Тревожность у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Волкова Лариса Александровна

Сообщение на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность у детей дошкольного возраста

Сообщение на педагогический совет

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.

Тревожные дети – это, как правило, дети с неустойчивой самооценкой, неуверенные в себе. Такие дети постоянно испытывают чувство страха, что в свою очередь приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Отличаются примерным поведением дома и в детском саду. Стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

У тревожного ребенка со временем могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Симптомы тревожности у ребенка.

  • Быстро утомляется от любого вида деятельности, устает от всего нового.
  • Если ребенок болел несколько недель и не посещал детский сад, то потом он не хочет туда идти.
  • Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  • Любое поручение вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки обычно холодные и влажные.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое у него вызывает страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Причины.

В дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

  • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
  • повышенная тревожность самих родителей;
  • непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
  • предъявление ребёнку противоречивых требований;
  • аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
  • стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
  • авторитарный стиль воспитания в семье;
  • гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Также к причинам развития тревожности у детей относят:

  • отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
  • отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
  • неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик:

  • экспрессивных — «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек»,
  • интерпретационных — «Тест тревожности» и др.

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Работу с тревожными детьми надо проводить в трех направлениях:

  • Повышение самооценки.
  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.

При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

  • Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
  • Избегайте соревновательных моментов в играх.
  • Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней

Правила работы с тревожными детьми для педагогов.

  • Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
  • Не сравнивать ребёнка с окружающими;
  • Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
  • Способствовать повышению самооценки, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что;
  • Чаще обращаться к ребёнку по имени;
  • Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером;
  • Не предъявлять к малышу завышенных требований;
  • Быть последовательным в воспитании;
  • Стараться делать ребёнку как можно меньше замечаний;
  • Использовать наказания лишь в крайних случаях;
  • Не унижать ребёнка.

Литература

  1. Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей [Электронный ресурс]: Психологическая детская диагностика, тесты. — Электрон. дан. -2015. — Режим доступа: http: //sites. google. com
  2. Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л. П. Костина. — СПб, 2009. — 198 с.
  3. Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Статья из опыта работы / Электрон. версия А. Афанасьева. — Электрон. дан. -2014. — Режим доступа: http: //www. maam. ru/detskijsad/monitoring-urovnja-trevozhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta. html
  4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М: Воронеж, 2008. — 304 c.
  5. Савина, Е. «Тревожные дети» [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4. — С. 11-14.
  6. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности. Гендерные аспекты тревожного поведения. Сущность методики выявления тревоги у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Особенности эмоционального опыта ребенка [Электронный ресурс]: Психология. Изучение тревожности у дошкольников. — Электрон. дан. -2016. — Режим доступа: http: //knowledge. allbest. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...

Тревожность у детей дошкольного возраста.

Причины возникновения  и особенности проявления синдрома тревожности у детей дошкольного возраста....

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...

Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности .

Профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка....