«Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Шмелева Ольга Евгеньевна.

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Цель: развитие у ребёнка способности видеть красоту  окружающего мира, искусства и создавать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_19.11.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие детей раннего

возраста»

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Цель: развитие у ребёнка способности видеть красоту   окружающего мира, искусства и создавать её.

Задачи:

  • развитие эстетического отношения к окружающему миру;
  • приобщение к изобразительным видам деятельности;
  • музыкальное развитие;
  • приобщение к театрализованной деятельности.
  • К художественно-эстетической деятельности относится:
  • изобразительная деятельность;
  • музыкальное восприятие,
  • восприятие художественной литературы;
  • конструктивно-модельная деятельность;
  • приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Рисование и лепка.

Эти виды деятельности приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

          В процессе взаимодействия ребёнка с педагогом и детьми выстраиваются отношения, формируется личность человека. Успешное развитие таких качеств личности как:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • коммуникативность;
  • способность подчинять своё поведение элементарным правилам.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей:

  • развивается мелкая моторика пальцев рук;
  • развивается воображение детей;
  • формируются и развиваются навыки ручного труда;
  • дети учатся координировать движения рук;
  • приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Конструктивно-модельная деятельность.

Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Музыкальная деятельность.

Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания и музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания.

Приобщение к художественной литературе.

Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству и художественной литературе – это развитие их эстетического восприятия.

У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание чувства прекрасного, развивается воображение. Посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями. Учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта (рисование кистью, красками) в своей работе использую нетрадиционные техники, считаю, что они больше привлекают внимание малышей. Нетрадиционные техники рисования в каждой группе свои: Ранний возраст — это рисование пальчиками, ватными палочками, методом штампа, рисование ладошками. 

Таким образом, художественно-эстетическое развитие занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Свою статью я хотела бы закончить словами великого русского педагога В.А. Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Список литературы:

  1. Дудко Е.А. Рисуй со мной. - Санкт-Петербург, 2018г.
  2. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изо деятельности для детей раннего возраста. – Москва, 2007г.
  3. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – Москва, 2009г.
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
  6. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста

Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...