Программа "Воспитываем вместе"
рабочая программа
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима, если бы не система
педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_vospityvaem_vmeste.docx | 392.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Принципы реализации программы |
1.3. | Ожидаемые результаты реализации программы |
2. | Содержательный раздел |
2.1. | Общая характеристика программы |
2.2. | Основные формы и направления работы по реализации программы |
2.3. | Этапы реализации программы |
2.4. | Перспективное планирование работы с родителями |
3. | Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы |
4. | Методическое обеспечение программы |
4.1. | Законодательно-нормативное обеспечение программы |
4.2. | Список используемой литературы |
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима, если бы не система
педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».
В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
1.2. Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 2 года: первый год - работа с родителями детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа), второй год - работа с родителями младшего дошкольного возраста (средняя группа). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.
Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.
2.2.Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
- Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Таблица 1
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический срез, опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Семинар-практикум Тренинг Педагогическая гостиная Проектная деятельность «Вечер вопрос и ответов» Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно-информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Сайт детского сада День открытых дверей Открытый просмотр занятий Презентация Видеоролик Выставка семейных газет и плакатов |
Досуговые | Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
2.3. Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- изучается методическая литература по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный , 2 месяца
Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
2.4. Перспективное планирование работы с родителями
Перспективный план взаимодействия с родителями
на 2022 – 2023 год
средняя группа
Месяц | Совместные мероприятия | Стендовые консультации / Папки-передвижки | Советы Айболита | Индивидуальные беседы и консультации |
Сентябрь | * Организацион ное родительское собрание «Что должен знать и уметь ребёнок 4 – 5 лет». * «Особенности и развитие детей 4-ого года жизни», * решение организационных вопросов. | *К: Задачи развития и воспитания детей от 4 до 5 лет * К: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста». * К: Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года. * Памятка: «Рекомендации для заботливых родителей». * П/П «К нам пришла-Осень», * П/П «Безопасность ребенка на дороге» | * Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. * П/П: «Одежда детей в разные сезоны» * К:«Утренняя гимнастика – залог бодрого настроения» | * Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». |
Октябрь | * Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия». *Праздник осени: «Осень золотая в гости к нам пришла». | *К: «Какие русские народные сказки читать детям?» *К: «Игра, как средство воспитания дошкольников». *К: «Развитие речи детей 4-5 лет». * П/П «Безопасный дом» | * К: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» *К: «Нужен ли ребенку дневной сон» | *Беседа «О необходимости развития мелкой моторики». К: «Режим дня и его значение в жизни ребёнка» |
Ноябрь | Родительское собрание: Круглый стол: «Наши верные друзья – полезные привычки» Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. | *К: * Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой». *К: «Капризы и упрямство малыша» * К: «Поговори со мною мама». *П/П «День народного единства» *П/П. «Нашим дорогим мамам посвящается!». *К: «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать» *Памятка «Ребенок в автомобиле» | К: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы заболевания. | *Беседа «Витамины для детей». *Беседа «Укрепляем иммунитет» |
Декабрь | * Родительское собрание «По следам народного творчества…» - «Новый год для детей: как устроить праздник»: - подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов). - Подготовка подарков на Новый год. *Выставка новогодних поделок и игрушек. * «Новогодний утренник». | * П/П «Здравствуй, гостья Зима!». *К: «Как с пользой провести новогодние праздники» *П/П «Приобщение детей к русскому народному творчеству, через русскую народную игрушку» *рекомендации «Безопасность детей в новогодние каникулы» *К: «Права и обязанности родителей» *Памятка «Правила поведения на празднике». * К: «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». | * К: «Как одеть ребенка на прогулку зимой» * К: «Чем занять ребенка в зимние каникулы». | *Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе» |
Январь | * Театрализованный праздник «Пришла коляда – отворяй ворота». | *К: «Пальчиковая гимнастика для дошкольников». *К: «Развитие мелкой моторики». *П/П «Шесть родительских заблуждений о морозной погоде» * К: «Самостоятельность ребёнка. Её границы». * П/П «Зимние травмы»». | *К: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей» | *К: «Игры в снежных постройках и зимние игры» *Беседа «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» |
Февраль | *Масленица «Проводы зимы!»- Проведение совместного досуга. * Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества. «Открытка для папы» | *К: «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» *К: «Воспитание ребёнка- роль отца» *П/П «Поиграй со мною папа», «Будущий мужчина или как правильно воспитывать мальчика». *П/П «Масленица в детском саду» * Памятка «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». *К: «Осторожно, гололед» | «Как не заболеть в садике» «10 важных правил как защитить здоровье детей зимой» *К: «Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей». | *Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом. *Беседа на тему: «Детское хочу и родительское снисхождение». |
Март | * Родительское собрание «Играем в театр» *Выставка детских работ: «Открытка для мамы». *Утренник * Театрализованный праздник «Сороки -встреча весны». | *П/П «Весна идёт, весне дорогу!» * памятка «Материнские заповеди». *К: «Как воспитать у детей любовь к матери, бабушке * Памятка «Уроки поведения детей на улице» *П/П «Внимание, сосульки!» *К: «Как творчески развивать ребенка» (27 марта день театра). «Театр в жизни дошкольника» | *«Как предупредить весенний авитаминоз». *«Витаминотерапия» *К: «Детское плоскостопие и профилактика». | * Беседа «Как учить стихи дома», *К: «Как правильно одеть ребенка на прогулку весной» |
Апрель | * Театрализованная постановка «Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака» * Семейная акция «Скворечник своими руками». | *П/П «Книга – лучший друг детей». * К: «Почему ребенок врет: ложь и фантазия». *К: «Компьютер и телевизор: за и против». * П/П «День космонавтики». *К: «Учим ребенка убирать за собой игрушки». *К: «Пожарная безопасность». * К: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» | *К: «Болезни грязных рук». *П/П «Правила оказания первой помощи». *К: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». (Солнечные и воздушные ванны) | *«Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах поселка». *Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе». |
Май | *Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год старше. Наши достижения *Проведение досуга «Здравствуй лето» Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение) | * К: «Что и как рассказать ребёнку о войне?» * П/П «Игры с песком и водой» * *К: «С ребенком на огород» *К: «Опасности, подстерегающие вас летом». *П/П «Развитие навыков безопасного поведения при общении с незнакомцами». | *К: «Тепловой и солнечный удар» *К: «Кишечные инфекции» *Беседа «Как уберечься от укусов насекомых». | *Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. *Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др. |
Перспективный план взаимодействия с родителями
на 2023 – 2024 год
старшая группа
Месяц | Совместные мероприятия | Стендовые консультации / Папки-передвижки | Советы Айболита | Индивидуальные беседы |
Сентябрь | Развлечение «Путешествие в страну Знаний». Анкетирование родителей: «Социальный паспорт моей семьи». Организационное родительское собрание №1: «Возрастные особенности детей 5-6 лет». Решение организационных вопросов. | К: Задачи развития и воспитания детей 5- 6 лет». К: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». П/п: «Что должен знать и уметь ребенок старшей группы к концу учебного года. Памятка: «Правила перевозки детей в автомобиле». Памятка: «Безопасное общение». П/п: «К нам пришла - Осень». К: «Экологическое воспитание ребенка в семье». | Консультация: «Профилактика гриппа и ОРВИ». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. | Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». Рекомендация родителям: «Утренняя гимнастика – залог бодрого настроения». Беседа: «Этика поведения ребёнка в детском саду». |
Октябрь | Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия». Праздник осени: «Утренник». | К: «Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребёнку». К:«Игра, как средство воспитания дошкольников» П/п:«Как ребенка научить различать дорожные знаки» Памятка: «Правила безопасного поведения на улице». Консультация: «Основы финансовой грамотности в детском саду». | Папка – передвижка: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» Консультация: «Нужен ли ребенку дневной сон». | Беседа «О необходимости развития мелкоймоторики» (учим завязывать шнурки, застегивать пуговицы). Беседа: «Если ребенок невнимателен». Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. |
Ноябрь | Акция «Зимняя столовая». Выставка «Наши кормушки». Выставка рисунков и поделок: «Моя мама лучшая на свете». | П/п: «День народного единства». П/п: «Нашим дорогим мамам посвящается!» К: «Методика формирования навыков самообслуживания». Консультация: «Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка». Памятка: «Игры по ПДД для детей». Памятка:«Как отвечать на детские вопросы?». | Консультация: «Зрение надо беречь с детства». Консультация: «Детское плоскостопие и косолапость». Папка – передвижка: «Бережем свое здоровье» | Беседа с родителями: «Гиперактивность. Как с этим бороться» Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. |
Декабрь | Родительское собрание №2 Мастер класс «Уроки финансовой грамотности в семье». Выставка новогодних поделок: «Мастерская Деда Мороза». «Новогодний утренник». | Консультация: «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям».Папка – передвижка: «Здравствуй, гостья Зима!» Папка – передвижка: «Как с пользой провести новогодние праздники». Рекомендации родителям: «Безопасность детей в новогодние каникулы». Памятка: «Правила поведения на празднике». | Папка – передвижка «Профилактика простудных заболеваний». Консультация: «Роль прогулки на свежем воздухе». Папка – передвижка: «Осторожно гололед». | Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе». Беседа«Здоровье ребёнка в наших руках». Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. |
Январь | Театрализованный праздник «Пришла коляда – отворяй ворота». | Консультация: «Шесть родительских заблуждений о морозной погоде». Консультация: «Книга в жизни детей». Папка – передвижка «Безопасность зимних прогулок». Папка - передвижка: «Зимние игры и забавы для физического развития ребенка Меры предосторожности зимой». | Консультация: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». Папка – передвижка: «Первая медицинская помощь при обморожении». | Беседа «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку». Беседа на тему: «Детское хочу и родительское снисхождение». Беседа на тему: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». |
Февраль | Выставка рисунков: «Знакомьтесь – это мой папа». Спортивный досуг «Зарница» ко Дню защитников Отечества. | Консультация: «Будущий мужчина или как правильно воспитывать мальчика». Папка – передвижка: «Воспитание ребёнка- роль отца». Папка – передвижка: «Поиграй со мною папа». Консультация: «Как обезопасить детей от зимних травм». Консультация: «Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах». Консультация: «Спасибо – важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников». Папка-передвижка: «Приучаем ребёнка к порядку». | Консультация: «Как не заболеть в садике». Консультация: «5 способов понизить температуру». Консультация: «Телевизор и дети». Папка – передвижка:«Правила оказания первой помощи». | Индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». Беседа «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ. Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом. |
Март | Родительское собрание №3: «Роль семьи в трудовом воспитании детей». Выставка детских работ: «Подарок для мамы». Утренник« 8 Марта». Досуг: «Проводы зимы!» Досуг: «Сороки». Совместное создание в группе «Огород на окне». | Папка-передвижка: «Масленица в детском саду». Папка-передвижка: «Мамин праздник». Памятка «Материнские заповеди». Папка-передвижка: «Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника». Памятка: «Уроки поведения детей на улице». Консультация: «Безопасность ребенка на дороге». Консультация: «Подвижные игры на свежем воздухе». Памятка по профилактике выпадения детей из окон. Консультация: «Роль семьи в трудовом воспитании детей». Консультация: «Какой труд доступен детям в возрасте 5-6 лет?» | Консультация «Как предупредить весенний авитаминоз». Консультация «Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей». | Беседа «Как одевать ребёнка весной». Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе». |
Апрель | Фотовыставка «В здоровом теле - здоровый дух». Акция: «Каждому скворцу- по дворцу». Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» | Папка-передвижка: «Как правильно наказывать ребенка». Папка – передвижка: «Как нужно поощрять детей». Консультация: «Велосипед – источник физического и психического здоровья». Папка-передвижка: «День космонавтики». Буклет: «Правила поведения при пожаре». Консультация: «Вежливость воспитывается вежливостью». | Папка-передвижка: «Правила личной гигиены». Буклет: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». (Солнечные и воздушные ванны) | Беседа «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах поселка». Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого». Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. |
Май | Итоговое родительское собрание №4: «Вот и стали мы на год старше. Наши достижения». Досуг: «Здравствуй лето». Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение) | Папка-передвижка: «День Победы». Консультация: «Опасности, подстерегающие вас летом». Консультация: «Слагаемые здоровья. Как использовать лето укрепления здоровья детей». Папка – передвижка: «Расскажите ребенку о ядовитых растениях и грибах». Консультация: «Дидактические игры по финансовой грамотности». Консультация для родителей «Как провести с ребенком отпуск». | Папка-передвижка: «Тепловой и солнечный удар». Консультация: «Кишечные инфекции». Беседа: «Как уберечься от укусов насекомых». Консультация: «Осторожно- клещевой энцефалит». Папка-передвижка: «Правила поведения при грозе». | Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период. |
II. Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы
Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление
проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и
родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка
через развитие семьи в целом.
Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.
- Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1
Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
1) слушаете передачи по телевидению;
2) на основе устных рекомендаций педагогов;
3) читаете информационные стенды детского сада;
4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
5) используете жизненный опыт своей семьи;
6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
7) используете интернет - ресурсы.
Анкета для родителей №2
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех её членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?
Анкета для родителей №3
Цель: оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 2.
1- 3 показатели: по результатам анкеты №1, и наблюдений;
4- 6 показатели: по результатам анкеты №3, и наблюдений;
7 - 8 показатели: по результатам анкеты №2;
9, 10, 11 показатели по результатам наблюдений и индивидуальных бесед.
2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания
Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, семинаров, мастер-классов и т.д.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в таблицу.
Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Данные заносятся в таблицу, что поможет в осуществлении сравнительного анализа.
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
Группы семей по уровню готовности к сотрудничеству:
Группы | Средняя | Старшая |
Партнёры | 50% (10р.) | 85% (17р.) |
Наблюдатели | 30% (6р.) | 15% (3р.) |
Малоконтактные | 20% (4р.) | 0%(0р.) |
3. Методическое обеспечение программы
3.1.Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил»).
- Устав МБДОУ д/с «Аленушка» п. Хиславичи
3.2. Список используемой литературы:
1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с
8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...