Консультация для воспитателей «Привитие любви к родному краю через культурно - историческое наследие у детей дошкольного возраста»
консультация

Наталья Язитовна Бастракова

В последние годы многие детские сады стали увлекаться краеведе­нием. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_kraevedeniyu.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Привитие любви к родному краю через культурно - историческое наследие у детей дошкольного возраста»

воспитатель

первой квалификационной категории

Н.Я. Бастракова

«Любовь к своей Родине это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей».

Д.С. Лихачёв

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине: Челябинской области, к родному городу, людям, живущих в нём, их культуре, творчеству.

Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности.

Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

В детском саду больше внимания необходимо уделять работе по формированию у детей духовно нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу. Для того, чтобы эта работа велась успешно и была результативна можно поставить перед собой следующие задачи:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

2. Уважение к людям труда.

3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

4. Элементарные знания о правах человека.

5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

6. Чувства ответственности и гордости за достижение родины.

7. Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.

8. Расширение представлений о России.

9. Знакомства детей с символами государства.

В нашем детском саду в каждой возрастной группе размещены «Региональные уголки, где собран богатый материал по Челябинской области. Область уникальна по своим природным богатствам: здесь находятся большие залежи разнообразных полезных ископаемых, по ее территории протекают крупные многоводные реки, она обладает большими запасами древесины и охотничье-промысловыми животными, бескрайними полями с плодородными почвами. Воспитатели и педагоги ДОУ ведут большую работу по привитию любви к родному краю.

«Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».

Л.Н. Толстой

Воспитанникам читают стихи, сказки, рассказы Уральских писателей и поэтов.

Проходят выставки детских рисунков и поделок на тему «Мой край», «Земля в цвету» Праздники: «Люблю берёзку русскую», «День синички», «День матери» и другие.

Народные традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре: «Рождественские колядки», «Масленица», «День Победы». В своей работе с детьми, начиная с младшего возраста, можно широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы).

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди нашего родного города Челябинска – все это следует передавать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Знакомство с родным краем можно использовать программу по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Южный Урал: шаг за шагом».

Программа рассчитана на проведение кружковой деятельности с детьми в виде специально – организованных занятий.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года), средний возраст (4-5 лет – средняя группа). Старший возраст (5-6 лет - старшая группа, и (6-7 лет - подготовительная группа) В программе имеется тематическое планирование по всем возрастам.

Например, Тема «Семья. Детский сад. Город, Родной край»

Для младшей группы: образовательная деятельность: «Встреча с Домовенком в музее», «Я и мое имя». Для средней группы: «Что такое детский сад?», «Я и мои друзья». Для старшей группы: «Челябинск – город мой родной», «День рождения Челябинска». Для подготовительной к школе группе: «История жизни человека на Южном Урале», «Человек и мир вокруг».

Можно использовать детям средней группы: «Сказки народов Южного Урала» - «Мудрый филин» составитель Е.В. Гребнева. Здесь собраны сказки на воспитание нравственных качеств (о дружбе, о доброте, о любви к ближнему).

Для детей старшей и подготовительной группы можно использовать комплект из 5 книг «Моя родина Россия»: «С древних времен до наших дней» - рассказывается о государственной символике, государственном гимне, поселении славян, о древней Руси и до России ХХ века; Книга вторая «Большая и малая родина» (О Москве, ее культурно-историческом прошлом, о Санкт-Петербурге, о золотом кольце России.); Третья книга «Природа и климат» (О животных в разных климатических условиях); Четвертая книга «Народы. Костюмы, Праздники»; Пятая книга «На службе Отечеству. Выдающиеся личности». Можно использовать выборочно, учитывая возрастные особенности. Все книги ярко иллюстрированы.

Итак, становление дошкольников идет по разным линиям, начиная с самообслуживания и кончая зрелостью мышления. Что будет брать верх – хорошее или плохое, во многом определяется ориентирами, теми образцами, идеалами, на которые равняется дошкольник. А какой образец выберет ребёнок? Кому он подражает в огромном мире? Зависит от нас, взрослых; и от того, каковы мы сами, каковы наши интересы, цели нашей жизни, и от того, каков уклад нашей семьи и взаимоотношений в ней, как мы относимся к самому дошкольнику, и от того, наконец, как мы управляем развитием и духовным ростом наших детей , какие желания и интересы у них формируем, какие стороны их личности развиваем, как и в какой мере участвуем в жизни наших детей.

Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»

«Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»...

«Привитие любви к родному краю через культурно- историческое наследие».

    «Привитие любви к родному краю  через культурно- историческое наследие».«Любовь к своей Родине это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к ...

Консультация для родителей "Воспитание любви к родному краю через семейные традиции"

quot;Воспитание любви к родному краю через семейные традиции"...

Консультация для воспитателей "Воспитание любви к родному краю через кружковую деятельность"

Добрый день, уважаемые коллеги. Интересным и увлекательным для детей является нетрадиционное рисование. Это завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает. Всё это даёт возможность реализов...