Эволюция жилища человека
план-конспект занятия (младшая группа)
Информационный практико-ориентированный образовательный проект
ФОП ДО «Познавательное развитие»
Возрастная группа: II младшая (3-4 года)
Проект краткосрочный – 1 неделя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эволюция жилища человека | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки»
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области гимназии №1имени Н.И.Ферапонтова города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
«Эволюция жилища»
информационный
практико-ориентированный образовательный проект
ФОП ДО «Познавательное развитие»
Возрастная группа: II младшая (3-4 года)
Проект краткосрочный – 1 неделя
Автор:
Воспитатель,
Исаева Светлана Валерьевна
Сударова Ангелина Вадиовна
Новокуйбышевск,
2024 учебный год.
Содержание:
1. | Актуальность проекта……………………………………… | Стр. 3 |
2. | Анализ проблемной ситуации …………………………….. | Стр. 4 |
3. | Цель и задачи проекта, распределение деятельности между участниками, ожидаемые результаты ….………… | Стр. 5 |
4. | Основные этапы реализации проекта…………………….. | Стр. 7 |
5. | Содержание проекта…………………………………… …. | Стр. 9 |
6. | Заключение………………………………………………….. | Стр. 10 |
7. | Информационное обеспечение проекта………………….. | Стр. 11 |
Актуальность проекта
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Познавательное развитие, наряду с другими составляющими, включает в себя развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.
В качестве годовой задачи СП «Детский сад «Ладушки» ставит задачу на 2023-2024 учебный год - « Сформировать к маю 2023-2024 учебного года не менее чем у 80% воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям Родины через активизацию познавательных интересов в рамках проектной деятельности».
Все это в совокупности и послужило поводом для разработки и реализации проекта.
Анализ проблемной ситуации
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.
Данный проект помогает в решении проблемы. Работа направлена главным образом на умение систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека. Помогает сформировать у детей положительное представление о собственном доме, о родном городе. Воспитывает любовь к своему дому, а также знакомит детей с историей возникновения построек, материалом из которого он построен, разновидностями домов, его частями и разновидностями домов.
Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель проекта: мотивировать семьи воспитанников к формированию представлений детей о разных видах жилища человека и истории его возникновения.
Задачи:
- Систематизировать знания детей об истории развития строительства домов с древних времен и до нашего времени.
- Продолжать знакомить детей со строительными материалами (глина, дерево, стекло, металл, кирпич, лед, камень, ветви, листья).
- Вовлечь воспитанников и их родителей (законных представителей) в активную познавательную деятельность с последующим применением приобретенных знаний на практике.
Участники: дети 3-4 года, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: краткосрочный (неделя)
Тип проекта: информационный практико-ориентированный образовательный проект
Метод психолого-педагогического исследования: наблюдение
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги | Дети | Родители |
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей об истории Родной страны. | Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. | Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей |
Развитие творческих способностей детей, умения работать сообща. | Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. | Получение консультаций по вопросам формирования правильной, культурной речи. |
Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников; поиск новых форм работы с детьми. | Дети узнают много нового. | Укрепление связей между детским садом и семьёй. |
Привлечение родителей к решению важной проблемы. | Получены знания об истории родного края. | Изменение позиции родителей в отношении получения собственных исторических знаний. |
Родители грамотно и творчески подойдут к вопросам качества устной речи | ||
Участники проекта получат ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. |
Ожидаемые результаты:
- Повышение исторических знаний, активизация словаря, общей грамотности;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, формирование некоторых суждений и оценок, положительное коллективное взаимоотношение.
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта; - подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта; – организация развивающей среды в группе. | – реализация проекта; - беседы с воспитанниками − работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация); − чтение художественных произведений; − ежедневно обеспечивать семьи воспитанников домашним заданием; − подведение итогов, объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла. | – анализ результатов проекта. - создание презентации (стенгазеты, видеоролика) по итогам реализации проекта |
Работа над проектом
№ п/п | Формы работы над проектом | Участники | Продукт, результат | |
I этап Подготовительный | ||||
1. | постановка целей, определение актуальности и значимости проекта | Воспитатели, администрация СП | План работы, паспорт проекта | |
2. | подбор методической литературы для реализации проекта; | Воспитатели | Пополнение базы метод. литературы | |
3. | подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта; | Воспитатели | Пополнение ППРС группы | |
4. | организация развивающей среды в группе | Воспитатели | Создание условий реализации проекта | |
II этап Практический | ||||
1. | Понедельник Беседа с детьми «Как жили наши предки» Просмотр выставки домов наших предков (пещера, землянка). Изготовление продукта из пластилина (Лепка «Шалаш»). Знакомство родителей мини музеем «Дом-жилище человека» в СП «Детский сад» Ладушки». Домашнее задание: «Пещера, Шалаш» | Воспитатели, дети | Обратная связь с родителями (ответы) | |
2. | Вторник Беседа с детьми «Мы построим новый дом». Рассматривание и чтение энциклопедий об истории появления домов. Консультация для родителей «Повторение материала по средствам загадок» Домашнее задание: «Землянка» | Воспитатели, родители | Обратная связь с родителями (ответы) | |
3 | Среда Посещение мини-музея на базе детского сада. Знакомство с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением. Консультация для родителей «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе». Домашнее задание «Изба» | Воспитатели, дети | Дидактические игры Обратная связь с родителями (ответы) | |
4. | Четверг Конструирование многоэтажных и одноэтажных домов. Буклет «Мой дом, мой город». Домашнее задание «Многоэтажный дом» | Воспитатели, родители | Наглядное пособие Обратная связь с родителями (ответы) | |
5. | Пятница Знакомство со строительными материалами для строительства домов наших предков. Рефлексивный круг: «Что мы узнали про дома?» Консультация для родителей «Путешествие в прошлое». Домашнее задание «Строительный материал» | Воспитатели, дети | Сюжетные картинки Обратная связь с родителями (ответы) | |
III этап Обобщающий | ||||
1. | Анализ проделанной работы | Воспитатели, родители, дети | ||
2. | Создание видеоролика | Воспитатели, родители, дети |
Трансляция проекта
- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете;
- Презентация проекта для родительской общественности.
Содержание проекта
Ежедневно в течение недели воспитатель предлагает родителям в свободное домашнее время совместно с детьми сделать макет жилища по разным эволюционным эпохам.
К концу недели организуется мини-выставка в группе «Дом – жилище человека».
Заключение
Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть историческими знаниями, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.
В течение текущего учебного года планируется разработка целого цикла информационных практико-ориентированных образовательных проектов по познавательному развитию.
Список литературы:
- Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью/ Н.В. Алёшина. – Москва: ЦГЛ, 2004. – 97с.
- Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников/ Н.Е. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015 – 34с.
- Ивянская, И. Мир жилища/ И. Ивянская. – Москва: Дограф, 2000 – 12с.
- Комарова, Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015 – 29с.
- Кутьина, Н. Воспитание культурой. Образовательная программа для детских садов/Н. Кутьина. – Санкт- Петербург: Издательство «Союз Художников», 2011 – 56с.
- Орлова, Н. Я познаю мир. История вещей: детская энциклопедия/ Н. Орлова. – Москва: Астрель, 2000 –197с.
- Хардман, Ш. Древний мир. Полная энциклопедия/ Ш. Хардман. –Москва: Эксмо, 2012. – 256с.
Интернет ресурсы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
2. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История жилища человека чудесные превращения
Первое жилище человека. Когда-то очень давно на земле не было ни одного дома. Что бы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе жилища в пещерах. ...
«Как менялось жилище человека». Воспитатель: Корелякова О.Е
Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Задачи: • Обобщить и конкретизировать знан...
Форма работы "Путешествие по "реке времени". Конструкт "История жилища человека"
"Путешествие по "реке времени" - новая и интересная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с историей жилища человека с древних времен и до настоящего врем...
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: История жилища человека
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Основной разв...
«Жилище человека в разные эпохи» (река времени)
Технологическая карта «Жилище человека в разные эпохи» ...
Презентация «Жилище человека в разные эпохи»
«Жилище человека в разные эпохи» презентация ...
Эволюция жилища
Жили́ще — сооружение, место, в котором обитают люди или (и) животные. Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомств...