого... " Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?
Определенные экологические запреты абсолютно необходимы.
"Обрушивать" эти запреты на ребенка "сверху" нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты дошкольниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку.
Следует учитывать правила поведения в природе.
Воспитание у детей любви к природе, бережное отношение следует считать важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей. Мы надеемся, что время, проведенное сегодня, не было потрачено впустую, вас заинтересовало экологическое воспитание детей, данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, надеемся, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.
7. Рефлексия. Просмотр мультфильма "Это совсем не про это".
Анкета
"Насколько вы компетентны в вопросах экологии?"
С целью способствования повышению роли семьи в формировании экологической культуры ребенка, просим Вас откровенно ответить на следующие вопросы.
∙ Ф.И.О.
__________________________________________________________________
∙ Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего края?
__________________________________________________________________
∙ Считаете ли Вы, что в п. Красная Глинка существуют экологические проблемы? Какие? __________________________________________________
__________________________________________________________________
∙ На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, поселка, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? __________________________________________________________
∙ Как часто Вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
__________________________________________________________________
∙ Как Вы считаете, Ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? _____________________________________________________________
∙ Какие мероприятия Вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для поселка?_______________________________________
__________________________________________________________________
∙ Как Вы считаете, в нашем поселке существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие? _________________________________________
__________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Памятка для родителей
«Правила поведения в природе»
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников! Каким может быть обоснование этого правила? Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.
Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей акации, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.
2. Не повреждай кору деревьев! Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
3. Не собирай березовый сок! Помни, что это вредит дереву. Дошкольникам можно прочитать стихотворение Алексея Толстого.
"Острою секирой ранена береза..."
Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана...
Лишь больное сердце не залечит раны!
Рассказать детям, что раны на дереве следует замазать глиной.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов! Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством взрослого.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не сбивай грибов, даже ядовитых! Помни, что грибы очень нужны в природе.
У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! Пауки - традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
10. Не разоряй гнезда шмелей! Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого - широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах.
11. Не разоряй муравейники!
12. Береги лягушек, жаб и их головастиков!
13. Не подходи близко к гнездам птиц! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
15. Не разоряй птичьи гнезда!
16. Не шуми в лесу, в парке! Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
17. Не жги весной траву на лугу! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
18. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора! Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.
Это основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен.
Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносить вред природе.
Единство экологического сознания и поведения - сущность экологического воспитания дошкольников.
Рекомендация для родителей
«Домашняя библиотека»
Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репетитора? Литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование.
Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным?
Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию.
Какие же книги могут увлечь ребенка? Назовем основные группы таких книг.
1.Сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира
Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым, Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.
2.Различные сборники сказок, народных и авторских
Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.
3.Книги о животных
книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы станут залогом человечности и уважения ко всему живому.
4.Веселые книги
Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.
5.Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний
6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.
Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.
Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека — это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.
Консультация для родителей
«Как подобрать мебель для детской комнаты»
Интерьер детской комнаты играет большую роль в развитии талантов и навыков ребенка. В его комнате должны быть интересные, красивые, необычные предметы, которые малыш будет исследовать и осваивать. Ведь для ребенка детская комната – это, прежде всего, игровая и исследовательская зона, поэтому нужно серьезно отнестись к обустройству комнаты маленького члена семьи. Существует несколько критериев, которые следует обязательно учитывать, приобретая мебель для детской комнаты.
Пространство. Осмотрите детскую комнату и представьте, где именно будет располагаться мебель. Не стоит сильно загромождать комнату. Если комната имеет небольшие размеры, то мебель должна быть компактной – раскладываться и складываться. Не следует забывать и о ее многофункциональности. Трансформирующаяся мебель удобна своими размерами. Кроватка для маленького малыша при помощи несложных манипуляций превращается в подростковую, а диван – в удобную двухъярусную кроватку. Эта мебель очень практична тем, что ее не нужно постоянно менять, она каждый раз будет соответствовать росту и возрасту вашего ребенка, что является довольно-таки экономичным и практичным вариантом.
Возраст ребенка. Этот показатель играет огромную роль при выборе мебели, ведь для каждого возраста она разная. Если до шести лет детская представляет собой сказочную страну, то после шести игровая зона уменьшается в размерах, поскольку в жизни ребенка превалирует учеба. Главное, чтобы детская мебель была максимально безопасной во избежание травматических ситуаций. В детской комнате не должны находиться следующие элементы: металл, фурнитура, стекла, плохо обработанные углы. Делайте акцент на простую, плавно обтекаемую форму мебели. В детской комнате не обойтись без шкафа, в который малыш будет складывать все свои вещи, привыкая к чистоте, самостоятельности и порядку. Стоит проследить за тем, чтобы дверца и разные выдвижные ящички шкафа легко открывались и отодвигались. Учащемуся ребенку понадобятся полки для учебников и книг. Такие полки могут быть как открытыми, так и закрытыми.
Ребенку в комнате необходим рабочий стол и хорошее кресло. Рекомендуется комнату разделить на две части – игровую и рабочую. В рабочей зоне следует расположить стол, который лучше поставить возле стенки таким образом, чтобы ребенок, сидя за столом, видел входную дверь. Выбирая стол, необходимо учесть тот факт, что ребенок довольно много времени будет проводить за ним. Высота стола не должна быть выше груди ребенка. Ноги, когда ребенок сидит, должны быть в положении под прямым углом. В состав стола могу также входить дополнительные ящики или отдельные тумбочки. Так как развитие вашего ребенка не стоит на месте, лучше покупать стол-трансформер, позволяющий правильно рассчитать высоту от пола в зависимости от роста ребенка. Неплохо было бы иметь стул, регулирующийся по высоте и оснащенный подлокотниками. Это помогло бы избежать искривления осанки позвоночника и нарушения зрения.
Комната ребенка должна быть хорошо освещена. Если у вас девочка, то для оформления стен лучше выбирать цвета теплых тонов, а если мальчишка – холодных. Для того, чтобы ребенку было интересно заниматься уроками (читать, писать или рисовать), можно наклеить на ножки стола или его поверхность наклейки с буквами, цифрами, а также рисунками разных животных.
Дошкольный и младший школьный возраст характерен ростом костной и мышечной системы организма. Учитывая данные нюансы, выбирайте мебель, которая бы отвечала ортопедическим требованиям. На детских кроватях используйте матрасы из жесткой ткани, потому что мягкий матрас приведет к искривлению еще неокрепшего позвоночника.
Если в вашей семье ожидается очередное пополнение, то нужно с большим вниманием отнестись к выбору спальной кроватки для малыша. Важно, чтобы кроватка имела высокую спинку и боковину для безопасности малютки. Выбирайте кроватки, изготовленные из экологически чистых материалов, соответствующих гигиеническому сертификату, а также одобренные педиатрами и дерматологами. И помните, что специалисты рекомендуют покупать детскую кроватку, выполненную исключительно из натуральных материалов. Шерстяные и хлопковые ткани, наполнители из морских водорослей и кокосовой стружки отлично пропускают воздух, что, в свою очередь, существенно упрощает газообмен, препятствуя опрелости детской кожи.
Выбор мебели для комнаты вашего ребенка – очень трудоемкий, но интересный процесс. Не забывайте о желаниях вашего чада. Выбирайте мебель вместе с ребенком, ведь так он поймет, что его мнение ценят.
Круглый стол для родителей
«Безопасность и здоровье наших детей
1. Вступительное слово.
Воспитатель. Тема нашего круглого стола «Безопасность и здоровье наших детей». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:
Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.
Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач.
. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как сделать так, чтобы наши дети были здоровы и в безопасности.
Сейчас у нас первый пройдёт «Мозговой штурм» и так:
2. «Мозговой штурм»
1. От чего зависит здоровье детей?
(организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
2. Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?
(Ребёнок и другие люди;
Ребёнок и природа;
Ребёнок дома;
Здоровье ребёнка;
Эмоциональное благополучие ребёнка;
Ребёнок на улице)
3. Что такое здоровье?
4. Что такое безопасность?
5. С какого возраста необходимо проводить работу по безопасности жизнедеятельности детей?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).
3. Рассматривание и обсуждение определений.
1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
5. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
6. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего круглого стола «Безопасность и здоровье наших детей».
Воспитатель.Чтобы наши дети были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
4. Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»
Воспитатель. Я сознательно поставила вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
Участники игры объединяются в следующие группы:
«Воспитатели»
«Родители»
«Администрация»
«Специалисты»
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде)
5. «Безопасность»
Мы уже имеем небольшое представление что такое «Безопасность».
Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:
Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
Мебель, подобранная по росту детей;
Правильное освещение.
Уважаемые родители, давайте сделаем все, чтобы создать «Безопасные условия для наших детей ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста
Для вас родители!!!!...
Комплекс консультаций для родителей по здоровьесберегающим технологиям
Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учр...
комплекс консультаций для родителей
мастер-класс для родителей...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора.
Комплекс содержит: «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.) ...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора.
Комплекс содержит: «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.) ...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
консультации для родителей...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
laquo;Как укладывать ребенка спать», «Пальчиковые игры в раннем возрасте».«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»,«Сказки ребенку нужны ли?&r...