Семинар - практикум : "Всё мне можно, да не всё полезно"
материал (подготовительная группа)
Семинар отражает работу по духовно - нравственному воспитанию. Духовно - нравственное воспитание одна из наиболее важных направлений. На развитие ребёнка оказывает влияние семья, детский сад и окружающая действительность. Человек в своём выборе свободен, но разум должен определять выбор человека. Человек должен заниматься самовоспитанием и вырабатывать моральные качества. Уметь правильно оценивать себя и своё поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар - практикум | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18
Семинар – практикум:
«Все мне можно, да не всё полезно»
Подготовила Горлова Г.А.
социальный педагог
Курск 2024
Тема: «Все мне можно, да не всё полезно»
Цель: рассмотреть роль морали и религии в формировании и воспитании личности.
Задачи: Учить правильному выбору; развивать культуру общения, нравственные качества; воспитывать уважение к окружающим людям.
Актуальность: Каждый день в жизни человека наполнен житейской суетой. Мы часто бываем поглощены заботой о качестве и комфорте жизни внешней, что част упускаем\, что-то очень важное, именно то, что действительно способно наполнить нашу жизнь смыслом и сделать ее по-настоящему счастливой.
Волю Бог дал человеку, а разум он должен приобрести сам. Волей человек может позволить себе все, а разум должен ограничить человека в желаниях и спасти от зависимостей. Сегодня я хочу обратиться к апостолу Павлу. Апостол Павел в своих посланиях сравнивает христиан со спортсменами, которые благодаря тренировкам, самоограничению, лишениям достигают высоких результатов и побед. Запреты в духовной жизни являются не самоцелью, а лишь являются средством для достижения духовно-нравственного совершенства и спасения. В посланиях к коринфянам апостол Павел говорит: все мне можно, но не все полезно, все можно, но ничто не должно обладать мною. Он говорит об абсолютной духовной свободе, о том состоянии, в котором человек способен в своей жизни, действиях, словах руководствоваться любовью к Богу.
Многие люди чувствуют в себе духовные слабости, и каждому из нас для освобождения от порочных пристрастий, зависимостей необходимо выполнять определенные правила, которые тоже несут в себе запреты и ограничения для того чтобы стать лучше.
— У каждого своя духовная жизнь и степень ее напряженности. Можно дать лишь общие рекомендации. Если правила и ограничения духовно вдохновляют человека, вселяют в него желание трудиться, молиться, поститься, угождать Богу, они положительны. И наоборот, если вызывают уныние, подрывают стремление человека к духовной жизни, то такие ограничения вредны, и нужно либо убирать их из своей жизни, либо ослаблять. В выборе того или иного правила человек должен руководствоваться своей совестью, мудростью.
Во многом духовно – нравственное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. Влияние на развитие у ребенка представлений о морали оказывает одновременно семья, детский сад и окружающая действительность. Важно помнить, что социальный мир выступает не только источником знаний, но и так же является источником развития - умственного, нравственного, эмоционального, эстетического.
В дошкольном возрасте взрослые формируют у ребёнка через непосредственное обучение и воспитание элементарную систему знаний и представлений, создают наиболее благоприятные условия для нравственного развития. Но это не должно проходить через заучивание моральных норм и отработку правил поведения. Нравственное воспитание должно стать активным жизненным процессом, процессом постоянных выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процессом самоопределения и самоуправления.
Освоение ребенком социальных норм – это процесс социального развития через общение и игру. Необходимо развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи задавая им вопросы, проведением бесед, инсценировок, игр, при помощи создания различных проблемных ситуаций, в которых дети должны принимать какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из сложившихся затруднений. Нравственные привычки детей крепнут по мере обогащения их социального опыта.
Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их ещё и ещё раз. В то же время преодоление своих сиюминутных желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем.
Положительный или отрицательный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому, именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это период, когда ребёнок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.
Моральным является выбор поступка, который отвечает принципам морали, но требующий при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.
Одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, кроме знакомства с нормами морали, формирование личного, эмоционального отношения к соблюдению и нарушению этих норм, а так же взаимозависимости между одобрением и осуждением противоположных поступков: честности и, наоборот, нечестности; правдивости и, наоборот, лживости и т.д.
У морали есть особенность в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».
Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием, т.е. вырабатывать в себе моральные качества: милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость, а также постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали. Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, своё поведение с позиции морали – добра и зла. Такие качества человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно поступать.
А сейчас я предлагаю настроиться на позитивное общение. Для этого вам необходимо рассказать о себе, то, что еще о вас никто не знает.
«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе. (научилась кататься на лошади, или люблю горы) и т. д.
Основная часть:
Мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
1. Составим письменный портрет.
- 1 подгруппа – «Самый приятный человек в общении» (описать качества)
- 2 подгруппа – «Самый трудный человек в общении».
2. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном смысле (работа малых группах)
1) Все любят послушных, приветливых деток. Капризных, упрямых – не любит никто…
2) Утром настроение плохое, глаза накрасить не могу никак…
3) Родители, часто сердясь и бранясь, с ребенком теряют душевную связь
4) Генетику можно во всем обвинять, на зеркало даже не стоит пенять…
5) Чтобы значимость другому показать, щеки вовсе не стоит надувать…
3. Упражнение «Создай свой имидж»
Педагогам зачитывается телефонограмма: «Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек». Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой группы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.
4. Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога (раздаются листочки с фразами (приложение
- Коллеги отозвались нелестно о вас…
- Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…
− Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе.
- Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т. д.
5. Игра «Волшебная шкатулка»
В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записки из волшебной шкатулки с тем, что ждёт в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня ждёт приятный сюрприз !
- Жизнь готовит тебе подарок!
- Наступило время сделать то, что ты откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, — уверенной!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе удача и радость!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
2. Говорите себе: «Бывает» – и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
«Чудо поляна»
(Показываю зеленую поляну без цветов).
Когда вы смотрите на эту поляну, что вы чувствуете, какое у вас настроение? Грустное, печальное, скучное (поляна одинокая и на ней ни одного цветочка). Вот и так же в жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем карандаши того цвета, который соответствует вашему настроению и нарисуем цветок на поляне. Посмотрите, как зацвела наша поляна, так и наша жизнь становится радостнее, от доброты и внимания друг к другу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре – практикуме для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна». «Польза логопедического массажа для лица и рук»
Добрый вечер, уважаемые родители! = Я рада приветствовать всех Вас в нашем любимом детском саду.Сегодня мы говорим с Вами о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о мерах предосторожн...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ»
Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью....
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «МНЕМОТЕХНИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО, ПОЛЕЗНО И ЛЕГКО!»
В конспекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ»
Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"
Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников....