Этапы создания мультфильма с дошкольниками
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_sozdaniya_multfilma.docx | 733.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты.
(МБДОУ «Детский сад № 65»г.Воркуты)
«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
Тел.(882151)………e-mail:….
Тема работы: «Создание мультфильма с дошкольниками»
: Ульянова Людмила Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 65»
г. Воркута , 2023 г.
Создание мультфильма с дошкольниками.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.
Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры) . Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы) . Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.
Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. .
Съемочный процесс включает:
- придумывание и обсуждение сюжета;
- создание персонажей и декораций;
- съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий) ;
- монтаж.
Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:
- Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение , идея - сценарий
- Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
- Подготовка декораций и фона
- Установка декораций на площадке для съемки.
- Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе) , а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):
- чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
- во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
- не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось) ;
- в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
- чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе) , не удаляя и не приближая изображение.
- Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются) :
- чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы) . Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
- совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
- Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
- при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
- во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов) ;
- можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...) .
- Музыкальное сопровождение, титры.
Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:
- перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
- пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация) ;
- предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего» , кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
- сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
- пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.
Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.
Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:
Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои - не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор) , художник, оператор, актер, композитор.
Мастер-класс по созданию мультфильма, проведенный мною для детей, вызвал огромное желание у них создать мультфильм своими руками. Первый мультфильм, мы создали самым простым способом – перекладкой. Назывался он «Полет ракеты». Дети вырезали картинки: ракету, звезды, луну. Затем начался сам процесс создания. Мы сделали несколько снимков, перекладывая наши картинки, монтированием занималась я сама, а дети присутствовали при этом. Получив первый в жизни мультфильм, сделанный своими руками, дети пришли в восторг.
Потом я решила попробовать более сложный вариант создания мультфильмов. Учитывая возраст детей, для сюжета была предложена экологическая сказка «Могучая травинка». На данном, достаточно длительном этапе, дети с моей помощью и помощью родителей продумали сюжет сказки, мы обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку.
Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:
- детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;
- все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;
- ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь;
- дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.
Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода.
Дети сами создавали лес, слепили животных. Дети изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажами-куклами оказалась более интересной, чем зарисовка. Действие мультфильма происходит на поляне. Ребята сделали фон, поляну, в технике пластилинографии.
Героев сказки: деревья, лису, зайчика слепили полуобъёмными , накладывая пластилин на основу из гибкого пластика, причем детали туловища не соединяли чтобы была возможность двигать головой, хвостом, лапками.
Чтобы деревья в кадре оживали и разговаривали мы сделали глазки, подвижный ротик и отдельно веточки, которыми по замыслу будут размахивать деревья.
Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания) . Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.
Монтаж. Все части мультфильма монтировала я сама с использованием специальной программы. Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста.
Результат наших работ был представлен на фестивале «Праздник эколят, молодых защитников природы» . Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства.
Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:
- Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.
- Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
- Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии мульти-пульти, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.
Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.
В процессе создания мультфильмов дети старшего дошкольного возраста получают определенные знания, умения и навыки:
- Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
- Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
- Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук.
В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.
Созданный нами мультфильм успешно используется в реализации проекта «Эколята-дошколята».
Список использованной литературы
- Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
- Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 118-129.
- Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
https://rutube.ru/video/f114253e624aa6d4e93feed633080972/ - ссылка на размещение видеоматериалов в сети интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с литературным наследием Пензенского края посредством применения технологии создания мультфильмов.
ФГОС дошкольного образования основывается на принципах «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познав...
Этапы создания спектакля с дошкольниками.
Этапы создания спектакля с дошкольникамиСовместная творческая деятельность по создание спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать засте...
ПРОЕКТ «Отображение регионального компонента в совместном создании мультфильмов с дошкольниками»
Апробация и внедрение технологии создания мультфильмов совместно с дошкольниками в образовательный процесс ДОО. Создание модели работы по отображению регионального компонента в совместном создании мул...
Создание мультфильмов старшими дошкольниками, как результат поисково-исследовательской деятельности.
В статье раскрывается вопрос создания мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательской деятельности, выделены основные этапы работы в данном направлении....
Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ), статья «Создание мультфильма вместе с детьми», 3 стр.
Статья в электронной версии, федеральный уровень...
Презентация. Уроки по созданию мультфильмов для начинающих «Техники мультипликации и этапы создания мультфильма»
Детская мультипликация- уникальный вид искусства, самодостаточный и самоценный. Этот вид творчества способствует сохранению и развитию детской фантазии, воображения, а так же образного и пространствен...
Задачи развития связной речи у детей на каждом этапе создания мультфильма.
Информация для педагогов....