Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта
статья (младшая группа)

Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романова Светлана Николаевна

Леонидова Татьяна Васильевна

воспитатели ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад №19 «Колокольчик»

Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта

Как известно, государство начинается с семьи, и  Закон  об Образовании нам диктует, что родители, являются первыми педагогами детей.  Задача ДОО - помочь родителям освоить  эту новую социальную роль.

Консультативная помощь родителям детей раннего возраста, не посещающих ДОО, на данный момент является актуальной, т.к. у родителей возникает немало трудностей связанных с воспитанием детей.  Все чаще мы наблюдаем дефицит общения детей раннего возраста с мамой и папой и другими значимыми взрослыми и отсюда проблемы связанные с всестороннем развитием ребенка и возникает необходимость помощи специалистов разного уровня.

  Основная цель КП: всестороннее развитие, социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к посещению дошкольной организации.

 Основные задачи КП:

-  помощь родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольную образовательную организацию, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в ДОО;

-   консультативная помощь родителям (законным представителям) по  вопросам связанным с воспитанием, обучением и развитием детей  раннего возраста;

-  содействия в социализации детей  раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательную организацию;

- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию  возможной методической, психолого-педагогической  и консультативной помощи.  

Педагогическую помощь родителям оказывают специалисты КП в соответствии с графиком работы, утверждённым руководителем СП.  

Принципы работы КП:

  • конфиденциальность: сведения об особенностях  семьи и ребенка  без согласия родителей  не разглашаются;
  • принцип комплексного подхода: деятельность с семьями воспитанников   осуществляет команда специалистов различного уровня и профиля;
  • научность: представленная учреждением информация  должна быть научной и достоверной;
  • доступность: информация родителям должна быть доступной, не нести излишнюю терминологию.

Основные направления работы с родителями:

-        аналитическая деятельность: мониторинг семей микрорайона нуждающихся в помощи специалистов  и анализ вопросов в сфере ДОО;

 - информационная деятельность: представление родителям (законным представителям)  новинок литературы (педагогической, психологической,

методической) в  бумажных и электронных носителях, знакомство родительской общественности   с новыми направлениями воспитания и образования детей раннего возраста, с   образовательными программами, учебно-методическими комплексами,   рекомендациями  специалистов различных направлений в соответствии с потребностями родителей (законных представителей);

-        организационно-методическая деятельность: оказание методической, психолого-педагогической, помощи по запросам родителей (законных представителей);   составление индивидуальных программ развития детей;

-        консультационная   деятельность:   консультирование   родителей

(законных представителей) в вопросах   организации системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Посещение родителями КП осуществляется в течение года на основе личного заявления в зависимости от возможностей организации и запросов родителей.

Услуга представляется  на основании: обращения родителей (законных представителей), зарегистрированных в установленном порядке в «журнале регистрации  обращений родителей» и заключения «договора» между  ГБОУ и родителями (законными представителями). В ДОО разработано и утверждено «Положение о КП», ежегодно составляется план работы КП на учебный год.

Сложность в организации работы КП возникает в оповещении родителей о предлагаемой услуге. Информирование о работе КП происходит через сайт ДОО,  распространение информации в учреждениях города.

Взаимодействие специалистов КП    организуется через   различные формы: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Проводятся семинары, мастер – классы,  лектории.

Наиболее востребована     форма взаимодействия:    индивидуальные консультации со специалистами по  возникающим вопросам и проблемам развития и воспитания  детей.

В дошкольной организации  успешно организуется работа Клуба «молодой семьи»  и деятельность консультативного пункта стала   продолжением этого направления деятельности. В рамках организации работы  Клуба и Пункта ежегодно проводятся встречи с родителями по актуальным вопросам развития и воспитания детей: «Детский сад - это серьёзно», «Первые шаги к здоровью», «Детский сад открывает двери», и др. в которых приняло участие порядка 30 родителей детей, не посещающих ДОО от 0 до 3 лет (2017-2019).

Особый интерес у родителей вызывает такая форма взаимодействия, как «Дни открытых дверей». У родителей есть возможность посетить образовательную деятельность в ДОО, и познакомиться с детским садом, педагогами, к которым в скором времени, возможно, придет ребенок. После таких встреч родители становятся более открытыми к общению.

С удовольствием   посещаются групповые тренинги, мастер – классы с участием педагога – психолога и воспитателями групп раннего возраста, где   предоставляется возможность во первых, познакомиться с педагогами ДОО, а во вторых, задать вопросы возникающие при подготовке ребенка к детскому саду. Такие встречи, как правило, позволяют избежать наиболее частых ошибок, возникающих у родителей при подготовке ребенка к ДОО, избавиться от сомнений, тревог, связанных с поступлением детей в дошкольную организацию и как следствие у детей период адаптации протекает легко и безболезненно.  

Перспективу деятельности консультативного пункта мы видим в расширении спектра предлагаемых услуг,   возможности совместного деятельного, развивающего времяпровождения  родителей, заинтересованных в благополучном переходе из домашних условий в условия социума.

Работа  КП   помогает неорганизованным детям и их родителям своевременно решать проблемы развития и воспитания, повышает педагогическую компетентность родителей,   наладить доверительные отношения с семьями воспитанников и в итоге мы видим счастливых детей и спокойных родителей,  которые переступили порог нашего детского сада.  

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) 

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образованияи науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

5. Интернет ресурс: http://pandia.ru/text/77/167/13415.php

6. Интернет ресурс: http://mylektsii.ru/3-108979.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сопровождение процесса адаптации ребенка в ДОУ».

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим хотим предложить несколько рекомендаций....

Консультация педагога – психолога для родителей детей раннего возраста о проблемах адаптации (в рамках Консультативного пункта)

Основной целью работы педагога – психолога с детьми и родителями являются такие аспекты как:- формирование доброжелательных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками выявление причин и нивелировани...

" Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду»

Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, капризничать, расстраиваться при расс...

Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей воспитанников через организацию совместной деятельности в рамках консультативного центра МБДОУ ЦРР №5

В материале представлена модель деятельности специалистов ДОУ: психолога, логопеда, дефектолога, объединенных в  консультативный цент. Освещена система работы с неорганизованными детьми и их семь...

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду

Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....

Консультация «Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду»

Быть родителями – это  искусство. Однако, если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в этом процессе – проявить чуткость, понять переживания своего ребенка, уметь в...