Консультация для педагогов в рамках консультативного пункта «ТРИЗбушка»
консультация (средняя группа)
«Системное мышление – системный оператор»
В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Безусловно, эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и по-настоящему активного творческого мышления у детей (и взрослых, кстати, тоже). Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. Сегодня предлагаю вам вспомнить про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_operator.docx | 56.71 КБ |
so.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов в рамках консультативного пункта «ТРИЗбушка» на тему
«Системное мышление – системный оператор»
Подготовила:
Лаптева И.А.
воспитатель МАДОУ МО
г.Нягань «Д/с № 8 «Росинка»
В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Безусловно, эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и по-настоящему активного творческого мышления у детей (и взрослых, кстати, тоже). Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. Сегодня предлагаю вам вспомнить про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться.
Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.
Минимальная модель системного оператора – это девять экранов:
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
При знакомстве с системным оператором мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:
«Что-то» ( в сокращении)
Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский
Если мы рассмотрим что-то... (объект)
Это что-то для чего-то... (функция объекта)
Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
В дальнейшем эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какая ставится цель. Эта может быть
5 2 8 ; 4 1 7; 6 3 9
Так же в работе с детьми по методике «системный оператор» мы можем не рассматривать все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.
В 1 и 2 младшей группе рассматриваются только живые объекты (животные) Человек, рыба, лягушка, насекомое, птица, звери. Причем сначала горизонталь, затем выходим на вертикаль в подсистему, далее в надсистему.
Таким образом, к старшей группе мы выходим на пятиэкранку и далее на девятиэкранку. Рассмотрев животных, добавляется рукотворный мир (транспорт), затем растения.
объекты живой природы подвергаются так называемому генетическому анализу, то есть в основу логических операций системного характера включена линия жизни (существования) конкретного объекта. Поэтому работу по систематизации объекта природного мира лучше начинать со среднего левого экрана системного оператора (цифра 1). Выясняем части данного объекта (цифра2), место его обитания (цифра3). Под цифрами 4,5,6 экрана идет обсуждение изменение объекта через определенный промежуток времени. Карточка контрольных вопросов помогает установить последовательность «путешествия по экранам» в приложении
3 место обитания объекта в начале жизни | 6 место обитания объекта в зрелом возрасте | 9 место обитания объекта в старости |
1 объект в начале жизни | 4 объект в зрелом возрасте | 7 объект в старости |
2 части объекта в начале жизни | 5 части объекта в зрелом возрасте | 8 части объекта в старости |
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира
Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).
Далее рассматриваются части (подсистема – окно№2) выбранного объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.
В третьем окошке рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция выбранного объекта.
Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта по выполняемой функции (система в прошлом), его части (окно№5) и место его функционирования (окно№6).
В седьмом окне определяются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).
В ТРИЗ зафиксированы законы развития систем. Основные положения включают в себя следующее:
- Все объекты имеют свою линию развития. При этом было время, когда данного объекта не существовало. И будет время, когда его не станет. Но при этом функция данного объекта будет жить намного дольше его самого.
- Функции объектов тоже имеют свою линию развития. Было время, когда она была в виде свойства в объекте природного мира. Затем она была воплощена человеком в рукотворном объекте. Со временем функция будет свернута за ненадобностью.
- Каждый объект имеет три основных этапа своего развития
- этап зарождения,
- этап развития,
- этап выработки. Объект существует намного дольше, если продлевается этап его развития. Одним из механизмов продления этапа развития является объединение с другими системами и подпитка за счет их свойств.
Объекты рукотворного мира развиваясь, стремятся к повышению своей идеальности. Т.е любое изменение объекта люди производят для того, чтобы улучшить его функциональность.
Работу с детьми по решению задач прогнозного характера целесообразно строить только на объектах рукотворного мира. При этом необходимо учитывать определенную последовательность мыслительных операций.
Примером может служить логика системного мышления по отношению к объекту «Самолет». Описательный рассказ составлен группой детей 6, 5 – 7 лет с помощью контрольных вопросов воспитателя: «Это – самолет, он служит для быстрой перевозки пассажиров по воздуху. Состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров. Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров. Самолет относится к воздушному транспорту. К его друзьям, выполняющим с ним одно дело, относятся вертолет, дирижабль. В далеком прошлом люди только мечтали взлететь, как птицы. Хотели сделать это с помощью крыльев. Прыгающие с высоты смелые люди привязывали их к рукам. Но это было нельзя, и они погибали. Так было делать нельзя. Поэтому люди стали придумывать машины, похожие на птиц. Но раньше самолеты были не такие, как сейчас. Они были неудобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше. Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались, их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут надежные, скоростные и удобные для пассажиров. Придет время, и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью летательных аппаратов. Например, летающих стульев, тарелок или домиков. Когда- то настанет время, что перемещаться человеку не надо будет: подумает о ком-то или о чем-то и сразу же все это будет перед глазами…»
С помощью системного оператора можно рассматривать не только объекты природного и рукотворного мира, но например, состав числа, протяженность во времени, города, профессии, можно также рассмотреть геометрические объемные фигуры ( при этом используем только среднею вертикаль.
В зависимости от сложности рассматриваемой системы и того, насколько глубоко вы копаетесь в различных аспектах системного оператора, методика может быстро превратиться из забавного развлечения для дошколят в серьезный аналитический процесс для взрослых. Здесь все будет зависеть исключительно от ваших потребностей. Тема и объект могут быть абсолютно любыми. Примечание. При обучении систематизации объектов важно помнить, что главная цель: усвоение МОДЕЛИ систематизации объектов, при которой достраивается или обобщается информация и делается элементарный прогноз. Формирование основ системного мышления невозможно без интеграции со всеми шестью зонами универсального пособия.
Задачи обучения установлению системных связей
Младший возраст
Выявление свойств и функций объектов
Выделять основные признаки объекта: цвет, размер, форму, материал, назначение и др.
Познакомить с некоторыми значениями признаков объекта;
определять наличие признака цвета у объекта и обозначать словом «цветной» или «бесцветный»; различать черно – белые объекты и разноцветные; различать основные цвета (красный, синий, желтый) и некоторые смешанные (зеленый, коричневый и др.);
обозначать признак цвета с помощью сравнительного описания. Уточнить знания детей об изменчивости объекта по цвету;
различать и обозначать словом значение признака «размер». Ввести в активный словарь слова «большой», «маленький», «такой по размеру, как»;
обозначению признака размера в сравнении с другим объектом. Уточнить знания детей об изменчивости объекта по размеру;
- различать объекты по форме; различать плоскую и объемную форму объекта;
- различению плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник и некоторые другие);
- различать объемных фигур (кубик, кирпичик, шарик, крыша и некоторые другие). Формировать понятие, что каждый объект может менять форму;
- различать твердые и мягкие предметы по материалу;
- обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами (полуактивный этап);
- выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие с ним или по отношению к нему. Различать объекты живой природы по многофункциональному признаку. Дать знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.
Выявление подсистемных связей
Сформировать у детей понятие о том, что каждый объект состоит из частей; называть основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначении; находить общие части у разных объектов; дополнять объект какой- либо частью и объяснять ее значение.
Выявление надсистемных связей
Сформировать у детей понятие о том, что каждый предмет имеет свое местоположение. Учить называть основные места обитания или функционирования объекта; перемещать объект из одного места в другое и рассказывать о значении этого перемещения (полуактивный этап).
Определение линии развития объекта
выстраивать линию развития какого-либо объекта живой природы. Побуждать детей к установлению элементарных причинно-следственных связей между разными этапами развития объекта.
Выявление ресурсов объектов
выделять неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать к обсуждению резервных.
Сравнение систем
сравнивать два объекта между собой по цвету, форме, размеру и назначению и др. признакам. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
Средний возраст
Выявление свойств и функций объектов
Продолжать знакомить с некоторыми признаками объектов: цветом, формой, размером, материалом, функциями и др.;
- определять наличие признака цвета у объекта и обозначать его словом. Формировать умение каждый объект мысленно изменять по цвету;
- различать и обозначать словом значение признака «размер»; обозначать признак размера в сравнении с другим объектом; формировать умение мысленно каждый объект изменять по размеру;
- различать объекты по форме; различать объемные и плоскостные объекты; формировать умение мысленно изменять каждый объект по форме;
- различать объекты по материалу; мысленно преобразовывать объект по признаку материала. различать живую (природную) ткань и искусственную (рукотворную);
- обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения;
- выделять у рукотворных объектов их главное назначение – функцию. Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.
Выявление подсистемных связей
Продолжать формировать понятие о том, что каждый объект имеет части; находить общие части у разных объектов. Дополнять объект какой-либо частью и объяснять ее значение. Учить сравнивать объекты по наличию общих частей, заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.
Выявление надсистемных связей
Продолжать знакомить детей с наличием у каждого объекта своего места нахождения, перемещать объект из одного места в другое и рассказывать о значении этого перемещения; определять основную классификационную группу объекта.
Определение линии развития объекта
Продолжать выстраивать линию развития объектов природы во времени. Побуждать к рассказу о линии развития живого объекта. Уточнять представления детей о зависимости развития живого организма от окружающего мира;
- устанавливать связи между показателями
современный объект – определенная функция;
старинный объект – выполнение функции в худшем варианте;
объект будущего – выполнение функции в лучшем варианте.
- выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований.
Выявление ресурсов объектов
Продолжать выявлять неиспользованные возможности у конкретного объекта (ресурсы); рассказывать о ресурсных возможностях объекта; приспосабливать рукотворный объект к использованию не по прямому назначению и рассказывать об этом.
Сравнение систем
Продолжать сравнивать два объекта между собой по разным признакам (цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, назначению и др.).
Старший возраст
Выявление свойств и функций объектов
Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др.
Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики. Ввести в активный словарь специфические характеристики, связанные с изменением цвета (блестящий, тусклый, переливающийся, изменяющийся по цвету и т.д.).
Отработать умение описывать объект по размеру. Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера.
Отработать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слово «бесформенный» (тот объект, который динамично меняет форму).
Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов.
Продолжать определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения; самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира.
Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.
Выявление подсистемных связей
Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.
заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены.
Выявление надсистемных связей
Упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта. Продолжать учить детей перемещать объект из одного места в другое и объяснять значение этого перемещения; проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.
Определение линии развития объекта
- самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы;
- самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится;
- замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный - современный - более совершенный). Учить детей замечать в природном мире свойства объектов, которые позволили человеку сделать рукотворное изобретение (элементы бионики);
- выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.
Решение прогнозных задач
решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов. При решении использовать три уровня изменения объекта.
Выявление ресурсов объектов
самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах); приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению.
Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.
Сравнение систем
самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам (цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, возрасту, назначению, ресурсам и т.д.). Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
Системное мышление – системный оператор.
КАРТОЧКИ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
По систематизации объектов рукотворного мира:
- Что это? (укажи на объект) Каково его главное дело? (назначение, функция) Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер) Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить свое дело? Где главное место функционирования объекта?
- Родственники объекта? (объекты, выполняющие аналогичную функцию) В какой класс входит объект? ….
- Какое явление природного мира подсказало древнему человеку идею создания данного объекта?
- Каким был старинный объект, выполняющий данную функцию?
- Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?
- В далеком будущем эту функцию будет выполнять другой объект. Как он будет выглядеть? Как он это будет делать?
- В необозримо далеком будущем функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?
По систематизации объектов живой природы:
- Это кто? Какое оно (набор признаков)?
- Что умеет делать? (действия, способы существования)
- Из каких частей состоит?
- Где живет? (находится?) К какому классу относится?
- Что надо объекту, что бы оно подросло? (условия жизни)
- Какое теперь стало? Чем отличается от прошлого?
- Из каких частей стало состоять?
- Где теперь основное место обитания?
- (На 7 – 9 экран повтор вопросов 4 – 6)
Игры и творческие задания по формированию системного мышления
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
"Мои друзья" Упражнять детей в выявлении у объекта заданного признака. | Ведущий предлагает детям представить и словесно обозначить себя в роли кого-либо или чего-либо. Затем ведущий называет своими друзьями объекты с каким-либо значением признака ("Мои друзья – те, кто имеет красный цвет"). Дети, объект которых имеет это признак (значение признака), подбегают к ведущему. |
"Давай поменяемся" Упражнять детей в умении представлять и описывать результаты преобразований объекта в случае приобретения дополнительной функции. Учить детей с достаточной степенью достоверности рассказывать о полезности новой функции или свойства. | Играющие выбирают карточку с изображением какого-либо объекта и выделяют его функцию (дело). Затем дети попарно производят обмен функциями выбранных объектов и объясняют, как подаренная функция будет выполняться объектом. ПР: три ребенка получили картинки с изображением утюжка, пчелки и автобуса и объявляют главное дело своего объекта: "Утюжок гладит; пчелка собирает нектар; автобус перевозит пассажиров". Каждый ребенок меняется "своим делом" с другом. Новое дело приспосабливается к объекту: "Утюжок должен собирать не нектар, а микробы. Пчелка перевозит не пассажиров, а нектар. Автобус гладит не белье, а своими колесами дорогу". |
"Найди друзей" Упражнять в умении сравнивать конкретный объект с другими объектами по разным основаниям. | Ведущий называет объект рукотворного мира и предлагает детям перечислить его признаки. Затем выбирается один из перечисленных признаков, дети составляют свои классификационные группы, объединенные одним общим признаком ПР: пылесос - бытовой прибор (фен, кофемолка); пылесос помогает в уборке (веник, щетка, метла). Пылесос имеет "нос", значит его друзья - птицы, люди и другие животные. |
"Часть чего это?" Учить детей находить общую часть в разных системах. | Ведущий называет какую-либо часть, общую для группы объектов. Детям предлагается перечислить объекты, имеющие такую же часть. ПР: частью чего может быть "крыша" (дома, кузова машины, веранды). |
"Лифт" Закрепить умение детей находить части у какого - либо объекта и место его расположения. | Ведущий называет какой-либо объект. Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). ПР: ведущий назвал "город", дети движутся на лифте вниз и называют – "район", "улица", "дом", "окно" и т.д. Далее предлагается отправиться с этим объектом на лифте вверх. ПР: город – это часть области, область - в стране, страна - на земном шаре и т.д. |
"Замени часть" Учить детей заменять части у рукотворных объектов и объяснять полезность приобретенного качества. | Ведущий предлагает рассмотреть две карточки с изображением объектов рукотворного мира, определить их функции, перечислить составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у рассматриваемых объектов и объяснить действие новых функций с точки зрения "хорошо – плохо". ПР: самолет получил от пылесоса "нос" и стал собирать пыль во время полета в воздухе. Пылесос от самолета получил крылья и стал самостоятельно летать по комнате. |
"Где живет?" Учить детей определять разные места нахождения объектов. | Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и типичное место нахождения рукотворных объектов. Проводится с детьми с трехлетнего возраста. |
"Паровозик" Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта живой природы во времени. | Ведущий готовит 5 – 6 карточек с изображением одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта (ведущий выступает в роли паровозика, а дети - в роли вагончиков). Проводится с детьми с трехлетнего возраста. |
"Найди прадеда" находить аналоги современным объектам рукотворного мира среди старинных предметов, выполняющих ту же функцию. | Ведущий называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем играющие называют старинные предметы, выполнявшие эту же функцию. Проводится с детьми старшего возраста. |
"Что на что похоже?" Учить находить аналогии объектам рукотворного мира среди представителей живой природы. | Каждому ребенку предлагаются две карточки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия. ПР: на одной карточке – самолет, на другой - птица. Сходство птицы и самолета – в наличии частей, похожих по виду и функции; различие – в одушевленности одного, и неодушевленности другого. |
"Фантазеры" находить полезность в необычном свойстве конкретного объекта. | Ведущий называет объект и предлагает детям перечислить способы использования его не по назначению. Поощряется описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений. |
"Теремок" Учить детей находить общие признаки у разнообразных объектов. | Ведущий – хозяин теремка – становится каким-либо объектом. Детям раздают карточки с изображением объектов природного и рукотворного мира. Играющим предлагается "войти в теремок", назвав, чем на него похож хозяин теремка. |
« Чья работа? » Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта. | Каждый ребёнок выбирает себе образ. Желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями. Образ можно обозначить медальоном. Воспитатель с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа. Тот из детей, для кого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим. В игре участвуют не более 5-6 детей |
« Угадай, кто я?» Упражнять в подборе объектов рукотворного мира по признаку его функционального назначения. | Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею...» Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. « А ещё я умею...» - говорит ребёнок и показывает следующее движение. После 3-4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать...(мячик). Количество участников - до 10 человек. |
«Обгонялки» Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов от корня глагола. | Каждый придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «скакунчик», «поливалка» и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг. Количество участников должно быть не менее 10, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разных функций своего образа. |
«Ты мой кусочек» Учить вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного мира. | Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: « Я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек...» |
«Угадай - ка» узнавать объекты по описанию разных признаков (цвет, форма, величина, местонахождения, материал, функциональное назначение – для рукотворного объекта) | Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «да» и «нет». |
Примеры систематизации объектов.
Синица
Обобщение класса птиц: все птицы имеют перья и пух. У них две лапы и клюв. Рождаются из яиц, внутри которых находятся питательные вещества – желток, строительный материал – белок и зародыш, из которого развивается птенец).
Верхняя часть дерева с гнездом. В нем 3-4 яйца, на которых сидит взрослая особь. | Гнездо с птенцами, которых кормят взрослые птицы | Лес и сад с достаточным количеством пищи. |
Яйцо | Птенец | Взрослая синица |
Скорлупа, белок, желток, зародыш, который связан с белком и желтком трубочками. | Части тела (две лапы, неразвитые крылья, большая голова с большим ртом и клювом), пух. | Части тела (две лапы, развитые крылья, небольшая голова), перья и небольшое количество пуха. |
Бабочка.
Обобщение класса насекомых: у всех насекомых разные стадии развития: яйца, черви, куколки и взрослая особь. У всех насекомых шесть лапок.
Группа яиц, как правило, на поверхности растений или плодов. | На листовой поверхности или другой органической материи, которая является пищей для червей. | На ветках растений или каких - либо поверхностях. | Место с травяной растительностью |
Яйцо (икринка - небольшого размера) | червяк | куколка | Взрослая бабочка |
Оболочка, белок, желток, зародыш, который связан с белком и желтком трубочками. | Удлиненное туловище с невыраженной головой и мощными челюстями. | Твердая оболочка и живая материя, которая развивается. | Туловище из двух-трех частей (голова, грудка, брюшко). Две пары крыльев, шесть ножек. |
Лягушка.
Обобщение класса земноводных (амфибии). Рождаются в соленой или пресной воде. Во взрослом состоянии живут на земле около водоемов. Имеют четыре лапы. Тело покрыто кожей.
Пресный, стоячий водоем. Лента из икринок, прикрепленная к водяным растениям (водорослям). | Береговая часть стоячего пресного водоема. Мелководье. | Стоячий пресный водоем с большим количеством водорослей. Берег с береговой растительностью. |
Икринка небольшого размера | Головастик | Лягушка |
Оболочка, белок, желток, зародыш, который связан с белком и желтком трубочками. | Большая голова, плавники, вытянутое туловище с хвостом. | Туловище с невыраженной головой, на которой большие глаза и рот. Четыре лапы. Тело покрыто кожей. |
Щука.
Обобщение класса рыб. Живут в соленой или пресной воде. Тело покрыто чешуей. Есть плавники и хвост.
Группа икринок, расположенная на дне или около водорослей в пресной воде. | Пресная вода и дно с укрытиями. | Как правило, малоподвижная пресная вода, с большим количеством ила и водорослей. |
Икринка небольшого размера. | Малек щуки. | Взрослая щука. |
Оболочка, белок, желток, зародыш, который связан с белком и желтком трубочками. | Туловище с большой головой. Тело покрыто кожицей со слизью. | Вытянутое туловище с не выраженной головой и хвостом. Плавники в верхней части туловища, в низу и по бокам у головы. |
Подсолнух.
Обобщение класса растений. Развиваются из семени или от части материнского растения. Все растения имеют корни и листовую часть.
В сухом хранилище с группой семечек. | Теплая плодородная земля с достаточным количеством света и воды. | Теплая плодородная земля с достаточным количеством света и воды. |
Семечка. | Росток. | Зрелое растение подсолнуха. |
Кожура, питательное вещество и зародыш. | Побег зеленого цвета и корешок. | Корень, стебель, листья, соцветье в котором множество ячеек с семечками. |
Обобщение по объектам живой природы:
Объекты живой природы состоят из живой материи (органических – живых клеток).
Все живое нуждается в свете, тепле, воде и питательных веществах. Может двигаться, расти, развиваться, болеть, стареть и умирать (гибнуть). Живая материя чувствует и может запоминать.
Обобщение по объектам рукотворного мира:
Объекты созданы руками человека под определенное назначение (функцию) из природного материала (используется материя живой и неживой природы). Идею изобретения человечество черпало и черпает из устройства природного мира или от своих потребностей. Новые рукотворные объекты появляются через решение противоречия и отражают принцип идеальности.
Этапы развития рукотворных систем: 1этап: идея (мечта о выполнении функции), 2 этап: несовершенный объект с большим количеством противоречий при реализации функции, 3 этап: современный объект с некоторыми решенными противоречиями при выполнении функции, 4 этап: воображаемый объект с идеями решения противоречий при выполнении функции, стремление к идеальности, 5 этап: объекта нет. Функция решается другими объектами или сама по себе. Последний, 6 этап развития систем: свертка функций, рассматривать не целесообразно.
Все технические системы состоят из 4 главных частей: корпуса, топлива (горючее), системы управления и преобразователя (мотора).
Экскаватор.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
| Работа на земле, под землей с разными вариантами грунта. | |||
Функция выкапывания у представителей животного мира. | Различные варианты лопат, старинные землекопалки часто ломающаяся, с большими энергетическими затратами при выкапывании. | Экскаваторы разной величины с разными типами ковшей, выполняет выкапывание (выемка грунта). | - Сам экскаватор меняет размер. - Работает без экскаваторщика (дистанционное управление). - Горючее получается из солнца или ветра. | Экскаватора нет, грунт выкапывается сам по себе с помощью лазера или за счет ресурсов объектов, из-за которых нужна яма. |
Корпус, горючее, система управления и мотор. |
Кастрюля.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
| Различные места, где идет приготовление пищи. | |||
Функция удержания жидкой пищи или воды в объектах окружающего мира. | Кастрюли из разного природного материала, тяжелые и выходящие быстро из строя. | Кастрюли из легких композитных и экологичных материалов. Разные кастрюли по размеру и форме с дополнительными функциями (варка пищи, подогрев, охлаждение, хранение и др.) | - Сама кастрюля меняет форму и размер. - Кастрюля на солнечных батареях. - Кастрюля сама перемещается в нужное место. | Кастрюли нет. Пища сама удерживается и сама либо вариться, либо храниться, либо охлаждается и др. Делается это с помощью энергетического поля или насчет ресурсов САМОЙ пищи. |
Корпус кастрюли, электрическая энергия для дополнительных функций, система управления и мотор. |
Шапка
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
Окружение человечества, которое диктует функцию шапки (погода, мода, возможные заболевания потребителей и др.) | ||||
Функция защиты от внешних воздействий и удерживания тепла взята из наблюдений за представителями животного мира. | Несовершенные головные уборы из недолговечного природного материала. | Разные варианты по цвету, форме, размеру, материалу, дополнительным частям шапок для разных природных условий и различных возрастов мужчин и женщин. | - превращение шапки в техническую систему (сама управляет собой по требованию надсистемы). - шапка сама меняет признаки по желанию клиента. | Шапки нет, а функция защиты от внешней среды и удерживания тепла сохраняется за счет поля вокруг головы. |
Корпус шапки: внешняя и внутренняя части. |
Жилой дом.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
Требование увеличивающегося по количеству человечества по комфортному проживанию в разных природных зонах. | ||||
Функция защиты от внешних воздействий и создание необходимых условий по свету, температуре, наличию воды, пищи (комфорт проживания) взята из наблюдений за устройством жилищ представителей животного мира. | Различные жилые постройки разных народностей с учетом ресурсов окружения и требований погодных условий. | Жилые дома разной этажности с разной степенью комфорта в разных природных зонах. | - Сам дом реагирует на изменение погодных условий и из-за этого экономится энергосистема. - Само помещение внутри себя убирает муссов, освежает воздух, регулирует температуру. | Дома как такого нет, а функция комфорта и защиты выполняетя для конкретного человека (поле вокруг человека с поставкой необходимого тепла, света, пищи и др.) Общая комфортность на всей земле для всего человечества. |
Корпус жилого дома, обеспечение его функции (горючее, коммуникации, управление). |
Стул.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
Человечество, с потребностью фиксации тела в сидячем положении. | ||||
Функция удержания тела для удобного его расположения, взята из наблюдений за сидящими на ветках (пеньках, сломанных стволах) деревьев, камнях или каких-либо возвышениях представителей животного мира. | Старинные стулья, табуреты, лавки, кресла разные по качеству, размеру, материалу и дополнительным частям. | Многообразие стульев, табуретов, кресел, диванов и др. которые выполняют функцию удержания тела человека в удобном положении. Реализация дополнительных функций: подвижный стул, с подогревом, с водоснабжением и др. | - Стул, который сам появляется в любом месте в любое время. - Стул как дом, выполняет функцию комфортного проживания: сидишь и вокруг тебя все жизненно важные условия. - Стул, который диагностирует и вылечивает человека. | Стула нет. Когда человеку нужно удобное положение тела, то появляется энергетическое поле, которое удерживает его в любом месте и в любое время. |
Части стульев или каких-то предметов мебели для сиденья. Дополнительные части, для превращения сидения в техническую систему. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет : Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно . Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО . Мышление творческого человека «зажигает» 3 экрана: -Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними Цель: анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
6 3 9 4 1 7 5 2 8 Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель системного оператора – это девять экранов:
Системный оператор «Волшебный экран» Если мы рассмотрим ЧТО-ТО, Это ЧТО-ТО для чего-то, Это ЧТО-ТО из чего-то, Это ЧТО-ТО часть чего-то, Чем раньше было ЧТО-ТО, Что-то будет с этим ЧТО-ТО, ЧТО-ТО ты теперь возьми На экранах рассмотри. (Марат Гафитулин , мастер ТРИЗ)
Системный оператор Зайчонок Каким был? Заяц Кто? Этапы: 1этап - (младшие группы) Только по горизонтали !
Зайчонок Каким был? Заяц Кто? Зайчище Каким будет? 2 этап – средние группы. Продолжаем открывать экраны по горизонтали
3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?
4 этап- ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?
В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА « пятиэкранку » ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА
Затем на « девятиэкранку »: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошлом система в настоящем система в будущем 2 этап подсистема в прошлом Части система в прошлом Части система в будущем Части
3 Мама-воробьиха в гнезде (согревающая яйца) 6 Гнездо с птенцами 9 Место обитания воробья (лес или городские улицы 1 яйцо 4 птенец 7 Взрослый воробей 2 Скорлупа, белок и желток с зародышем 5 Части тела слабого неумелого птенца 8 Части тела взрослой птицы «Животный мир»
3 СЕМЕЧКИ 6 ПОЛЕ 9 ПОЛЕ 1 СЕМЕЧКА 4 РОСТОК 7 ПОДСОЛНУХ 2 Скорлупа, ЯДРО, ЗАРОДЫШ 5 КОРНИ, СТЕБЕЛЬ 8 Части « Растительный мир»
Объект рукотворного мира. Надсистема: 6 Место объекта в прошлом 3 Место объекта в настоящем 9 Место объекта в будущем Система: 4 Прошлое объекта, его функция 1 Объект в настоящее время, его функция или какое-то свойство 7 Будущее объекта, его функция Подсистема 5 Части объекта в прошлом 2 Части объекта в настоящем 8 Части объекта в будущем
Надсистема: 6 3 9 Система: 4 1 7 Подсистема 5 2 8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию двигательных навыков с элементами психогимнастики для детей раннего возраста «К нам приехал цирк!» (в рамках консультативного пункта)
Цель: Психологическое и физическое развитие детей раннего возраста.Задачи:· Развитие мелкой и крупной моторики рук, координации движений, ориентировки в прост...
Консультация педагога – психолога для родителей детей раннего возраста о проблемах адаптации (в рамках Консультативного пункта)
Основной целью работы педагога – психолога с детьми и родителями являются такие аспекты как:- формирование доброжелательных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками выявление причин и нивелировани...
ДОКЛАД « Технологии работы с родителями в группе детей с ОНР в рамках консультативного пункта»
ДОКЛАД« Технологии работы с родителями в группе детей с ОНР в рамках консультативного пункта»...
Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта
Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта...
Консультация для родителей в рамках консультативного пункта : "Как заинтересовать ребенка дошкольного возраста чтением"
Консультация «Как заинтересовать ребенка дошкольного возраста чтением»Подготовила воспитатель: Калмыкова Т.Н. Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он ...
Консультация в рамках консультативного пункта "В каком возрасте вести ребёнка к логопеду"
В каком случае необходима консультация логопеда (примеры проблем детей до 6 лет)...
Консультация в рамках консультативного пункта "Устранение заикания"
Рассказано,что собой представляет заикание. Отмечены причины заикания у детей. особенности возникновения заикания. Что может спровоцировать заикание (факторы). С чего начинать лечение. Ряд реком...