Консультация «Нравственное воспитание дошкольников»
консультация

Консультация  «Нравственное воспитание дошкольников»

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.).

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог должен помнить, что любая нравственная задача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.

 Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

 Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т. д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т. д.;

нравственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудящимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

нравственных привычек и норм - культурного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбия и т.д.;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

 

 

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

воспитание гуманных чувств и отношений;

воспитание начал патриотизма и интернационализма;

воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т. к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Средства, условия нравственного воспитания.

1. Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Природа.

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условиях атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.

5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nravstvennoe_vospitanie.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Нравственное воспитание дошкольников»

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.).

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог должен помнить, что любая нравственная задача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.

 Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

 Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т. д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т. д.;

нравственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудящимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

нравственных привычек и норм - культурного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбия и т.д.;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

воспитание гуманных чувств и отношений;

воспитание начал патриотизма и интернационализма;

воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т. к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Средства, условия нравственного воспитания.

1. Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Природа.

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условиях атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.

5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация:нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи.

Из опыта работы по речевому развитию детей и патриотическому воспитанию....

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»

Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в  семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим....

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"

Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что  сможет помочь  ребенку в этом? Конечно же игра!...