ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование трудовых умений у детей 3-4 лет, через практическую деятельность. «Люблю я взрослым помогать!»
методическая разработка (младшая группа)

Кидышина Мария Ивановна

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1111.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование трудовых умений у детей 3-4 лет, через практическую деятельность.

 «Люблю я взрослым помогать!»

Подготовили воспитатели:

Прокофьева Ф. А.

Кидышина М. И.

Сыктывкар, 2024

Введение

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Вид проекта: информационно-прикладной, интегрированный, краткосрочный, коллективный.

Цель проекта: формирование у детей 3-4 лет трудовых умений посредством практической деятельности в рамках реализации проекта «Люблю я взрослым помогать!».

Задачи проекта:

  • Через анкетирование родителей выявить уровень сформированности трудовых умений у детей 3-4 лет.
  • Посредством наблюдений провести диагностику трудовых навыков детей второй младшей группы.
  • Составить и апробировать проект «Люблю я взрослым помогать!»  с целью формирования у детей 3-4 лет трудовых умений.
  • Проверить эффективность проделанной работы и провести оценку её результативности.

Проблема: Возможно ли формирование трудовых умений у детей 3-4 лет с помощью практической деятельности в рамках реализации проекта «Люблю я взрослым помогать!».

Гипотеза проекта: мы предполагаем, что специально организованная проектная деятельность будет способствовать формированию трудовых умений у детей 3-4 лет.

Предполагаемый результат: трудовые умения сформированы.

Продукт проектной деятельности: перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков на год, конспекты.

Внутренний продукт: расширены представления о труде взрослых, его социальную значимость, различные виды труда, материалы, орудия труда, их особенности и правильное применение, сформирован устойчивый интерес к труду взрослых, желание подражать им; обогащен опыт социальной коммуникации в процессе организованной и самостоятельной трудовой деятельности; усовершенствованы жизненно важные движения, развивать физические, волевые качества; произошло обучение рациональным приемам работы, соблюдения определенной последовательности действий в процессе труда; сформировано ответственное отношение к трудовым обязанностям, стремление доводить дело до конца; дети приучены работать в коллективе дружно, помогать товарищу, уметь договариваться о совместной работе, распределять обязанности; развита инициативу, творчество, самостоятельность и целеустремленность при выполнении трудовых заданий, умение творчески применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях; воспитана привычка бережно обращаться с вещами (одежда, обувь, мебель, игрушки, принадлежности и др.), использовать их по назначению; воспитан интерес и уважительное отношение к труду других людей, желание участвовать в посильной трудовой деятельности,  желание быть полезным для других, замечать потребность других в помощи, оказывать ее по собственной инициативе, умение быть благодарным за оказанную помощь, культуру труда (опрятность в процессе деятельности, умение пользоваться оборудованием, целесообразно размещать его и своевременно убирать, поддерживать порядок на рабочем месте).

Участники проекта: Воспитатели группы, дети второй младшей дошкольной группы и их родители.

Место реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, группа №16 «Ромашки».

Формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии по детскому саду, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, организация посильного труда.

Срок реализации проекта: 01. 09. 2024 – 30.11.2024

Вид проекта - среднесрочный

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Задачи

Вводный этап

Диагностика трудовых умений по разработанными нами диагностической карте и анкете для родителей у детей 3-4 лет. Материалы,

используемые в ходе исследования,

представлены в Приложении1 и 2.

Вхождение в проблему, создание условий для проекта, изучение методических пособий и литературы по теме

Основной этап

Составление перспективного плана работы по формированию трудовых умений и навыков на основе тематического планирования с подбором материала: конспекты бесед, конспекты сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, дидактические упражнения. План представлен в таблице 3. Серия конспектов представлена в Приложении 3. Систематизировать использование дидактических игр и упражнений по развитию трудовых умений и навыков.

При необходимости оказывать детям практическую помощь, а также, направлять и контролировать осуществление проекта

Итоговый этап

Проведение заключительного мероприятия. Показ презентации для педагогов: проект «Люблю я взрослым помогать».

Определить

эффективность проделанной

работы. Подвести итоги, сделать выводы

Вводный этап

Диагностика трудовых умений по разработанным нами анкетам у детей 3-4 лет. Анкетирование проводилось с родителями каждого ребёнка. Анкета, используемая в ходе исследования, представлена в Приложении 1.

Анкета для родителей «Ребёнок дома»

Цель данной анкеты - определить уровень трудолюбия в домашних условиях. Ведь в основе трудовой воспитанности и ценности труда является собственно-личностное отношение и отношение ребенка к трудовой деятельности.

Анкета состоит из 4-х вопросов. В первом пункте анкеты необходимо дать ответ на вопрос «Умеет ли ваш ребёнок одеваться самостоятельно?», максимальный балл – 4. Во втором и третьем пункте анкета требует ответа «да или нет». Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Четвертый пункт содержит в себе вопрос «Как вы (родители) относитесь к просьбе ребёнка делать что-либо с вами?». Максимальный балл – 2.

Обработка данных:

От 7 до 8 баллов - это высокий уровень.

От 6 до 5 - средний уровень трудолюбия.

4 балла и ниже - это низкий уровень.

Проведя анкетирование, мы получили следующие данные, которые представлены в таблице 1. и рисунке 1.

Таблица 1. Данные анкетирования и баллы испытуемых

Уровень

ФИ

Количество баллов

Высокий

Анна

8

Александра

8

Средний

Трофим

6

Михаил К.

6

Лев

6

Руслан

6

Паша

6

Ева

6

Теона

6

Даша Ч.

6

Даниил

6

Анатолий

5

Илья

5

Матвей

5

Михаил Р.

5

Низкий

Гордей

4

Артём

3

Рисунок 1. Результаты опроса

Результаты опроса показали, что большинство дошкольников имеют средний уровень трудолюбия. Высокий уровень трудолюбия имеют только 2 человека из 17 опрошенных и являются трудолюбивыми, 2 человек из группы имеют низкий уровень, то есть, они не владеют трудовыми навыками.

Данная анкета дает возможность проанализировать 3 вида трудовой деятельности, которые свойственны дошкольникам данного возраста. Проанализировав ее, можно сказать, как дети относятся к трудовой деятельности в домашних условиях.

Для определения уровня трудовой воспитанности, а также, для более точного определения направления педагогической деятельности, нами была проведена диагностика детей нашей группы. Диагностическая карта содержит в себе 10 пунктов, максимальный балл в каждом из них – 1. Диагностическая карта, используемая в ходе исследования, представлена в Приложении 2.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

Высокий – от 7 до 10 баллов

Средний – от 4 до 6 баллов

Низкий – 3 балла и ниже.

Диагностика проводилась в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых умений у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Полученные нами данные отражены в таблице 2.

Таблица 2. Сводная таблица сформированности разных трудовых навыков на начало проекта

Уровень

ФИ

Количество баллов

Высокий

Дарья П

7

Александра

8

Дарья Ч.

8

Средний

Теона

5

Даниил

4

Илья

4

Дарья М.

5

Матвей

6

Анна

6

Ева

4

Анастасия

4

Низкий

Артём Г.

0

Михаил Г.

0

Трофим

0

Анатолий

0

Михаил К.

2

Мирослава

3

Даниил К.

0

Артём Л.

1

Андрей

1

Гордей

1

Паша

0

Лев

0

Руслан

0

Михаил Р.

3

Марк

1

Максим

0

Артём Н.

2

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей, а именно – 17 человек, имеют низкий уровень трудового воспитания, 8 человек имеют средний уровень, и только 3 человека имеют высокий уровень.

Основной этап

На основном этапе работы, нами было составлено перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет, которое отражено в таблице 3.

Итогом нашей проектной деятельности стала серия конспектов игр, бесед, прогулок и занятий для формирования трудовых умений и навыков у детей 3-4 лет. В Приложении № 3 мы разместили ряд конспектов.

Таблица 3. Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Представление о человеке

«Строение человека».

Цель: Закрепление знаний частей тела: голова, руки, ноги, туловище, шея, ориентировка на себе.

Лицо: глаза, ресницы, брови, нос, рот, уши.

Цель: Закрепление знаний о частях тела, об их значении.

Кожа: ногти, волосы.

Цель: воспитывать понимание того, что окружающие люди одобряют действия, связанные с соблюдениями правил гигиены, закреплять знания об уходе за кожей, волосами, ногтями.

Нос, уши.

Цель: закреплять знания о бережном отношении к своему здоровью: правильное дыхание через нос, уход за ушами, нельзя засовывать предметы в нос и уши.

Умывание

«Да здравствует мыло душистое»

Цель: Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом умывания)

«Три золотых правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода –чистая, теплая, холодная.

Д/И «Умоем куклу Катю»

Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.

Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».

Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода.

Питание

«Полезные и вредные продукты»

Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно.

«Правила поведения за столом»

Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, нельзя использовать столовые приборы родителей, друзей.

«Правила поведения за столом».

Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком, на столе лежат только кисти рук, локти свисают.

«Сервировка стола».

Цель: Учить накрывать на стол, дать понять детям, что необходимо помогать младшему воспитателю, познакомить со значением слова «дежурный».

Одевание

«Для чего нужна одежда?»

Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания.

Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться.

«Порядок в кабинках».

Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в личных кабинках тоже должен быть порядок.

Драматизация стихотворения «Митя и рубашка».

Э. Мошковской

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, обратить внимание на внешний вид рубашки, дать понять, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Представление о человеке

Д/И «Кукла Катя простудилась».

Цель: Закреплять знания детей о бережном отношении к своему здоровью: теплая шапочка, шарфик и т.п.

Д/И «Чем похожи, чем отличаются?»

Цель: Сравнить части тела человека и животного (дышат, видят, слышат, 4 лапы, хвост, шерсть и т.п.)

«Зубы»

Цель: Обогащать знания детей о назначении зубов у человека и животных, что полезно, что вредно для зубов.

«Кожа».

Цель: Познакомить с правилами ухода и защиты кожи, закрепить знания о назначении кожи у человека и животного

Умывание

Д/И «Какая вода».

Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.

Д/И «Как мы купали Хрюшу».

Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце.

 «Тетушка Зубная щетка».

Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна?

«Мыльные перчатки».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.

Питание

Потешка «Глубоко-не мелко».

Глубоко-не мелко корабли в тарелках.  Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.

Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно.

«Будем кашу варить, будем Ваню кормить».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно.

Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы».

Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой.

Д/И «Вилки-ложки».

Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.

Одевание

Загадки про одежду.

Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)

Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд».

Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания,

Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».

Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Представление о человеке

«Волосы» Загадка про расческу.

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком.

Цель: Закреплять знания для чего нужна расческа, какие расчески бывают, можно пользоваться только своей расческой.

«Зубы»

Цель: Дать представление о том, что после каждого приема пищи необходимо полоскать рот.

«Рот – орган речи».

Цель: Дать представление, что рот необходим не только для принятия пищи, но и как орган речи, познакомить с функциями языка и горла.

«К нам пришел доктор Айболит».

Цель: Познакомить с правилами поведения во время болезни, закреплять знания об охране своего организма от травм и простуд.

Умывание

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

Д/И «Полотенце пушистое».

Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо, снимать полотенце с крючка.

Д/И «Чистоплотные дети».

Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены.

Потешка «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате(нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).

Питание

Поручения дежурным.

Цель: Продолжать знакомить с дежурством – мыть руки перед дежурством, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу, раскладывать ложки справа от тарелки и т.д.

«Волшебное слово – «спасибо».

Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите.

Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Художественное-слово – напоминание перед принятием пищи.

Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился.

Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».

Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками.

Одевание

«Мы проснулись, потянулись»

Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду, помогать другу.

Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».

Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек.

Д/И «Постираем кукле платье».

Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность.

Стихотворение Е. Благиной

«Как у нашей Ирки».

Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему,  на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой  Натке.

Цель: Уметь определять характер человека по внешнему виду, воспитывать желание быть аккуратным.

Итоговый этап

На вводном этапе проекта, нами была поставлена задача, проверить эффективность проделанной работы и провести оценку её результативности. В ходе практической деятельности после реализации разработанного проекта, повторное анкетирование показало, что показатели отношения дошкольников к труду изменились. Изменился и уровень трудовых навыков нашей группы.

Таким образом, проект «Люблю я взрослым помогать!» дополняет общеобразовательную программу, направлен на формирование у детей положительного отношения к труду, уважения к труду взрослых, привитию трудовых навыков. Значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.

Список используемой литературы:

1.        Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2.— С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 03.11.2024).

2.        Арсенова М.А. Формирование ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.

3.        Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.

4.        Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод, пособие. СПб. Детство Пресс, 2004. - 141 с.

5.        Буре, С.Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.Р. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 26 с.

6.        Воронова, И.В. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности / Воспитание дошкольника в труде [Электронный ресурс] / Под ред. В.Г. Нечаевой.                М.:        Просвещение,        1974.        URL: http://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik31.html (дата обращения 03.11.2024) 28.

7.        Воспитание дошкольника в труде/Авт. кол, под ред. С. Н. Борисовой. - М., 1997.

8.        Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова - М.: Владос, 2007. - 304 с.

9.        Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева. – СПб: Питер, 2013. – 464 с.

10.        Горячева, Т.Ф. К проблеме становления трудовой деятельности дошкольников / Т.Ф. Горячева [Текст] // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 2. – С. 28. 14. Демеуф, В.И. Труд в современном дошкольном образовании [Текст] / В.И. Демеуф // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2012. – № 2. – С. 86 – 87. 15. Кайгородова, Е.В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы [Текст]/ Е.В. Кайгородова // Сибирский учитель – № 4 (83), август-сентябрь. – 2012. С. 83 – 88

11.        Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. -СПб, 2013.

12.        Дошкольная педагогика. / Под ред. В. Ядешко, Ф. Сохина. - М., 1981.

13.        Киселева Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. С. 208

14.        Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -3-е изд. – М.; Мозаика- Синтез,2007. –С. 80

15.        Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – С. 80

16.        Крылова, Н.В. Воспитание у дошкольников уважения к труду и желание трудиться [Текст] / Н.М. Крылова // Детский сад. Всё для воспитателя! – 2013. – № 5. – С. 2

17.        Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,2012. – С. 128

 

Приложение 1.

Анкета для родителей

«Ребёнок дома»

 Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы

 Возраст ребёнка_________________

1.        Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно одеваться?

  Всегда одевается сам

  Одевается по просьбе взрослого

  Одевается с помощью взрослого

  Умеет, но не любит делать это самостоятельно

   Не умеет

2.         Есть ли у вашего малыша, какие – либо домашние обязанности (убрать игрушки, расправить постель, расставить чайные чашки и д.р.)?

 Да_______

 Нет_______

3.        Проявляет ли ваш ребёнок желание помочь маме (папе) в каком-либо деле? Да_______

Нет_______

4.        Как вы относитесь к просьбе делать что-либо с вами?

 Принимаю предложение

 Иногда разрешаю

 Отказываюсь от помощи

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Диагностическая карта трудовых навыков.

Самообслуживание

Умеет самостоятельно умываться, засучивая рукава и не разбрызгивая воду

Умеет самостоятельно одеваться в определённой последовательности

Своевременно пользуется носовым платком/ салфеткой

Правильно пользуется ложкой

Хозяйственно-бытовой труд

Самостоятельно убирает игрушки после игры

Поддерживает порядок в игровом уголке

Труд в природе

Поддерживает порядок на  прогулочной площадке

Поливает комнатные растения

Умеет пользоваться метелкой для очистки прогулочной площадки от песка/снега

Ручной труд

Умение пользоваться кисточкой для клея и клеем

Приложение 3.

Настольная игра «Мишка и Мишутки»

Цели: Развитие умения сравнивать предметы по величине. Восприятие зрительного внимания. Активизация словарного запаса. Образование уменьшительной формы существительных.

Детям предлагаются игрушки - маленький и большой мишка, одежда для них (кофта, кофточка, шорты и шортики и т.д.).  Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем кофту, а Мишутке – кофточку.

Дидактическая игра «Оденем куклу Катю на прогулку»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы слышите, кто – то плачет? Пойдёмте, посмотрим кто же это?

Ответы детей

Воспитатель: Да это же наша кукла Катя плачет. Давайте, спросим у неё что случилось?

(Дети спрашивают у куклы что случилось)

Воспитатель: Она мне сказала, что её очень хочется пойти с вами гулять, но она не может. Посмотрите на неё, почему она не может пойти с нами гулять?

Ответы детей.

Воспитатель: А в одном платье она не может пойти гулять?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, на улице зима, холодно, поэтому надо одевать тёплые вещи.

Воспитатель: У меня для вас есть волшебный мешочек. Интересно, что в нем?

Ответы детей.

 «Хоровод» - дети, стоя в кругу, по очереди вытаскивают элемент одежды из мешочка, называют его.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А если мы с вами замерзнем на улице, то можно поиграть в весёлую игру.

Динамическая пауза.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Воспитатель: Теперь нам не страшен никакой мороз! А Катя ждёт нас. Поможем ей одеться?

Ответы детей.

Дети по желанию одевают куклу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь Катя может пойти гулять с вами.

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Надели на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Воспитатель: Ребята, кто просил у нас помощи? Какую помощь просила Катя? Что мы для неё сделали?

Дидактическая игра «Умоем куклу Катю»

Цель: закреплять знания детей о предметах туалета и их назначении; умение намыливать руки и вытирать насухо полотенцем; мыть лицо, не разбрызгивая воду. Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать аккуратность, формировать желание быть чистым и опрятным.

Ход занятия

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, я слышу, кто-то плачет. (За дверью раздаётся плачущий голос.) Кто же там за дверью? Откроем дверь и посмотрим. (Появляется испачканная куклаКатя)

Воспитатель: Посмотрите, кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ты плачешь, Катя? Что с тобой случилось? Кукла Катя объясняет, что она шла к ребятам в гости, но от того, что спешила, упала и испачкалась.

Воспитатель: Катя, не переживай! Наши ребята умеют мыть руки и лицо, они научат тебя умываться! И ты будешь чистой и опрятной. Катя говорит нам, что она и сама всё умеет.

Воспитатель: Хорошо, сейчас мы посмотрим, как ты умеешь сама умываться и мыть руки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой, кладёт мыло на стульчик, вешает полотенце. Катя шлёпает по воде, расплёскивает воду, не пользуется мылом и полотенцем.

Воспитатель:  Ребята, разве правильно моет руки и лицо Маша?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем кукле Кате, как надо правильно мыть руки. Что сначала мы делаем?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, нужно закатать рукава. Ребята, покажите Кате, как надо закатывать рукава. Воспитатель вместе с детьми произносит слова потешки и делает соответственно тексту движения.

Потешка

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водичкой их намочит.

Воспитатель:  Ребята, что Катя забыла взять, чтобы хорошо вымыть свои руки и лицо?

Ответы детей.

Воспитатель: А для чего нужно мыло?

Ответы детей.

Воспитатель:  Как мы моем руки?

Ответы детей.

Воспитатель:  Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно делать дальше?

Ответы детей.

Воспитатель:  Для чего вам нужно полотенце?

Ответы детей.

Воспитатель: Катя, мы с ребятами тебе покажем, как надо умываться.

Физминутка«Умываемся»

Водичка, водичка, (подставить ладошки под струю воды)

Умой моё личико, (помыть лицо водой).

Чтобы глазки блестели, (протереть глаза кулачками)

Чтобы щечки краснели, (слегка протереть щечки ладонями)

Чтоб смеялся роток, (улыбаются)

Чтоб кусался зубок (сомкнуть губы, «ам»)

Воспитатель: Молодцы ребята, умылись, стали чистые. Кукла Катя умывается и благодарит ребят за то, что они научили её умываться.

Воспитатель:  Ребята, чем сегодня с вами занимались? Кого учили мыть руки и умывать лицо? Для чего моем руки и лицо? Ребята, все сегодня были молодцы! 

Катя:  Вы правильно умеете мыть руки и меня научили. Я теперь тоже буду мыть руки правильно, спасибо вам.  До свидания, ребята.

Воспитатель: Кукле Кате  у нас очень понравилось. Она поблагодарила вас и обязательно придёт в следующий раз к нам в гости.

Дидактическая игра «Кукла Катя простудилась»
Ход занятия.

Слышится плач.

Воспитатель: Слышите, кто-то плачет «ооо», это наша кукла Катя. Что же с ней случилось? Катя, что с тобой случилось?  Почему ты плачешь?

Катя: У меня голова болит, я так хотела с вами поиграть и не могу. (Дети вместе с воспитателем жалеют куклу Катю: «Не надо плакать, ну не плачь», гладят по голове),

Воспитатель: Подскажите, ребята, как мы ей можем помочь, что нужно сделать, чтобы Катя выздоровела?

Ответы детей.

В машине, в машине врач сидит.

Машина, машина идёт, гудит.

В группу въезжает игрушка - машина, в ней сидит кукла – доктор.

Воспитатель: А вот и врач.

Доктор: Здравствуйте, я – врач.

Детям я лечу болезни – где занятие полезней?

Я приеду к Кате, я приеду к Поле.

Здравствуйте, дети, кто у вас болен?

Как живёте? Как животик?

Вы меня вызывали? Кто у вас болен?

Воспитатель: Кукла Катя.

Доктор: А что случилось с вашей Катей?

Воспитатель: У неё голова болит, не играет с нами, невесёлая она.

Доктор: Я приехал к вам на машине, чтобы быстрее оказать помощь. В руках у меня чемоданчик, в нём лежит всё необходимое: микстура от кашля, градусники, мази, лекарства, горчичники, витамины (достаёт и показывает детям). Давайте я осмотрю Катю и назначу ей лечение. Но сначала я должен измерить ей температуру. А что нам для этого нужно? Ответы детей. Подайте мне, пожалуйста, из моего чемоданчика градусник. (Дети достают градусник). Сейчас мы нашей Кате поставим градусник и узнаем какая у неё температура. (Меряют температуру).

У неё температура!

Вот - таблетки, вот – микстура!

Сидит Катюшка, хмурится,

Ей температурится.

«Доктор» достаёт из своего чемоданчика таблетки и микстуру.

Доктор: Ну, ничего. От высокой температуры у меня есть вот такое лекарство (показывает), и Катя сразу поправится. Наливайте лекарство в ложечку, и пусть она пьёт его каждый день. Будете её лечить?

Ответы детей.

Доктор: А ещё мне нужно осмотреть её горло. Скажи-ка Катя: «А-а-а». Ой, Катя, что-то ты совсем рот плохо открываешь, дети, покажите, как надо широко открывать рот и говорить «А-а-а», а горло у куклы красное. Конечно, она простудилась. Ей срочно нужно дать горячий чай и уложить в постель, чтобы она не вставала. Егор, напои, пожалуйста, Катю чаем и положи её в кроватку. А мы споём ей колыбельную песенку. (Дети кладут куклу в кроватку, она засыпает).

Баю-баю-баю, куколку качаю.

Куколка устала, целый день играла.

А сейчас она больна, и поспать она должна.

Доктор: Ну, вот заснула наша Катя, скоро она будет здорова. А пока она спит, давайте скажем, как помочь Кате больше не болеть.

Воспитатель: Нельзя пить холодную воду, есть снег на улице, ходить босиком, нужно много гулять, бегать, играть, аккуратно и тепло одеваться на улицу, кушать витамины.

Доктор: Правильно. А ещё нужно кушать фрукты и овощи, особенно зелёный лук. Зелёный лук очень полезный, в нём содержится много витаминов. Вы будете расти крепкими, здоровыми, не будете болеть.

Доктор: Молодцы, ребята. Кушайте больше витаминов, а я пойду, посмотрю на Катю (подходит к кроватке, берёт на руки куклу). Ребята, наша Катя выздоровела.

Я теперь совсем здорова,

И плясать уже готова.

Доктор: Ну, а мне, ребята, пора ехать, до свидания (садится в машину и уезжает).

Воспитатель: Ребята, кто сейчас приезжал к кукле Кате? Врач.

Воспитатель: Что делает врач? Лечит.

Воспитатель: Правильно. Врач – это человек, который обо всех заботится. Он может лечить и взрослых, и детей, и животных, и птиц.

Он хочет, чтобы все были здоровы.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… Айболит.

Воспитатель: Наша Катя выздоровела, и мы можем с ней поплясать.

Пляска «Мишка с куклой».

Дидактическая игра «Купание куклы Кати»

Ход ИГРЫ:
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет: А-А-А? Кто это?
Индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Катя плачет: А-А-А. Обращение к детям.
Воспитатель: Как плачет Катя?
Индивидуальные ответы детей
Воспитатель: «Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?»
Воспитатель: Почему Катя плачет? Катя шла к ребятам в гости и упала.
Воспитатель: Не плачь, Катя. Дети, пожалейте Катю. Марина, пожалей Катю, не плачь, Катя. Мы тебя искупаем, вымоем ручки и ножки, ты будешь красивая, как наши дети.
Воспитатель: Дети, покажите ваши ручки. Чистые ручки у детей (обращение к детям, чтобы они показали ручки)
Воспитатель: Я подготовила ванночку для купания Кати. Это ванночка.
Воспитатель: А это мыло, будем мыть мылом ручки и ножки кукле Кате. Это мыло.
Вот мыло – наш хороший друг,
Терпеть не может грязных рук!
Воспитатель: А это губка, будем мыть Кате ручки и ножки.
Воспитатель: Я наливаю в ванночку теплую водичку.
Воспитатель: Ребята, давайте разденем куклу Катю.
Я снимаю с Кати туфельки.
Воспитатель: Что это?
Индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Снимаю платье, это платье. Что это?
Ответы детей
Воспитатель: Я посажу Катю в ванночку. Ребята, скажите: «Садись, Катя».
Ответы детей
Воспитатель: Я взяла губку и мыло. Намылила губку мылом.
«Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется».
Воспитатель: Катя, дай ручку, я буду купать Катю, куп-куп (повтор 2-3 раза).
«Лады, лады, лады. Не боимся мы воды.
Чисто умываемся, в гости собираемся».
Воспитатель: Катя, покажи детям ручки. Ручки стали чистые, красивые.
Воспитатель: А сейчас я вытру Катю полотенцем. Ах, какая красивая Катя. У Кати чистые ручки и ножки. Мы ее одеваем в чистое платье и обуваем туфли – топ-топ.
Катя приглашает всех детей поиграть в игру «Колпачок».
Похвалить всех детей.

Дидактическая игра «Кормление кукол Кати и Вовы»

Ход игры

В группе стоит накрытый кукольный стол (тарелка, ложка, чашка).
На плите стоит кастрюля, чайник. Воспитатель вносит в группу куклу.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, кто к нам в гости пришел? Кто это? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это куклы Катя и её друг Вова.
Кукла здоровается с детьми.
Воспитатель: Здравствуйте куклы. Ребята, давайте все вместе скажем: «Здравствуйте Катя и Вова».
Воспитатель: Катя и Вова пришли с прогулки, они проголодались и хотят кушать. Хотите покормить кукол?

Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, садитесь, Катенька и Вовочка, за стол.
Воспитатель усаживает кукол за накрытый стол.
Воспитатель: Сидят куклы за столом,
Кашку ожидают
Тихо так вздыхают:
- Ой, скорей, скорей, скорей,
Кашку мне налей!
Воспитатель: Ребята, смотрите, кашка у нас сварилась, на плите стоит. А в чем варилась каша?

Воспитанники: В кастрюле.
Воспитатель: Во что мы положим кашу для Кати и Вовы?
Воспитанники: В тарелку.
Воспитатель кладет кашу из кастрюли в тарелочки и кормит кукол.
Воспитатель: Ешьте, детки, кашку, вкусная:
Каша из гречки,
Варилась на плитке.
Сварилась, упрела,
Чтобы детки ели.

Воспитатель: Положите, (имя детей), кашу в тарелочки и покормите кукол Катю и Вову кашей.
Воспитатель: Чем куклы кушают?
Ответы детей.

Воспитатель: правильно, куклы кушают ложкой. Ребята, а что кукла Катя кушает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, кукла Катя кушает кашку. Ой, какая кашка вкусная! Молодец, (имя ребёнка), покормили Катю и Вову. А теперь (имя ребёнка) покормит кукол. Что мы возьмем? Правильно, мы возьмем тарелочки, ложки, положим кашку из кастрюли и будем кормить кукол. Чем будем кормить кукол?

Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ложкой будем кормить кукол (это действие повторяет несколько детей группы).
Воспитатель: Катя и Вова покушали, теперь хотят пить. Давайте дадим Кате и Вове попить чаю. Иди, (имя ребёнка), налей чай в чашку из чайника, дай куклам попить.

Воспитатель: Что нужно сказать, когда покушаем?
Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо, говорят куклы.
Воспитатель: Покушала наша кукла. Что ел Вова?

Ответы детей.
Воспитатель: Во что мы накладывали кашу?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем мы поили куклу Катю?
Ответы детей.
Воспитатель: Во что мы наливали чай из чайника?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь наши куклы наелась, поблагодарили нас и пойдут спать. Давайте попрощаемся с куклой.
Дети прощаются с куклой.

        Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Ход игры
Воспитатель: Ребята, какой сегодня прекрасный день! На улице замечательная погода и самое время отправиться гулять. Но на улице давно уже скоро зима и для того, чтобы выйти на прогулку нужно тепло одеться!
В группу входит кукла Катя.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел в гости, это же кукла Катя! Здравствуй Катя! Давайте все вместе поздороваемся.
Кукла: Здравствуйте ребята! Вы собираетесь идти гулять? Я тоже хочу пойти с Вами, но не знаю, как правильно одеваться. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Давайте поможем Наташе разобраться с одеждой и расскажем ей, как нужно правильно одеваться, чтобы не замерзнуть и не заболеть.
Кукла: ребята, а разве так важно одеваться в правильной последовательности? А что будет, если сначала надеть ботинки, а потом брюки? А если кофту не заправить в брюки?

Ответы детей
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы все правильно сказали. Одеваться в правильной последовательности нужно, чтобы не заболеть!
Воспитатель: Кукла Катя, послушай замечательную считалочку про то, как нужно правильно одеваться:
Один – штанишки одеваем,
Два – ботинки обуваем,
Три – кофточку возьми,
Четыре – куртку застегни,
Пять – надели шапку и гулять!
Физкультминутка «Песенка для одевания»
Мы на пухлые ручонки, надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки на твоей одежке:
Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.
На мою малышку наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки – носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два!
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Вы все большие молодцы, помогли кукле Кате одеться на прогулку.
Воспитатель: Вот такие у нас смышленые ребята. Катя, ты запомнила, как нужно правильно одеваться? Молодец! Сейчас наши детки еще раз тебе напомнят правила одевания:
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Волшебная дорожка» на закрепление знаний, полученных во время занятий.
Кукла Катя: спасибо вам ребята! Вы мне очень помогли, и я запомнила, как правильно нужно одеваться.

        Дидактическая игра: «Кукла Катя замаралась»

Ход игры

Появление куклы Кати.

Воспитатель: К нам сегодня в гости Катенька пришла.

Дома кашу ела,

В гости нас звала.

Только вот беда случилась,

Катя в каше извозилась.

Плачет, плачет Катя наша,

Замарала платье в каше.

Чем же Кате мы поможем?

Что мы здесь поделать можем?

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы кукла была чисто одета? (Выстирать грязную одежду.) Что нужно, чтобы постирать одежду? (Нам необходима вода, таз, мыло.)

Дети усаживаются вокруг небольшого столика, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия.

Можно ли сразу начинать стирать грязную одежду? Почему? (одежда находится на кукле)

 Значит, что нам нужно сделать? (снять всю грязную одежду)

Воспитатель: Молодцы! Я буду снимать грязную одежду с куклы.

Воспитатель: А теперь пусть наша кукла отдохнет, она устала. Одежду сняли, что делаем дальше? (платье нужно замочить в воде)

Чтобы платье постирать,

Нужно тазик срочно взять.

И туда налить водицы,

И намылить платье мыльцем.

Воспитатель: Замачиваем платье в тазике с тёплой водой.

Воспитатель берет платье, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и платье выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены.

Воспитатель: А это, что? (Ответ детей – пена).

Воспитатель: Что я сейчас делаю? (Ответы детей).

Воспитатель: Я взяла мыло и намыливаю мокрое платье. Повторите «намыливаю». А это что? (Показывает на носочки, штанишки, кофточку). И носочки, и кофточку, и штанишки тоже постираем – всё будет чистое. Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать? (прополоскать в чистой воде).

Воспитатель наливает в другой таз тёплой воды и начинает полоскать бельё.

Воспитатель:  Что мы сейчас с вами делали? (прополоскали одежду).

Физминутка:

Мы стираем, мы стираем, (повторение действия дважды)

Раз, два, три - руками трём.

А потом мы прополощем,

Сильно-сильно отожмём,

А потом вот так встряхнём

И прищепочки возьмём.

Воспитатель: Вот теперь вся одежда чистая! Можно надевать одежду на куклу? Почему? (одежда мокрая) Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой? (высушить) Как? Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла. Воспитатель предлагает повесить белье на веревку и закрепить его прищепками. Педагог предлагает детям повторить слово «прищепки». Далее воспитатель предлагает детям повесить остальное белье, постоянно спрашивая, что они вешают? А сейчас мы с вами поиграем в игру. Упражнение на развитие внимания: «Запомни». На столе несколько предметов одежды. Воспитатель предлагает детям запомнить их, а затем предлагает закрыть глаза и убирает один предмет, после этого просит детей определить чего не стало. 

Потешки

«Руки надо с мылом мыть»

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водичкой их намочит.

«Глубоко-не мелко».

Глубоко-не мелко корабли в тарелках.  

Луку головка, красная морковка,

Петрушка, картошка и крупки немножко.

Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.

«Водичка, водичка».

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

«Спасибо»

Один мой знакомый поесть обожает,

Но после «спасибо» сказать забывает.

Зачем вам, друзья на него походить?

И мамам и бабушкам и поварам,

И тем, кто принес угощение вам,

Волшебное слово «спасибо» скажите

Свою благодарность за труд покажите.

«Ой, лады, лады, лады…»

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Загадки про одежду

Воротник и рукава,

Гладит мама не спеша.

Это не тельняшка,

А белая…(рубашка)

Почему-то каждый раз,

Прячется один из вас.

Вот начнется уж урок,

Не найду один…(носок)

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму.

(Шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда

Когда бывают холода.

(Шарф)

Праздник яркий в детсаду,

Я нарядная приду.

Рюши, бантики, воланы,

А на юбке два кармана.

Скажут гости, что на Кате

Удивительное …

(Платье)

Выпал снег. Замёрзли ножки.

Нужно нам надеть... (Сапожки)

Перечень художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

А.Барто «Девочка чумазая», «Помощница», р.н.с «Репка», «Заюшкина избушка», «Волшебная дудочка», «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и волк», К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», И. Беляков «Зайцы волка приручили», «Таня просыпается», А. Герасимова «Куклу купаю…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА

Описан процесс овладения танцевальными умениями у детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знат...

Авторский педагогический проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»

Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной работе в этом направлении (Дети с увлечением участвовали в конкурсах, изготавливали подарки своим близким, Ждали с ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей    раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказк...

Программа по формированию трудовых умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе режимных моментов

Программа направлена на формирование положительного отношения к труду через ознакомление с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности....