организация прогулки в детском саду
консультация
консультация для воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._organizatsiya_progulki_v_detskom_sadu.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
« Организация прогулки в детском саду».
«День, проведённый ребёнком без прогулки,
потерян для его здоровья"
(Г.А. Сперанский)
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Значение
У детей
- развиваются умственные способности и наблюдательность,
- вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
Задачи
На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Требования к продолжительности прогулки.
Режим длительности проведения прогулок на улице.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 час. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:
-погодные условия;
-возраст и контингент детей;
-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
-предыдущие занятия в группе и многое другое.
Структура прогулки:
- наблюдение,
- трудовая деятельность детей;
- подвижные игры;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение
Наблюдение - основной метод обучения.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми.
В младшем возрасте наблюдения - 7-10 минут,
в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, и т.д.)
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования знаний детей о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности), а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке---- 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- Индивидуальные трудовые поручения;
- Работа в группах;
- Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада..
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Запрещается:
-Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
-Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи.
Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи полноценного развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников
Варианты выносного материала:
• Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (гру-зовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.
• Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки.
• Для наблюдений: сачки, ветрячки, безопасные цветные пластиковые стёкла, солнцезащитные очки, лупы.
• Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.
• Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.
• Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.
• Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.
Литература
1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
2. Торочкова Т.Ю.. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
4. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания/ Т.И. Бабаева и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
5. №26 от #1075; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
Консультация "Организация прогулки в детском саду"
Консультация будет актуальна для родителей и педагогов дошкольного образования...
Презентация "Методика организации прогулки в детском саду"
Презентация для педагогов детского сада, раскрывающая методику организации прогулки....
консультация для воспитателей " Организация прогулки в детском саду"
учить правильно организовывать прогулку. Дать знания о методике проведения прогулки, разновидности прогулки и ее структуре....
Проведение и организация прогулки в детском саду
Проведение и организация прогулки в детском саду...
мастер класс "Организация прогулки в детском саду"
мастер класс "Организация прогулки в детском саду"...
Выступление на педагогическом совете "Организация прогулки в детском саду"
Выступление на совете педагогов...