Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении на примере МДОУ детского сада №1 г. Кувшиново
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Виктория Викторовна Голубева

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольное образование (ДО), семья, родители, педагоги.

Аннотация. В статье рассматривается организация патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на примере МДОУ детского сада №1 г. Кувшиново. Патриотическое воспитание рассматривается в контексте нравственно-духовных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Раскрывается роль семейных ценностей в процессе формирования патриотизма.

Посмотреть презентацию к докладу можно перейдя поссылке: https://disk.yandex.ru/i/1f2dOcu99jFZJw

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

МДОУ детский сад №1, г. Кувшиново

музыкальный руководитель Голубева В.В.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольное образование (ДО), семья, родители, педагоги.

Аннотация. В статье рассматривается организация патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на примере МДОУ детского сада №1 г. Кувшиново. Патриотическое воспитание рассматривается в контексте нравственно-духовных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Раскрывается роль семейных ценностей в процессе формирования патриотизма.

В современных условиях геополитической турбулентности и высокой социальной напряженности российского общества возрастает потребность в формировании правильной гражданской позиции населения и роста патриотического настроения граждан. А как известно патриотическое чувство не возникает само по себе, его нужно взращивать, воспитывать с раннего детства. Поэтому именно системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны «разносторонне развивать ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

«К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». [ФОП ДО. Целевой раздел 5-6 стр.]

На наш взгляд патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенность дошкольного возраста (дети в силу своего возраста, не могут в полной мере осознать многие события, факты, но пропуская их сквозь свое восприятие, детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности), многоаспектность, многогранность понятия «патриотизм».

Так что же такое патриотизм для дошкольника? Патриотизм – это любовь, бережность, уважение к своей семье, к дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к людям, к окружающему миру, к городу, культуре, стране.

Стоит отметить, что задачи и планируемые результаты для области формирование основ патриотизма прописаны в ФОП ДО для каждого возраста (они представлены на слайде).

Свою работу по патриотическому воспитанию мы осуществляем в трех направлениях: работа с педагогами, работа с родителями, работа с воспитанниками. Все они связаны между собой.

Остановимся и рассмотрим каждое из направлений.

  1. Работа с педагогами

Работа с педагогическими кадрами проводится с целью расширения и актуализации знаний и умений педагогов, что способствует повышению их профессионального мастерства, развитию творческого потенциала необходимого для качественной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Для этого используются разнообразные формы работы:

Анкетирование. Анкетирование педагогов на тему «Выявление готовности педагогов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников». Анкета включает в себя 11 вопросов, которые сгруппированы в три тематических пласта. В исследовании участвовало 10 педагогов.

Педсоветы. (Тематические педсоветы, деловая игра, семинар-практикум, мастер-классы, педагогические ситуации)

Совет педагогов №2 (тематический)

Тема:

«Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Внедрение и использование методов и приёмов совершенствования форм педагогической деятельности: утренний и вечерний круг, образовательное событие, «ровестничество»

Инновационные изменения образовательного процесса.

Применение инновационных методов и технологий в образовательном процессе.

Подготовка к педсовету: тематическая проверка

Совет педагогов №3 - деловая игра

Тема: «Педагогическое мастерство воспитателя» (деловая игра).

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.
  2. Вступительное слово о задачах и замысле педагогического совета. (старший воспитатель ДОУ).
  3. Результаты тематической проверки (ст. воспитатель).
  4. Результаты анкетирования родителей (ст. воспитатель).
  5. Анализ просмотра открытых занятий.
  6. Принятие решения.

Открытые смотры

Презентация образовательных выставок педагогов по темам:

«Нравственно-патриотическое воспитание в процессе ознакомления с природой родного края»,

«Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление с народными художественными промыслами»,

«Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с историей родного города»

Консультации

1

Нормативно-правовая основа патриотического воспитания в ДОУ

Методическое обеспечение нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Август

Ст. воспитатель

2

Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста

Октябрь

Воспитатель Костива А.А.

5

Роль семьи в организации краеведческой работы в ДОУ.

Февраль

Воспитатель

Рябова В.М.

Контрольно-аналитическая деятельность ДОУ

Тематический контроль по теме «Проблемы воспитания нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Цель: Проанализировать эффективность использования регионального компонента в ДОУ».

  1. Формы и методы контроля: Анализ документации (проектной, портфолио, календарных планов); результатов деятельности педагогов; отчеты из опыта работы педагогов.

Кроме того воспитатели принимают активное участие в педагогических конкурсах, где делятся результатами своей работы; публикации разработок, статей, сценариев и т.д.

Например: Головкина Т.С. награждена дипломом I степени в номинации «Защитников Родины славим» с проектом «Будем в армии служить» (Олимп, всероссийский конкурс»). Кузнецова Е.В. публикация сценария «Масленичные забавы» (НУМИ).

2. Работа с родителями.

Задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – это источник и важное звено в передаче ребенку социально-исторического опыта.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников осуществляется на условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.

Целью такого взаимодействия педагога и родителей является формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.

А главной задачей – привлечение родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников.

В МДОУ детский сад №1 используются следующие формы работы с родителями.

Анкетирования, которые помогают выявить отношение к патриотическому воспитанию в ДОУ, понять какой смысл родители вкладывают в термин «патриотизм», выявить ценности современных семей, семейные традиции и т.д.

Например: в рамках года семьи провели анкетирование родителей на тему «Моя семья. Семейные традиции»; Подготовительная группа в рамках краткосрочного проекта «Мы будущие солдаты» провела анкетирование родителей на тему «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».

Разработка и оформление буклетов, стендов, консультаций для родителей: «Семейные традиции в жизни ребенка», «Расскажем детям о Великой Отечественной войне», фото-выставки семейной тематики «Моя семья», «Наше лето», «Выходные с семьей» (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Немаловажную роль играют родительские собрания: «Взаимоотношение родителей с детьми» (старшая группа), «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» (подготовительная группа).

Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии, затем представляют свою работу на общем мероприятии (родительском собрании, выставке и т.д.).

Например: Проект средней группы ко дню Победы, в рамках которого родители вместе с детьми съездили к мемориалу «Прощание», возложили цветы.

Подготовительная группа проект «Семейные традиции. Кукла-оберег», направленный на сохранение традиционных семейных ценностей. Родители совместно с детьми смастерили куклы-обереги, а на занятии дети самостоятельно представляли свои работы, рассказывали о своем обереге.

Проект «Наш край» группы старшего дошкольного возраста. Родители вместе с детьми разучили стихи, записали на видео, далее воспитатели оформили небольшое видео, посвященное Кувшиновскому краю.

Проект 2 младшей группы «Путешествие по сказкам» мамы совместно с детьми изготовили книжки-малышки, с которыми была оформлена тематическая выставка.

Проект средней группы «Волшебный мир дедушки Корнея» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок К.И.Чуковского. Проект направлен на укрепление партнерских взаимоотношений семьи и детского сада, детей и родителей).

Совместные детско-родительские мероприятия способствуют уточнению и дополнению нравственно-патриотических чувств. В рамках года семьи родители принимали участие во всех массовых мероприятиях (организовывали детей, оказывали помощь в изготовлении инвентаря, проведении игр). Традиционные мероприятия с участием родителей: «Осень, в гости просим», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Масленица», «День Космонавтики», «День Победы», «День России» и т.д.

Участие в конкурсах на уровне ДОУ, района. Участие родителей во внутренних конкурсах ДОУ «Осенняя мозаика», «Новогодняя игрушка», «Пасхальный сувенир» и т.д. стало доброй традицией.

Также родители привлекаются к участию в акциях. «Покорми птиц зимой» (Родители в свободное от работы время вместе с детьми делали кормушки из различных материалов, а дети во время прогулки повесили изготовленные кормушки на участках, насыпали в кормушки хлебные крошки, зерна, семечки). «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Открытка солдату», «Письмо солдату», «Посылка солдату», «Чистый город», онлайн-акция «С папой в деле» и др.

3. Работа с воспитанниками.

Работа с детьми проходит в соответствии с нормативно-правовыми документами (ФГОС ДО, ФОП ДО, ООП), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Важным условием эффективного решения задач патриотического воспитания является создание развивающей предметно-пространственной среды. В нашем детском саду для детей младшего дошкольного возраста оборудованы уголки социально-нравственного воспитания, ориентированные на ознакомление воспитанников с микросоциумом (семья, детский сад, родной город).

Для детей старшего дошкольного возраста оборудованы патриотические уголки, содержащие материалы по ознакомлению с городом, Россией, государственной символикой (карта России, глобус, символика страны, области, родного края, литература по патриотическому воспитанию, картотека дидактических игр, альбомы «Моя семья», «Мой город» и т.д.)

Также в группах имеется материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: куклы в русских народных костюмах, куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.; иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники».

Экскурсии. Познавательные экскурсии – сильное образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природой, историей, культурой родного края. Они помогают развивать в детях эстетические чувства, любовь к природе, Родине.

Воспитанники посещали Железнодорожный вокзал-музей; Музей ВОВ в ДК, Парк Победы с мемориальным комплексом «Прощание».

Целевые прогулки. Регулярно совершаются прогулки, на которых воспитанники изучают природу города (деревья, цветы, насекомых, птиц и т.д.).

Проведение патриотических праздников. Стоит отметить, что в ФОП ДО присутствует примерный перечень основных государственных праздников, памятных дат. В нашем детском саду регулярно отмечаются следующие: День защитника Отечества, Масленица, Международный женский день, День воссоединения Крыма с Россией, День космонавтики, День Победы, День защиты детей, День России, День семьи, любви и верности, День физкультурника, День государственного флага, День знаний, Международный день пожилых людей, День народного единства, День матери, Новый год.

Тематические дни, занятия. Занятие в 1 младшей группе «Мой папа герой», приуроченное ко дню защитника отечества (рассказать детям о том, что их папы защитники семьи). Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья», приуроченное Международному дню семьи (формирование первоначального представления о семье, воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи, познакомить детей с понятием «семья», «имя»).

Старинный русский праздник Кудесы или День Домового (рассматривали картинки, рисовали домового, отгадывали загадки, читали стихи, играли).

«День пельменя» в старшей группе (история русских пельменей, научились лепить пельмени и даже их попробовали).

Детско-взрослые проекты. Игровой проект «Ай да ложечка!» (ко дню «Деревянной ложки») во 2 младшей группе (дети познакомились с такими музыкальными инструментами, как синтезатор, баян, увидели игру на деревянных ложках; на развлечение пришли сестры воспитанников, которые обучаются в детской музыкальной школе).

«Земля – это наш дом», посвященное Всемирному дню Красной книги. (гуманное и отношение )

Выставки детских работ. Коллективные работы на выставках «Осеннее очарование», «Новогодний сувенир», и др.

Досуг. Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается, развивается. Взрослый самостоятельно планирует чем занять свободное время, а ребенку в этом необходимо помогать. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках всестороннего развития личности ребенка. Часто для проведения досуга приглашаются различные театральные коллективы. Например:

Театр «Забава» с развлекательной программой «Одолень-трава» (где воспитанники были активными участниками). Театр «Фэнтези» с развлекательной программой «Русско-народное шоу» (В какие игрушки играли наши прадеды и прабабушки, какие были игры; рассказ о куклах-оберегах, народных играх, хороводах и т.д.)

Спортивные праздники. «Зимние забавы», «День здоровья».

Театрализованные представления. В ДОУ работает кружок дополнительного образования «Юные артисты» под руководством воспитателя 1 квалификационной категории Рябовой Веры Михайловны, воспитанники старшего дошкольного возраста готовят и показывают театрализованные представления воспитанникам младших групп (сказку «Теремок»). Кроме того, в рамках проекта «Путешествие по сказкам» воспитанники 2 младшей группы инсценировали русскую народную сказку «Колобок».

Участие в конкурсах. Воспитанники принимают активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня:

на уровне ДОУ тематические выставки «Осеннее очарование», «Новогодняя игрушка», «Пасфальный сувенир», фестиваль патриотической песни.

Районный уровень - конкурс чтецов, фестиваль военно-патриотической песни, конкурсы рисунков «Крымская весна», «Армия глазами детей» и т.д.

Российский уровень - V открытый заочный конкурс чтецов «Был месяц май», посвященный 79-летию Победы в Великой Отечественной войне (лауреаты I, II, III степеней).

Общественно-значимые акции.

«Мой первый полет», «Бессмертный полк», «Открытка солдату», «Рисунок солдату», «Письмо солдату», «Новогоднее поздравление защитникам Отечества», «Моя Россия мой президент», «Под одним флагом».

Заключение

Закончить свое выступление хочется словами Дмитрия Сергеевича Лихачева:

«Патриотизм непременно должен быть ... духом всего преподавания. Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-то в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» [Д.С. Лихачев. О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры // Прошлое – будущему: Статьи и очерки. М., 1985. С. 75-76].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пушкинского муниципального района детского сада №15 «Аистёнок»

Основная общеобразовательная программадошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияПушкинского муниципального районадетского сада №15 «Аистёнок»...

Анализ работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пушкинского муниципального района детского сада №15 «Аистёнок» за 2018 – 2019 учебный год.

Анализ работымуниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияПушкинского муниципального районадетского сада №15 «Аистёнок»за  2018 – 2019 учебный год....

Статья "Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении"

Статья о таком важном и актуальном вопросе, как патриотическое воспитание. О необходимости вести такую работу, начиная с дошкольного возраста."Ведь наша память - наша совесть, она как воздух нам ...

Программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада «Чебурашка»

Программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада «Чебурашка»...

План работы Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сада № 1387» на июнь 2022 года.

Создание в детском саду условий для организации разноплановой познавательной и оздоровительной деятельности детей, их физического, художественно-эстетического и психического развития....

Военно-патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается опыт работы по реализации проекта "Растим патриотов России"...