Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта
статья (младшая группа)
Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Романова Светлана Николаевна
Леонидова Татьяна Васильевна
воспитатели ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад №19 «Колокольчик»
Психолого-педагогическая помощь родителям в процессе адаптации ребенка к ДОО в рамках консультативного пункта
Как известно, государство начинается с семьи, и Закон об Образовании нам диктует, что родители, являются первыми педагогами детей. Задача ДОО - помочь родителям освоить эту новую социальную роль.
Консультативная помощь родителям детей раннего возраста, не посещающих ДОО, на данный момент является актуальной, т.к. у родителей возникает немало трудностей связанных с воспитанием детей. Все чаще мы наблюдаем дефицит общения детей раннего возраста с мамой и папой и другими значимыми взрослыми и отсюда проблемы связанные с всестороннем развитием ребенка и возникает необходимость помощи специалистов разного уровня.
Основная цель КП: всестороннее развитие, социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к посещению дошкольной организации.
Основные задачи КП:
- помощь родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольную образовательную организацию, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в ДОО;
- консультативная помощь родителям (законным представителям) по вопросам связанным с воспитанием, обучением и развитием детей раннего возраста;
- содействия в социализации детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательную организацию;
- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию возможной методической, психолого-педагогической и консультативной помощи.
Педагогическую помощь родителям оказывают специалисты КП в соответствии с графиком работы, утверждённым руководителем СП.
Принципы работы КП:
- конфиденциальность: сведения об особенностях семьи и ребенка без согласия родителей не разглашаются;
- принцип комплексного подхода: деятельность с семьями воспитанников осуществляет команда специалистов различного уровня и профиля;
- научность: представленная учреждением информация должна быть научной и достоверной;
- доступность: информация родителям должна быть доступной, не нести излишнюю терминологию.
Основные направления работы с родителями:
- аналитическая деятельность: мониторинг семей микрорайона нуждающихся в помощи специалистов и анализ вопросов в сфере ДОО;
- информационная деятельность: представление родителям (законным представителям) новинок литературы (педагогической, психологической,
методической) в бумажных и электронных носителях, знакомство родительской общественности с новыми направлениями воспитания и образования детей раннего возраста, с образовательными программами, учебно-методическими комплексами, рекомендациями специалистов различных направлений в соответствии с потребностями родителей (законных представителей);
- организационно-методическая деятельность: оказание методической, психолого-педагогической, помощи по запросам родителей (законных представителей); составление индивидуальных программ развития детей;
- консультационная деятельность: консультирование родителей
(законных представителей) в вопросах организации системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Посещение родителями КП осуществляется в течение года на основе личного заявления в зависимости от возможностей организации и запросов родителей.
Услуга представляется на основании: обращения родителей (законных представителей), зарегистрированных в установленном порядке в «журнале регистрации обращений родителей» и заключения «договора» между ГБОУ и родителями (законными представителями). В ДОО разработано и утверждено «Положение о КП», ежегодно составляется план работы КП на учебный год.
Сложность в организации работы КП возникает в оповещении родителей о предлагаемой услуге. Информирование о работе КП происходит через сайт ДОО, распространение информации в учреждениях города.
Взаимодействие специалистов КП организуется через различные формы: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Проводятся семинары, мастер – классы, лектории.
Наиболее востребована форма взаимодействия: индивидуальные консультации со специалистами по возникающим вопросам и проблемам развития и воспитания детей.
В дошкольной организации успешно организуется работа Клуба «молодой семьи» и деятельность консультативного пункта стала продолжением этого направления деятельности. В рамках организации работы Клуба и Пункта ежегодно проводятся встречи с родителями по актуальным вопросам развития и воспитания детей: «Детский сад - это серьёзно», «Первые шаги к здоровью», «Детский сад открывает двери», и др. в которых приняло участие порядка 30 родителей детей, не посещающих ДОО от 0 до 3 лет (2017-2019).
Особый интерес у родителей вызывает такая форма взаимодействия, как «Дни открытых дверей». У родителей есть возможность посетить образовательную деятельность в ДОО, и познакомиться с детским садом, педагогами, к которым в скором времени, возможно, придет ребенок. После таких встреч родители становятся более открытыми к общению.
С удовольствием посещаются групповые тренинги, мастер – классы с участием педагога – психолога и воспитателями групп раннего возраста, где предоставляется возможность во первых, познакомиться с педагогами ДОО, а во вторых, задать вопросы возникающие при подготовке ребенка к детскому саду. Такие встречи, как правило, позволяют избежать наиболее частых ошибок, возникающих у родителей при подготовке ребенка к ДОО, избавиться от сомнений, тревог, связанных с поступлением детей в дошкольную организацию и как следствие у детей период адаптации протекает легко и безболезненно.
Перспективу деятельности консультативного пункта мы видим в расширении спектра предлагаемых услуг, возможности совместного деятельного, развивающего времяпровождения родителей, заинтересованных в благополучном переходе из домашних условий в условия социума.
Работа КП помогает неорганизованным детям и их родителям своевременно решать проблемы развития и воспитания, повышает педагогическую компетентность родителей, наладить доверительные отношения с семьями воспитанников и в итоге мы видим счастливых детей и спокойных родителей, которые переступили порог нашего детского сада.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образованияи науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
5. Интернет ресурс: http://pandia.ru/text/77/167/13415.php
6. Интернет ресурс: http://mylektsii.ru/3-108979.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сопровождение процесса адаптации ребенка в ДОУ».
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим хотим предложить несколько рекомендаций....
Консультация педагога – психолога для родителей детей раннего возраста о проблемах адаптации (в рамках Консультативного пункта)
Основной целью работы педагога – психолога с детьми и родителями являются такие аспекты как:- формирование доброжелательных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками выявление причин и нивелировани...
" Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду»
Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, капризничать, расстраиваться при расс...
Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей воспитанников через организацию совместной деятельности в рамках консультативного центра МБДОУ ЦРР №5
В материале представлена модель деятельности специалистов ДОУ: психолога, логопеда, дефектолога, объединенных в консультативный цент. Освещена система работы с неорганизованными детьми и их семь...
Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду
Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....
Консультация «Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду»
Быть родителями – это искусство. Однако, если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в этом процессе – проявить чуткость, понять переживания своего ребенка, уметь в...