Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Мы – техно-детки»
проект (младшая группа)
Актуальность
Развитие познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких любознательных детей. Это развитие с детства их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным. Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребёнка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского поведения.
На основании анкетирования родителей, контроля за построением образовательного процесса с детьми, выявилось, что значительная часть родителей – 75% не знают, что такое конструктивная деятельность и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только единицы – 25% имеют небольшие представления о том, какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Мы – техно-детки»
Подготовили: воспитатели,
Машнова А.М.,
Пею Л.Н.
Покачи, 2023 г.
Актуальность
Развитие познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких любознательных детей. Это развитие с детства их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным. Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребёнка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского поведения.
На основании анкетирования родителей, контроля за построением образовательного процесса с детьми, выявилось, что значительная часть родителей – 75% не знают, что такое конструктивная деятельность и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только единицы – 25% имеют небольшие представления о том, какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.
Задачи:
- Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм с разным строительным материалом.
- Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек.
- Познакомить с базовыми строительными деталями – это узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств.
- Учить рассматривать и анализировать подготовленный образец.
- Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
- Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности дошкольников.
- Воспитывать умение играть не ссорясь в команде строителей-конструкторов, помогать друг другу и вместе радоваться успехам собственных и напарников.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители младшей группы.
Основные формы реализации проекта
1. Создание центра «Юные строители».
2. Выставки конструкторских построек детей.
3. Создание альбома «Я – юный архитектор».
4. Консультация для родителей «Учимся, играя».
Вид проекта: долгосрочный на 1 год.
Ожидаемый результат
У детей:
-Повысятся уровень познавательных и творческих способностей, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
- Сформируются конструктивные навыки и умения, эстетический вкус.
- Будут знать, называть, использовать детали строительного материала.
- Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
-Научатся различать части постройки по величине (большая - маленькая, длинная - короткая, высокая - низкая, узкая - широкая).
У родителей:
- Повысится уровень компетентности в вопросах организации конструктивной деятельности.
- Проявится интерес к конструктивной деятельности детей в детском саду.
Критерии эффективности
- Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.
- 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.
Риски
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях данного проекта.
Предупреждение рисков
- Разработка стратегий и тактики привлечение родителей.
- Опора на помощь родительского комитета.
- Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
- Изготовление наглядных пособий, атрибутов для конструктивной деятельности своими руками с привлечением родителей.
Этапы проекта
Данный проект состоит из III этапов.
I этап - сентябрь - декабрь 2023 г.
Начало работы по конструированию с детьми детского сада заключается в обучении детей выполнять элементарные постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул. Маленькие дошкольники-конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу. Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.
II этап - январь - март 2024 г.
На втором этапе проекта ведется обучение конструированию построек, обладающих некоторыми признаками динамизма: это машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали – это брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок дети смогли соорудить машину.
III этап – апрель – май 2024 г.
Конструирование ведется по инициативе педагога, дети подают детали, необходимые для той или иной постройки. Обыгрывание конструкции «Путешествие в город игрушек».
Достигнутые результаты:
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Дети приобретают:
1.Конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала по образцу.
2.Обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы,
сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.).
1. Направление «Воспитатель - Дети»
Тематическое планирование работы с детьми
второй младшей группы общеразвивающей направленности
Мероприятия | Срок | Цель |
Дидактическая игра: «Учимся, играя!» Знакомство с лего-конструктором. НОД: «Горка с лесенками». Игровое упражнение «Пирамидка» Д/и: «Чудесный мешочек» Дорожки | Ноябрь | Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление. Познакомить с лего-конструктором. Закреплять знания цвета и формы. Учить детей строить горку с двумя лесенками. Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, надставлять. Учить строить простейшие постройки. Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее. Учить детей строить дорожки, варьируя их в длину. Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кирпичик, пластина. |
Игровое задание «Дорожки» Дидактическая игра «Накладываем детали» НОД «Мебель в нашей группе» Сюжетно-ролевая игра «Мебель для комнаты» | Декабрь | Продолжать учить детей преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя. Формировать пространственные признаки «узкий-широкий». Учить детей выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу). Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
Дидактическая игра «Знаю профессии» НОД: 1) «Ворота – широкие и узкие». 2) «Ворота - низкие и высокие». | Январь | Обогащать представления детей о различных видах труда, профессиях. Учить узнавать профессию «строитель», чем занимается. Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность. |
Дидактическое упражнение «Бумажные мячики» Игровое упражнение «Ветерок». Творческая мастерская «Ветка рябины», «Здравствуй, лес! | Февраль | Познакомить детей со свойствами бумаги, учить мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики; развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками. Их можно подбрасывать, катать и даже дуть на них. Учить придавать заготовкам определенную форму, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья. Учить строить деревья из конструктора по образцу. Учить анализировать образец. |
Дидактическая игра «Составление геометрических фигур» НОД: 1) «Мост для пешеходов». 2)«Мост для автомобилей». Занимательная игра «Куриное семейство». | Март | Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки. Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей. Научить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, цвету, форме. Учить работать по схеме. Учить сопоставлять сюжетную картинку с карточкой, на которой изображены геометрические фигуры, предложить детям отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Рассказать о рыбах. |
НОД: 1) «Одноэтажный дом». 2) «Теремки» Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом». Развивающая игра «Паруса». Дидактическая игра «Геометрическое домино». Творческая мастерская: «Кораблики» | Апрель | Научить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, оставляя промежутки для дверей, окон. Учить работать по схеме. Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей. Предложить детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросить, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать фигуры определенного цвета. Научить мастерить простейшие поделки из природного материала. Учить бережно относиться к материалам. |
Рассматривание картины «Машины на нашей улице» НОД: 1) «Грузовая машина» 2) «Фургон» Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Дидактическая игра «Чей домик?». Развивающая игра «Поможем ежам». | Май | Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, из каких деталей состоит та или иная машина. Обогащать словарный запас. Научить конструировать грузовой автомобиль, фургон. Анализировать образец, преобразовывать постройку (удлинять, применяя длинные пластины). Дать представление о цилиндре и его свойствах. Познакомить с работой космонавтов, дать детям элементарные представления о ракете, их значении, строении. Учить строить по образцу ракету. Учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь. Учить детей работать по схеме, используя карточку как образец. Учить строить мост по условию и образцу. Закрепить умение строить забор из строительного материала. Развивать мышление, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь. |
2. Направление «Воспитатель - Родители»
Тематическое планирование работы с родителями
второй младшей группы общеразвивающей направленности
Форма | Срок | Цель |
Папка передвижка «Рекомендации для родителей» Круглый стол «Учимся, играя» Конкурс «Бумажная сказка» | Сентябрь | Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно – творческих способностей через организацию конструктивной деятельности Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно – творческих способностей через организацию конструктивной деятельности |
Консультация: «Развиваем самостоятельность» Занятие-игра «Город моей мечты» | Октябрь | |
Родительское собрание на тему: «Юные строители» | Ноябрь | |
Анкетирование ««Создание условий для организации конструктивной деятельности» Привлечь родителей к изготовлению строительных деталей: пластины, цилиндры Выставка поделок «Дары осени» | Декабрь | |
Стенд для родителей «Приемы конструирования». Презентация «Конструкторы бывают разные» | Январь | |
Консультация «Виды конструирования и их значение в жизни младшего дошкольника» Конкурс «Елочка-зеленая иголочка» | Февраль | |
Домашнее задание «Делимся семейным опытом» Оформление фотоальбома «Строим всей семьей» | Март | |
Оформление стенда «что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте» Выставка поделок «Дадим коробкам вторую жизнь» | Апрель | |
Беседа « Как развивать детское творчество» Конкурс «Весна, весна! Цветы, цветы!» | Май |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Белошистая А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 4-5 лет. М., Дрофа, 2008 г.
- Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Москва. – «Издательство CКИПТОРИЙ-2003». – 2016.
- Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013 г.
- Литвинова О.Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС – 2015.
- Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа».
- Парамонова JI.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002 г.
- Ремезова Л.А. Учимся конструировать: Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего. М.: Школьная Пресса, 2005 г.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 3-е издание. М., Айрис-пресс, 2008 г.
- Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду», 2012 г.
- Фишина Е.В. Лего-конструирование в детском саду М. – ТЦ «Сфера», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Снежный город" (для детей второй младшей группы)
Творческий проект "Снежный город", который был непосредственным образом связан с зимними прогулками, позволил нам интегрированно решить задачи экологического и нравственно-патриотического...
Творческий проект «8 марта — мамин день» (вторая младшая группа)
Цель: воспитывать чувство любви и уважения к женщине, маме. Привлекать детей к изготовлению подарков маме. ...
Информационно-творческий проект на тему: «Зимние развлечения» вторая младшая группа
Цель проекта: приобщение к культуре зимних забав, праздников, традиций, формирование у детей представления о зиме через различные виды детской деятельности, приобщение родителей к созданию единого обр...
Творческий проект по патриотическому воспитанию во второй младшей группе
В данно проете даны общие понятия по патриоческому воспитанию младших дошкольников., а так же конспеты занятий....
Краткосрочный творческий проект "В гостях у сказки". Вторая младшая группа.
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национальног...
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения....
Краткосрочный творческий проект ко Дню Матери во второй младшей группе «Жизнь хороша и жить хорошо, когда мама рядом»
По результатам бесед, опросов выяснилось, что речь детей плохо развита, не все дети могут даже повторить стихотворение за воспитателем, не имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дом...