«Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста»
статья (младшая группа)
Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Цель: развитие у ребёнка способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_19.11.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое развитие детей раннего
возраста»
Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Цель: развитие у ребёнка способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Задачи:
- развитие эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщение к изобразительным видам деятельности;
- музыкальное развитие;
- приобщение к театрализованной деятельности.
- К художественно-эстетической деятельности относится:
- изобразительная деятельность;
- музыкальное восприятие,
- восприятие художественной литературы;
- конструктивно-модельная деятельность;
- приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.
Рисование и лепка.
Эти виды деятельности приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.
В процессе взаимодействия ребёнка с педагогом и детьми выстраиваются отношения, формируется личность человека. Успешное развитие таких качеств личности как:
- самостоятельность;
- инициативность;
- коммуникативность;
- способность подчинять своё поведение элементарным правилам.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей:
- развивается мелкая моторика пальцев рук;
- развивается воображение детей;
- формируются и развиваются навыки ручного труда;
- дети учатся координировать движения рук;
- приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Конструктивно-модельная деятельность.
Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Музыкальная деятельность.
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания и музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания.
Приобщение к художественной литературе.
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству и художественной литературе – это развитие их эстетического восприятия.
У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание чувства прекрасного, развивается воображение. Посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями. Учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта (рисование кистью, красками) в своей работе использую нетрадиционные техники, считаю, что они больше привлекают внимание малышей. Нетрадиционные техники рисования в каждой группе свои: Ранний возраст — это рисование пальчиками, ватными палочками, методом штампа, рисование ладошками.
Таким образом, художественно-эстетическое развитие занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Свою статью я хотела бы закончить словами великого русского педагога В.А. Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Список литературы:
- Дудко Е.А. Рисуй со мной. - Санкт-Петербург, 2018г.
- Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изо деятельности для детей раннего возраста. – Москва, 2007г.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – Москва, 2009г.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...
Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста
Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...