"Финансовая грамотность дошкольников"
материал по основам финансовой грамотности
Финансовая грамотность дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской семинар для воспитателей
«Финансовая грамотность дошкольников»
Теоретическая часть
Старший воспитатель: Добрый утро, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашем дошкольном учреждении. И сегодня наш семинар посвящен финансовой грамотности дошкольников.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного?
Финансово грамотный человек:
1. планирует свои доходы и расходы
2. имеет сбережения
3. тратит меньше, чем зарабатывает
4. умеет выбирать финансовые услуги
5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности.
Какие же азы финансовой грамотности должны знать дети?
- умение ценить деньги
- умение считать деньги
- умение экономить и сберегать
- умение тратить и жить по средствам
- умение возвращать долг
- умение делиться
Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основы финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела.
Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
С 2023 года наше дошкольное учреждение является опорной площадкой по реализации курса финансовой грамотности дошкольников.
Данная площадка ориентирована на детей в возрасте 5 – 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
Цель опорной площадки: создание условий для повышения финансовой грамотности обучающихся, способствующей успешной социализации детей, на основе формирования развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных образовательных стандартов. Т.е. помочь дошкольникам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки.
Основные задачи опорной площадки:
1. Сформировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
2. Создать условия для повышения финансовой грамотности воспитанников;
3. Помочь дошкольнику выработать умения, навыки и личностные качества;
4. Поделиться педагогическим опытом с образовательными учреждениями города.
Какие же умения, навыки и качества мы можем выработать у дошкольника?
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
- признавать авторитетные качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие;
За 2023-2024 учебный год был реализован комплекс практических мероприятий по деятельности опорной площадки: родительские собрания, занятия, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, квест-игры, интерактивные игры, выставки, олимпиады, викторины, консультации и рекомендации для педагогов и родителей.
В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран.
Практическая часть
Старший воспитатель: Сегодня мы предлагаем вам немного побыть детьми и окунуться в мир проблемно-игровых ситуаций по экономическому воспитанию и основам финансовой грамотности. Предлагаем вам поиграть в пазлы.
Предлагаю вам сложить пазлы по порядку и по первым буквам прочитать, какой теме посвящается наш семинар.
Пазл – 9 шт.
Музыка фоном. Педагоги собирают слово «Экономика»
Старший воспитатель: Итак, какое же слово у вас получилось?
(ответы гостей)
Вопрос 1.
Старший воспитатель: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?
(ответы гостей)
Воспитатель 1: Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина - собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность.
Вопрос 2.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, скажите кто из участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей основ финансовой грамотности?
(ответ гостей)
Воспитатель: Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог - воспитанник, воспитанники - родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно- ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления. Любая сказка несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. По средствам обыкновенной сказки, переложив ее на современный лад мы формируем экономическое образование детей.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Эффективно решать поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями, уважительно доверительных и искренних отношений.
Игра: «Доход и расход»
«Хочу – надо»
Вопрос 3.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, какие средства обучения можно использовать для изучения финансовой грамотности дошкольников?
(ответ гостей)
Воспитатель: Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на:
- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно- слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные).
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
- чтение художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- игровые (игры, игрушки);
- трудовые (оборудование и инвентарь для разных видов труда).
В нашем детском саду организована предметно-пространственная развивающая среда: организован центр по финансовой грамотности «Занимательная экономика», изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Сбербанк», «Аптека», «Почта», «Кафе», «Магазин». Изготовлены, как самостоятельно воспитателями, так и совместно с родителями настольные дидактические игры. Также изготовлены развивающие лепбуки «Финансовая грамотность», «Экономический рюкзачок» Совместно с родителями собраны экспонаты в мини музей денег. Оформлены консультации и папки-передвижки. Создана экономическая азбука, картотека пословиц и загадок, картотека экономических понятий.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Вопрос 4.
Старший воспитатель: Следующий вопрос: Коллеги, а что же такое проблемно-игровые технологии?
(ответы гостей)
Воспитатель: Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.
Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению. Основная задача - сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи - в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощяя при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.
Эффективно используемые проблемно-игровые технологии по финансовой грамотности дошкольников являются:
1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
В своей работе, по формированию основ финансовой грамотности, мы использовали такие проекты как: «Юный финансист» (Еремчукова Мария Васильевна), «Все профессии нужны, все профессии важны» (Дудкина Наталья Владимировна), «Семейный бюджет» (Федорова Марина Николаевна).
2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.
Предлагаем и вам поиграть и разобрать несколько проблемных ситуаций.
- Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ответ: Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
- Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Ответ: Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать
- Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Ответ: Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
3. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их. Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.
Вопрос гостям: Какие сюжетные и ролевые игры по вашему мнению учат детей азам финансовой грамотности?
(ответ гостей)
Старший воспитатель: Предлагаем посмотреть короткий видеоролик, который расскажет вам в какие игры играют наши дети.
(Видеоролик «Сюжетно-ролевые игры») 3 минут.
4. Интерактивные игры. Для педагога становится актуально найти новые формы и методы обучения детей, основной вид деятельности которых - игра, поэтому интерактивная дидактическая игра по финансовой грамотности - это эффективный метод закрепления полученных ранее знаний.
Интерактивная игра – современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.
Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя. Дети намного быстрее усваивают материал с помощью медиа ресурсов, нежели если педагог предлагает материалы в традиционной форме обучения.
Нашей творческой группой разработано 8 уникальных интерактивных игр. Каждая из игр, имеет свой уровней сложности, благодаря чему в такие творческие игры дети готовы играть снова и снова.
5. Игры-головоломки - занимательный, интересный проблемно-игровой материал, который развивает логическое мышление.
В своей работе мы используем:
- лабиринты,
- ребусы,
- рабочие тетради,
- кроссворды и др.
Предлагаю поиграть – нужно по картинкам прочитать денежные пословицы.
«Денег куры не клюют»,
«Деньги лопатой гребут»,
«Деньги на ветер бросать»,
«Копейка рубль бережёт»,
«Деньги любят счет»,
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
6. Викторины, олимпиады и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально коммуникативное развитие и речевое развитие.
В своей работе по финансовой грамотности дошкольников мы использовали:
- Олимпиады «Юный финансист», «Играем и считаем».
- Викторины «Финансовая грамотность», «Дружу с финансами», «Экономика в сказках»;
- Конкурсы «Моя копилка лучше всех», «Копейка рубль бережет», конкурсы кроссвордов по финансовой грамотности.
И сейчас мы вам предлагаем Викторину «Экономика в сказках»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
3. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).
4. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Зимовье)
5. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
6. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Петушок, сказка «Колосок»).
Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Вопрос 5.
Старший воспитатель: А сейчас внимание на экран.
Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, что значить экономить?
(ответы гостей)
Старший воспитатель: Интересно, а как понимают дети значения этого слова?
Ребенок:
«Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт: Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Это ребенок, который еще не изучал основы финансовой грамотности.
А как же понимают дети значения слова «экономить» после прохождения курса по финансовой грамотности?
Просил купить велосипед,
Но в ответ услышал, «нет,
Чтоб его купить сейчас,
Денег лишних нет у нас».
«Мама, папа, может быть,
Нужно что-то не купить?
Этим изменить бюджет
И купить велосипед».
Папа почесал в затылке,
Предложил: «сестрёнке Милке
Можно не купить смартфон,
Но, ей точно нужен он.
Не купим маме сапоги.
Зимой, в мороз, в туфлях беги.
Делать точно так не будем,
Потому, что маму любим.
Мой совет тогда таков,
Не купим двести пирожков.
Суммы хватит в самый раз,
Велосипед купить сейчас».
Чтобы жить без пирожков….
Я к такому не готов!
Приходим с папой к мнению
Будем ждать до премии.
Старший воспитатель: Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
Раздать картинки с изображением ребенка и над его головой изобразить облака.
Старший воспитатель: Мы с вами рассмотрели сегодня много интересных и нужных в работе воспитателя проблемно-игровых технологий и нам с вами не составит сейчас труда ответить на простой вопрос:
- Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Свои ответы можете записать в облаках, которые нарисованы вокруг ребенка.
(музыка фоном)
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Старший воспитатель: В заключение мне хочется вам сказать: начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)
Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...