Мастер-Класс для педагогов логопедических групп "Биоэнергопластика"
методическая разработка (старшая группа)

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3  до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

В логопедических группах каждое утро работа начинает строиться с артикуляционной гимнастики и пальчиковой.

Цель артикуляционной гимнастики -  укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

 

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

 «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

 «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов таких как  В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др. подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Цель данной технологии – развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.

 

Задачи технологии:

Развивать и совершенствовать фонематические процессы;

Развивать познавательные процессы;

Длительно удерживать интерес ребёнка;

Повышать мотивационную готовность детей;

Этапы работы с применением биоэнергопластики

• Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).

• Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки).

• Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

 

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

 

1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.

 

Преимущества биоэнергопластики:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

II. Практическая часть.

Итак, биоэнергопластика – это театр пальчика и языка. И я предлагаю вам в него поиграть. Коллеги я вас приглашаю.

Воспитатель: А вы любите путешествовать? Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие.

Сказка «Путешествие в зоопарк».

Жил весёлый человечек – Фантик. Однажды он решили пойти в зоопарк и посмотреть на животных. По пути ему встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться, давайте и мы с вами улыбнёмся, повторяйте за мной, (упр. «лягушка»).

Тянем губки прямо к ушкам,

Как весёлая лягушка!

Пришел он в зоопарк и увидел, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «Да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»).

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Тут он услышал громкий звук. Заинтересовался Фантик, и захотел узнать, кто так громко трубит, и пошёл дальше. Смотрит, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»).

Подражаю я слону,

Губки хоботом тяну: «У-у-у!»

Полюбовался слоном Фантик и пошёл дальше. Смотрит маленькая лошадка-пони катает детей. Решил наш друг тоже прокатиться. Сел он на лошадку и очень быстро поскакал по дорожке (упр. «лошадка»).

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Покатался Фантик, поблагодарил лошадку и пошёл дальше.

Долго путешествовал Фантик по зоопарку, а потом посмотрел на часы и понял, что ему пора домой (упр. «часики»).

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши частики спешат,

Язычку помочь хотят.

Пришёл Фантик домой, поужинал и лег спать.

Вот такая весёлая сказка у нас получилась

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка, Два мышонка
учат бегать 
Лягушонка.
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 

Группа 2

Ходит по двору индюк
среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, рассердился сгоряча.
Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

 

Далее предлагаю вам рассказать сказку с использованием биоэнергопластики. Упражнения биоэнергопластики придумайте самостоятельно. На подготовку пять минут.

Знакомство с Чупой и Чупсом

 Сказка № 1

Упражнения

Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка

Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга

Жили они в небольшом уютном домике

Пальцы рук сложить «домиком»

Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода

«Язычок на прогулке»

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак

«Чистим зубы»; «Расческа»

Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин

«Блинчики»

Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем

Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь

Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки

«Сладкое варенье»

А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру

«Чашка»

После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»

 

«Индюк»; «Футбол»

Прогулка Чупы и Чупса

Сказка № 2

Упражнения

 

Чупа и Чупс очень любили путешествовать. Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода

«Язычок на прогулке»

 

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак

«Чистим зубы»; «Расческа»

 

Чупа испекла вкусные блинчики. Чупс достал из холодильника сладкое варенье и намазал каждый блин

«Блинчики»; «Сладкое варенье»

 

Налил Чупс в красивые чашки горячего ароматного чаю и напоил сестру

«Чашка»

 

Посмотрели Чупа и Чупс на часы и решили после завтрака пойти на прогулку. Вышли они во двор и увидели на детской площадке качели. Стали качаться Чупа и Чупс на качелях вверх — вниз, вверх — вниз

«Часики»; «Качели»

 

Накачавшись на качелях вдоволь, Чупа и Чупс открыли калитку и пошли гулять

«Заборчик»

 

Встретили по пути маленькую лошадку, и она предложила им покататься. Сели Чупа и Чупс на лошадку и поскакали

«Лошадка»

 

Увидели друзья маляра, который красил забор, решили ему помочь

«Маляр»

 

Маляр поблагодарил Чупу и Чупса за помощь и подарил им по шарику

Пальцы обеих рук соединить в форме шара

 

А потом лошадка отвезла их домой

«Лошадка»

 

 

В гостях у зайца Бубы

Сказка № 3

 

Упражнения

 

Чупа и Чупс дружили с зайчиком Бубой. Проснулись как-то утром Чупа и Чупс, умылись, почистили зубки, причесались и решили пойти в гости к зайцу Бубе

«Чистим зубы»; «Расческа»

 

Решили братец и сестра на гостинец принести зайцу блинов и варенья. Чупа испекла вкусные блинчики, а Чупс достал из холодильника сладкое варенье

«Блинчики»; «Сладкое варенье»

 

Посмотрели Чупа и Чупс на часы и пошли в гости

«Часики»

 

Встретили по пути маленькую лошадку, и она предложила подвезти их. Сели Чупа и Чупс на лошадку и поскакали к зайчику

«Лошадка»

 

Подъехали друзья к речке, по которой плавала маленькая лодочка с парусом. Решили Чупа и Чупс поплавать на лодке. Долго плавали, а потом снова сели на лошадку и перебрались через речку по мостику

«Парус»; «Кошка сердится»

 

В лесу много грибов. Увидели Чупа и Чупс грибы и решили нарвать зайцу. Собрали они полную корзину грибов и поехали дальше

«Гриб»

 

Зайчик Буба очень обрадовался гостям и подаркам. Он угостил всех блинчиками и сладким вареньем, а потом сыграл Чупе и Чу псу на гармошке. Песенка очень понравилась нашим друзьям

«Гармошка»

 

А затем лошадка отвезла их домой

«Лошадка»

 

      


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

Упражнение «Кошечка»

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)

Упражнение «Фонарик»

Фонарик погас!

Фонарик зажегся!

(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)

Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

Кинезиологическое физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.

Группа 1

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Группа 2

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Группа 3

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_bioenergoplastika.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

В логопедических группах каждое утро работа начинает строиться с артикуляционной гимнастики и пальчиковой.

Цель артикуляционной гимнастики укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов таких как В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др. подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Цель данной технологии – развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.

Задачи технологии:

Развивать и совершенствовать фонематические процессы;

Развивать познавательные процессы;

Длительно удерживать интерес ребёнка;

Повышать мотивационную готовность детей;

Этапы работы с применением биоэнергопластики

• Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).

• Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки).

• Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

II. Практическая часть.

Итак, биоэнергопластика – это театр пальчика и языка. И я предлагаю вам в него поиграть. Коллеги я вас приглашаю.

Воспитатель: А вы любите путешествовать? Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие.

Сказка «Путешествие в зоопарк».

Жил весёлый человечек – Фантик. Однажды он решили пойти в зоопарк и посмотреть на животных. По пути ему встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться, давайте и мы с вами улыбнёмся, повторяйте за мной, (упр. «лягушка»).

Тянем губки прямо к ушкам,

Как весёлая лягушка!

Пришел он в зоопарк и увидел, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «Да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»).

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Тут он услышал громкий звук. Заинтересовался Фантик, и захотел узнать, кто так громко трубит, и пошёл дальше. Смотрит, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»).

Подражаю я слону,

Губки хоботом тяну: «У-у-у!»

Полюбовался слоном Фантик и пошёл дальше. Смотрит маленькая лошадка-пони катает детей. Решил наш друг тоже прокатиться. Сел он на лошадку и очень быстро поскакал по дорожке (упр. «лошадка»).

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Покатался Фантик, поблагодарил лошадку и пошёл дальше.

Долго путешествовал Фантик по зоопарку, а потом посмотрел на часы и понял, что ему пора домой (упр. «часики»).

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши частики спешат,

Язычку помочь хотят.

Пришёл Фантик домой, поужинал и лег спать.

Вот такая весёлая сказка у нас получилась

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка, Два мышонка
учат бегать
Лягушонка.
Расшумелась мелкота –
Видно, близко нет кота!

Группа 2

Ходит по двору индюк
среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, рассердился сгоряча.
Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши,
Не боясь кота на крыше.

Далее предлагаю вам рассказать сказку с использованием биоэнергопластики. Упражнения биоэнергопластики придумайте самостоятельно. На подготовку пять минут.

Знакомство с Чупой и Чупсом

Сказка № 1

Упражнения

Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка

Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга

Жили они в небольшом уютном домике

Пальцы рук сложить «домиком»

Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода

«Язычок на прогулке»

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак

«Чистим зубы»; «Расческа»

Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин

«Блинчики»

Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем

Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь

Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки

«Сладкое варенье»

А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру

«Чашка»

После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»

«Индюк»; «Футбол»

Прогулка Чупы и Чупса

Сказка № 2

Упражнения

Чупа и Чупс очень любили путешествовать. Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода

«Язычок на прогулке»

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак

«Чистим зубы»; «Расческа»

Чупа испекла вкусные блинчики. Чупс достал из холодильника сладкое варенье и намазал каждый блин

«Блинчики»; «Сладкое варенье»

Налил Чупс в красивые чашки горячего ароматного чаю и напоил сестру

«Чашка»

Посмотрели Чупа и Чупс на часы и решили после завтрака пойти на прогулку. Вышли они во двор и увидели на детской площадке качели. Стали качаться Чупа и Чупс на качелях вверх — вниз, вверх — вниз

«Часики»; «Качели»

Накачавшись на качелях вдоволь, Чупа и Чупс открыли калитку и пошли гулять

«Заборчик»

Встретили по пути маленькую лошадку, и она предложила им покататься. Сели Чупа и Чупс на лошадку и поскакали

«Лошадка»

Увидели друзья маляра, который красил забор, решили ему помочь

«Маляр»

Маляр поблагодарил Чупу и Чупса за помощь и подарил им по шарику

Пальцы обеих рук соединить в форме шара

А потом лошадка отвезла их домой

«Лошадка»

В гостях у зайца Бубы

Сказка № 3

Упражнения

Чупа и Чупс дружили с зайчиком Бубой. Проснулись как-то утром Чупа и Чупс, умылись, почистили зубки, причесались и решили пойти в гости к зайцу Бубе

«Чистим зубы»; «Расческа»

Решили братец и сестра на гостинец принести зайцу блинов и варенья. Чупа испекла вкусные блинчики, а Чупс достал из холодильника сладкое варенье

«Блинчики»; «Сладкое варенье»

Посмотрели Чупа и Чупс на часы и пошли в гости

«Часики»

Встретили по пути маленькую лошадку, и она предложила подвезти их. Сели Чупа и Чупс на лошадку и поскакали к зайчику

«Лошадка»

Подъехали друзья к речке, по которой плавала маленькая лодочка с парусом. Решили Чупа и Чупс поплавать на лодке. Долго плавали, а потом снова сели на лошадку и перебрались через речку по мостику

«Парус»; «Кошка сердится»

В лесу много грибов. Увидели Чупа и Чупс грибы и решили нарвать зайцу. Собрали они полную корзину грибов и поехали дальше

«Гриб»

Зайчик Буба очень обрадовался гостям и подаркам. Он угостил всех блинчиками и сладким вареньем, а потом сыграл Чупе и Чу псу на гармошке. Песенка очень понравилась нашим друзьям

«Гармошка»

А затем лошадка отвезла их домой

«Лошадка»


Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

Упражнение «Кошечка»

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)

Упражнение «Фонарик»

Фонарик погас!

Фонарик зажегся!

(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)

Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

Кинезиологическое физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.

Группа 1

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Группа 2

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Группа 3

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.