«Бумажный мир»
рабочая программа (средняя группа)
Программа по выявлению способностей
«Бумажный мир»
художественно- эстетической направленности
Пояснительная записка.
Программа «Бумажный мир» создана на основе методических пособий: Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома», Сержантова Т. «365 моделей оригами»; Соколова С.В. «Оригами для дошкольников», «Большая иллюстрированная энциклопедия (перевод с английского) и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами», Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой», интернет ресурсы.
Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Давно известно, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни. Творческие люди обладают нестандартным мышлением, творческим подходом к решению любых задач, способны к самообразованию, постоянному самосовершенствованию.
Дошкольное детство – это самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка, становление основ индивидуальности. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, которая способствует тому, что у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравним: легкость обработки, доступность, минимум инструментов. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Работа с бумагой, способствует развитию мелкой моторики рук, что является одним из показателей готовности к школьному обучению. Формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.
Работа с бумагой стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия, совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культуру труда.
В рамках программы «Бумажный мир» дети познакомятся с такими техниками, как оригами, айрис-фолдинг (техника складывания полос цветной бумаги под углом, в виде закручивающейся спирали), торцевание, квилинг (искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции).
Программа предусматривает создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, айрис фолдинг, квиллинг, торцевание. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
Работы детей используются в оформлении интерьера группы. Они служат дополнением в оформлении уголка для родителей. Продукты деятельности детей используются как подарки к таким праздникам как: день именинника, день матери, 8 марта, день воспитателя, день защитников отечества и т.д
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностямичерез различные виды бумажной пластики.
Задачи программы:
- Создать условия для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности и удовлетворения потребностей детей в самовыражении;
- Формировать умения и навыки работы с различными материалами и техниками для создания собственного образа;
- Стимулировать взаимоотношения между детьми, помогать им решать творческие задачи, учить находить компромиссы и уважать друг друга в процессе создания коллективных работ;
- Развивать наглядно - образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
- Формирование и воспитание интегративных качеств (активность, самостоятельность, целеустремленность, рефлексия, анализ);
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Сотрудничать с семьями воспитанников с целью формирования интереса к развитию детского творчества, повышение их педагогической компетентности в области художественно - эстетического развития детей.
Методы обучения:
- Словесный (беседа, рассказ, сказка);
- Наглядный (рассматривание иллюстраций, показ образца, выполнения последовательности работы. Показ видео и мультимедийных материалов);
- Практический (выполнение работы по образцу, операционным картам, схемам)
Форма занятий:
- Фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- Индивидуально – фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- Групповая (организация работы в группах);
- Индивидуальная (индивидуальное выполнение задания, решение проблем).
Материалы, используемые на занятиях: схемы складывания изделий, журналы и книги по оригами, альбом для лучших работ, конверт для незаконченных работ, белая бумага, цветная бумага, цветной картон, офисная бумага, гофрированная бумага, ленты, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей салфетки, клеёнка, коробочки для мусора.
Общий план занятий
На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Ожидаемые результаты:
Проявляют инициативу и самостоятельность, уверенность в своих силах; сформированы практические навыки работы с различными материалами и техниками;
Сформированы навыки работы в коллективе;
Способны самостоятельно выбирать технику и приемы для создания собственного выразительного образа;
Создают образы, используя схемы и технологические карты;
Сформированы интегративные качества: активность, самостоятельность, целеустремленность, рефлексия, анализ;
развито внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук и глазомер; Владеет навыками культуры труда; Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Что такое оригами», «Значение оригами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста», «Советы по проведению работы с детьми дома (изготовление поделок с использованием различных видов бумагопластики)», «Оригами – как способ арттеропии»; проведение родительских собраний. Мастер-класс для родителей по изготовлению поделок в технике айрис – фолдинг.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ;
- Проведение выставок детских работ;
- Проведение диагностики уровня развития детей по средствам оригами.
- участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам); творческий отчет воспитателя на педсовете.
Учебно- тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Знакомство со свойствами бумаги | 1 |
2. | Знакомство с оригами. Входная диагностика. | 1 |
3. | Волшебные превращения. Изготовление фигурок. | 22 |
4. | Составление композиций, картин. | 10 |
5. | Организация выставки | 2 |
Итого: | 36 |
Перспективный план работы
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Месяц | №п/п | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | 1. | Знакомство со свойствами бумаги. | Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов и свойств (однотонная и цветная, тонкая и толстая, гладкая и шероховатая, легко рвется, мнется, горит). Учить делать разноцветные шарики (мятая бумага). |
2. | Знакомство с оригами. Входная диагностика.
| Выявить знания и умения детей | |
3. | «Конфетка» | Научить элементарной технике оригами, складывать квадрат пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать противоположные углы квадрата к середине. | |
Октябрь | 4. | «Осенняя открытка» | Познакомить детей с базовой формой «дверь». Дополнять поделку украшениями, подбирать детали по размеру. |
5. |
«Заяц – хвастун».
| Продолжать складывать квадрат пополам по диагонали; учить загибать уголки в нужном направлении. Развивать внимание детей, умение четко следовать инструкциям воспитателя. | |
6. | «Фонарик для гномика» | Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Закрепить базовую форму «дверь». Создать хорошее настроение. Дополнять поделку украшениями | |
7. | «Зонтик» | Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей | |
8. | «Гриб» | Закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем; развивать внимание. | |
Ноябрь | 9. | «Ветка рябины» | Продолжать учить выполнять базовую форму» воздушный змей» Продолжать упражнять отгибать уголок в нужном направлении ,готовить заготовки на определенную тему, соединять заготовки в единую композицию. |
10. | «Елочки в лесу» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали. Учить выполнять поделку из нескольких частей. Формировать умение подбирать детали по размеру. Дополнять поделку по своему желанию Воспитывать внимание, умение следовать инструкциям, развивать творческую активность | |
11. | «Снежинка» | Продолжать учить выполнять б. ф. «блинчик» Учить создавать снежинку квадратной формы Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги вчетверо Учить вырезать кончиками ножниц | |
12. | Выставка работ «В гостях у осени» |
|
Месяц | №п/п | Тема | Цели и задачи |
Декабрь | 13. | «Парусник» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении |
14. | «Рыбка» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении | |
15. | «Водоросли» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть» Продолжать учить оформлять поделку по своему вкусу Развивать умение красиво подбирать цвета, творческую активность при оформлении | |
16. | «Снеговик» | Учить выполнять поделку из нескольких частей. Продолжать учить понимать слова «сгиб», «до сгиба», «центр» Формировать умение подбирать детали по размеру, развивать глазомер Дополнять поделку по своему желанию | |
Январь | 17. | «Стаканчик» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении |
18. | «Звезда» | Учить создавать поделку путем соединения нескольких одинаковых частей Продолжать упражнять в сгибании базовой формы «воздушный змей», отгибать заданную сторону в нужном направлении | |
19. | «Рамка для фото» | Продолжать знакомство с базовой формой «блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданные уголки в нужном направлении Учить пользоваться пооперационной картой Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть». | |
20. | «Восьмерка». | Продолжать знакомство с базовой формой «блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданные уголки в нужном направлении Учить пользоваться пооперационной картой Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть» Развивать умение красиво подбирать цвета, творческую активность при оформлении | |
Февраль | 21. | «Тюльпан» | Продолж Упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении |
22. | «Ромашка». | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении. | |
23. | «Лисичка» | Закрепить умение следовать инструкции педагога; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание; познакомить с новой базовой формой «блинчик». | |
24. | Выставка работ «Зимняя сказка» |
| |
|
|
|
|
Месяц | №п/п | Тема | Цели и задачи | |
Март | 25. | «Дом» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата пополам («книжка»), отгибать уголки в нужном направлении Дополнять поделку по своему желанию Развивать интерес к изготовлению поделок | |
26. | «Щенок» | Учить выполнять поделку из нескольких частей Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку готовыми деталями. | ||
27. | «Котенок», | Учить выполнять поделку из нескольких частей Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку готовыми деталями. | ||
28. | «Цыпленок» | Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении | ||
Апрель | 29. | «Лягушата на болоте» | научить конструировать лягушат путем сложения базовой формы «воздушный змей» | |
30. | «Солнышко» | Учить создавать поделку путем соединения нескольких одинаковых частей Продолжать упражнять в сгибании базовой формы «воздушный змей», отгибать заданную сторону в нужном направлении
| ||
31. | «Бабочка» | Закреплять умение выполнять базовую форму «косынка», «воздушный змей» Продолжать закреплять умение самостоятельно пользоваться пооперационными картами. | ||
32. | «Тюльпанчики» | Закреплять умение выполнять базовую форму « простой треугольник». Продолжать закреплять умение самостоятельно пользоваться пооперационными картами. | ||
Май | 33. | «Лиса и Медведь» | Продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. | |
34. | «Грач» | Оказание индивидуальной помощи детям в изготовлении поделок. Напомнить, что правильность изготовления зависит от аккуратности работы и от четких загибов бумаги. | ||
35. | Коллективная работа «Цветущий луг» | Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата (базовая форма «простой треугольник», «воздушный змей» и т.д.). | ||
36. | Чему мы научились за год | Диагностика по итогам года. | ||
Итого: | 36 | |||
Требования к уровню образования воспитанников по данной программе
Диагностируемые параметры | Формы и методы диагностики | |
Уровень знаний | Дети должны знать простейшие базовые формы оригами (блинчик, квадрат, птица, лягушка, книжка, катамаран, водяная бомбочка). Способы выполнения поделки из бумаги в технике оригами. Историю возникновения искусства оригами. Знать различные варианты выполнения работы в технике оригами. Знать способы складывания и развертывания бумаги при выполнении поделки | Пооперационный карты, рисунок готового изделия в технике оригами. Некоторые элементы, выполненные на демонстрационном листе. |
Уровень умений | Дети должны уметь работать с бумагой различной фактуры, выполнять простейшие работы в технике оригами без помощи взрослого, уметь мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. Уметь создавать несложные сюжетные композиции для игры. Выполнять и составлять панно, работая в коллективе. Уметь аккуратно пользоваться ножницами, клеем, кисточкой. | Практические занятия . Индивидуальные поручения. Участие в организации выставки. |
Диагностические показатели качества освоения курса программы
Критерии диагностики:
Высокий уровень: знание простейших базовых форм оригами, умение выполнять поделки в технике оригами, создавать собственные композиции.
Средний уровень: знание простейших базовых форм в технике оригами, выполнение поделок в технике оригами при помощи пооперационных карт, с небольшой помощью взрослого.
Низкий уровень: частичное знание базовых форм оригами , выполнение поделок в технике оригами при непосредственном участии взрослого.
Учебно- методическое обеспечение программы.
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Оборудование для совместной деятельности.
- Подготовленное рабочее место с набором бумаги (Белая бумага, цветная тонкая и плотная, двухсторонняя цветная бумага)
- Ножницы, клей. Емкость для сбора обрезков.
- Емкость для кисточки, салфетка.
- Магнитофон с записью музыки леса или шума воды, японских мотивов.
- Набор иллюстративного материала.
- Журналы и книги по оригами
- Простые карандаши
- Цветные карандаши
- Трафареты с кругами
- Ластик
Методические разработки:
• Интернет сайт
• Компьютерные презентации:
– «Цветочные композиции» (по материалам сайта Омского центра оригами).
– «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).
– «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).
Конспекты занятий:
• Вводное занятие по оригами
• Итоговое занятие в конце года.
Список литературы.
1.Оригами в детском саду. О.Белобрыкина. учебное пособие. – М.: Владос, 2001 г.
2.Аппликация в детском саду. М.А.Гусакова. – М.: Просвещение, 1987 г.
3.Мир игрушек и поделок. О.В.Парулина. – Смоленск.: Русич, 1999 г.
4.Сто поделок из бумаги. Г.И.Долженко.- Яросдавль.: Академия. 1999 г.
5.Оригами в детском саду. С.Мусиенко, Г.Бутылкина –М.: Владос, 2003 г.
6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
7.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
8.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
9.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
10. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, Санкт - Петербург, «Кристалл», 1998
11.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 1996
12. Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996
13. Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт - Петербург: «Валери СПД», 2003
14. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998
15. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005
16. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка из бумажной массы
Лепка из бумажной массы (папье-маше)...
Нетрадиционная техника "Бумажная пластика или картины из бумажной массы"
На что направлено:- Ознакомление с новой нетрадиционной техникой.- Развитие мелкой моторики.- Формирование навыков сотрудничества, умение договариваться и обсуждать замысел.Материалы и инструменты, не...
Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» по бумажному конструированию с детьми 3-4 лет.
Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 3-4 лет при обучении основам бумажного конструирования.Бумажное конструирование является составной частью художествен...
Бумажнй мир, бумажная пластика в коррекционном развитии дошкольников.
Оригами - это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу....
Акция «Бумажный бум» С 27.03.18 по 6 апреля в дошкольной образовательной площадке «Ивушка»проходила экологическая Акция «Бумажный бум».Спасибо всем участникам за то, что присоединились к нашему проекту!
Акция "Бумажный бум" - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры, который официально поддержал Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и котора...
Акция «Бумажный бум» С 27.03.18 по 6 апреля в дошкольной образовательной площадке «Ивушка» проходила экологическая Акция «Бумажный бум». Спасибо всем участникам за то, что присоединились к нашему проекту!
Акция "Бумажный бум" - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры, который официально поддержал Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и котора...
Технологическая карта занятия на тему "Создание бумажной одежды для бумажной куклы"
Технологическая карта занятия...