Мудборд и ментальные карты. Сходство, различие ,эффективность
статья

Зырянова Татьяна Геннадьевна

Мудборд и ментальные карты. Сходство, различие, эффективность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudbord_eto.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мудборд и ментальные карты. Сходство, различие, эффективность.

Актуальность

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

-формируется неординарная фантазия;

-улучшается память;

-появится произвольное внимание;

-ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;

-ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Развитие ассоциативного мышления позволяет человеку глубже понять взаимосвязи между вещами, явлениями, феноменами окружающей социально-природной среды. Чем больше и разнообразнее образы, которые мы накапливаем, тем обширнее возможности нашего разума при совершении операций с их использованием, и тем больше мы развиваем память и творческое мышление.

Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно используя музыку, нетрадиционное рисование, работу с песком, пластилином и т.д.

В данных методических рекомендациях представлен опыт воспитателя Быстрюковой А.Н., в котором мудборд является одним из средств развития ассоциативного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Термин «мудборд» пришел к нам из мира дизайна, и в дословном переводе означает «Доска настроения». Мудборды делают в технике коллажа, такие доски собирают люди различных творческих профессий, чтобы объяснить заказчику, как приблизительно будет выглядеть будущий проект. На этой доске умещается всё, что вдохновляет: фотографии, открытки, наклейки, иллюстрации, фразы - это создает настроение, пробуждает вдохновение, вызывает ассоциации и мотивирует достигать поставленные цели.

Создание мудбордов помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу и установлению ассоциаций причинно-следственных связей, отражению знаний об окружающем мире с использованием ассоциативных изображений, символов и знаков, структурировать информацию, которую предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений. Уникальность данного средства состоит в том, что он объединяет характеристики восприятия и переработки информации (умственной, логической, образной и зрительной).

Мудборд помогает детям выстраивать последовательность элементов в рамках выбранной темы, запоминать, выстраивать логические и ассоциативные  цепочки между событиями и понятиями.

Новизна и практическая значимость

Разработаны и апробированы авторские игры для развития ассоциативного мышления, проведена тематическая неделя «Воображариум» с участием воспитанников, родителей и педагогов, транслирован опыт на методическом объединении района, создана методическая разработка по данной теме.

Цель применения мудбордов - как средства развития ассоциативного мышления дошкольников

Создание условий для достижения целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Создание мудбордов помогает решению следующих задач:

  • Обобщение материала.
  • Актуализации имеющихся знаний по выбранной теме.
  • Выявление недостающих знаний.
  • Изучение новой информации.
  • Закрепление полученных знаний.
  • Систематизация информации по теме.
  • Планирование проектной деятельности.
  • Презентация проекта.
  • Поэтапное накопление информации.

Преимущества использования мудбордов

  • Наглядность
  • Легкость составления
  • Привлекательность составления для детей
  • Альтернатива выбора поверхности для мудборда
  • Малые временные затраты на заполнение
  • Развитие ассоциаций различных видов
  • Концентрация внимания на главных элементах темы
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие творческих способностей
  • Краткость представления большого количество информации
  • Быстрая запоминаемость информации в графическом виде
  • Развитие логического и образного мышления, памяти, воображения
  • Прослеживание логических взаимосвязей всех конечных направлений
  • Возможность пересмотра, изменения, дополнения через некоторое время и при получении новых знаний

  1. Алгоритм создания мудборда

  • Выбор темы, главной мысли, идеи.
  • Активный диалог. Обсуждение всех ассоциаций, идей, мнений, связанных с темой.
  • Обсуждение цветовой палитры, ассоциирующейся с выбранной темой.
  • Подбор или создание главных изображений (отражающих большинство ассоциаций), иллюстраций, фотографий и второстепенных (дополняющих главные изображения)
  • Подбор фраз, цитат, раскрывающих идею в соответствии с целью создания мудборда.
  • Выбор фактур, для создания тактильного эффекта.
  • Оформление мудборда.

Мудборд можно оформлять как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в рамках реализации проектов, поэтапно добавляя информацию, изображения, ассоциирующиеся с промежуточными выводами, так и в рамках тематических недель по различным направлениям. Мудборд является ярким элементов предметно-развивающей среды, позволяющий организовывать успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей. Он является продуктом детской деятельности, отвечает требованиям для объемного запоминания информации, которая воспринимается как целостный зрительный образ и параллельно активно обсуждается и дополняется в словестной форме.

                      Вариативность использования мудбордов

при работе с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Мудборд – как элемент предметно-развивающей среды.

  • подвижное, легко изменяемое пространство
  • как пространство для активного исследования и решения задач
  • как пространство для самовыражения
  • трансформируемое пространство

       

  1. Использование мудбордов

в различных видах деятельности детей

  1. Мудборд как средство развития коммуникативной деятельности детей

Участие в активном диалоге, составление связанного логического рассказа, подробное описание иллюстраций для дальнейшего творческого дополнения, аргументированный выбор изображений и их описание на основании личного опыта, общение в группах, парах т.д.

  1. Мудборд как средство развития познавательной деятельности детей

Развитие познавательного интереса путём поиска ответа на вопрос, способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи и вопроса, добиваться результата и анализировать его       

  1. Мудборд как средство развития изобразительной деятельности детей

       

                                   Результативность

В процессе создания мудбордов наблюдалась включенность детей в активную самостоятельную деятельность, что обеспечивалось разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, простотой и удобством их размещения. Имело место выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, историй, рассказов, экспериментов и других продуктов созданных детьми. Наблюдался положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание и интерес к созданию мудбордов на различные темы.

 

Ментальные карты- техника визуализации мышления, в виде схем и рисунков.

     

 Ментальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Полезные свойства мыслительных карт

Наглядность

Привлекательность

Запоминаемость

Современность  

Творчество

Возможность пересмотра и дополнения

Применение ментальных карт в развитии детей дошкольного возраста

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала

3 направление – Развитие связной речи. Составление рассказов

Использование метода ментальных карт в педагогической практике

Речевое развитие: при формировании фонематических умений;

- при работе по развитию лексики;

- при формировании грамматических категорий;

- при работе по развитию связной речи.

В проектной деятельности (планирование проекта; как представление результатов проектной деятельности)

В индивидуальной работе с детьми с ООП (особые образовательные потребности)

Планирование образовательной деятельности детей в центрах активности  «Утренний круг», «Детский совет»

   мыслительные карты позволяют осуществлять
интеграцию всех образовательных областей  
. Социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Чтобы карта отложилась в долговременной памяти, её необходимо повторять. Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации мозгом человека сводится к её анализу правым и левым полушарием одновременно. Между двумя полушариями происходит своеобразное разделение труда. Правое полушарие отвечает за интуицию, а левое – за логическое мышление и анализ. В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения. Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, «мозговых штурмов» и т.д. Эта работа возможна как педагога с родителями, так и с детьми. При планировании различных видов проектов, воспитатель вместе с детьми рисуют или, скорее, разрабатывают и создают ментальную карту. В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.

Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие.

Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей. С помощью ментальных карт можно организовать учебу в кругу семьи В процессе семейного обучения можно выделить два больших этапа: – подготовка к работе. На этом этапе вы решаете, что именно и в каком объеме будете изучать. После этого проведите индивидуальное построение «ментальных карт», постаравшись зафиксировать на бумаге все свои знания касательно предмета изучения. – собственно, учеба. Индивидуально просмотрите весь материал, намеченный к изучению. Обсудите свои впечатления с остальными членами семьи и постарайтесь совместными усилиями составить «ментальную карту», которая содержит знания, полученные каждым из вас в ходе этого первоначального просмотра материала. Подобные мероприятия можно даже сделать регулярными, объявив, к примеру, каждое первое воскресенье месяца Днем семейной учебы! И ввести практику завершения таких «праздников» семейными торжествами, походами в кино, в кафетерий, спортзал и т.д. Поверьте, такая «привычка к учебе» в будущем «отольется» немалыми дивидендами!

Мудборд и ментальные карты имеют как сходство, так и различие.

Сходство заключается в том, что оба инструмента помогают визуализировать идеи и концепции.

Различие заключается в том, что мудборд — это коллаж из изображений, видеокадров, паттернов или текста, который даёт представление о проекте. Он содержит визуальные референсы, то есть примеры дизайна, стиля или концепции.  Ментальные карты — это способ визуализации процесса мышления. С их помощью фиксируют факты, наблюдения, данные, вопросы и визуально выстраивают связи между ними.

Таким образом, мудборд направлен на визуальное отображение идей и концепций через коллаж, а ментальные карты — на структурирование мыслей и идей путём фиксации данных и их визуального представления.

В педагогической деятельности и мудборды и ментальные карты играют важную роль в развитии творческих способностей воспитанников, а также в социально- коммуникативном и познавательно- исследовательском развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Всемирный день приветствий"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Книга"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Реклама"

Материал по всем образовательным областям....

Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"

В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на баз...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»Цель: обогатить знания детей о компонентах неживой пр...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов в ДОУ”

При помощи специальных упражнений корректируется поведение ребенка - в какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, до...