Развитие детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Развитие детей раннего возраста
Так как большинство детей в год могут ходить (а некоторые освоили этот навык гораздо раньше), перед ними открывается масса возможностей для исследования окружающего мира. Все, с чем взаимодействует малыш в этот период, является средством его развития.
Особенности детей раннего возраста
Этот возраст, также называемый ранним детством, - время, когда и физическое и психическое развитие связаны очень тесно. Центральным видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, из которой постепенно к трем годам развивается игра. Однако важную роль играет и взаимодействие ребенка со своими родителями, так как именно взрослый выступает образцом для подражания во всем — и в речи, и в выполнении функциональных действий с разными объектами, и в социальном взаимодействии с другими.
Психическое развитие ребенка
Психическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста отличается высоким темпом и скачкообразностью. Следующие три фактора оказывают наиболее значимое влияние на формирование психических особенностей раннего возраста:
- Умение ходить. Самостоятельное перемещение не только делает доступным для ребенка более широкий круг предметов, но и дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, понять, как определить расстояние до того или иного предмета. Решение различных практических задач является хорошей тренировкой для психики ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
- Умение говорить. В раннем детстве ребенок активно осваивает речь, и именно этот период считается наиболее благоприятным для ее развития.
- Предметная деятельность. Малыш оперирует не только игрушками, но и любыми предметами, которые попадаются ему под руку, постепенно осваивая их предназначение и обучаясь переносить функции одних предметов на другие, как бы замещая недостающие для игры вещи.
Особое значение для психического развития ребенка имеет эмоциональное состояние. Если ребенок ощущает себя в безопасности и комфорте, он более открыт к получению новых знаний об окружающем, а также способен лучше формировать социальные связи и необходимые для общения со взрослыми и другими детьми привычки.
Физическое развитие
В раннем детстве вес детей составляет примерно пятую часть веса взрослого человека, однако многое зависит от генетической предрасположенности и активности ребенка. Активность малышей существенно возрастает год от года. Ведь уже в год ребенок осваивает умение ходить, что открывает для него новые возможности изучения окружающих предметов, но для родителей является сигналом о переходе к периоду повышенной травмоопасности. Поэтому, как только малыш пошел, рекомендуется убрать из радиуса его доступа все тяжелые, опасные предметы, средства бытовой химии, а на острые углы мебели установить заглушки.
Фигуры детей раннего дошкольного возраста довольно специфичны: их спинка прогнута, а живот несколько выпячен вперед из-за внутренних органов, которые тоже продолжают расти. У малышей уже исчезают складки на руках и ногах, общий объем жировой ткани становится меньше, уступая место мышцам. Скелет ребенка еще не до конца прошел процесс окостенения, так что у него больше хрящевой ткани, однако кости черепа и позвоночник уже укрепились в достаточно хорошей степени.
Речь в раннем возрасте
Период от года до трех лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи. Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который данным словом обозначается. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с элементарными просьбами.
К 2 годам в словаре ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. В действительности разные специалисты называют разные цифры и не стоит привязываться к конкретному числу слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом.
В возрасте двух лет малыш далеко не все звуки произносит правильно. Чаще всего проблема состоит в свистящих, шипящих и сонорных звуках. Дети раннего дошкольного возраста либо пропускают их в речи, либо заменяют. Развивается не только активный, но и пассивный словарный запас, а также улучшается понимание словесных инструкций: если в год это были простые одноэтапные инструкции вроде «дай мне кружку», то в два года ребенок способен понять и выполнить двухэтапную инструкцию «пойди на кухню и принеси кружку».
К концу раннего возраста, то есть в три года, словарный запас ребенка включает порядка пятисот-тысячи слов. Большинство детей уже хорошо говорят предложениями, используя падежные формы, времена, числа. Так как речь в раннем возрасте является хорошим средством познания мира, родителям нужно быть готовым к многочисленным «почему» обо всем, что окружает малыша. Если же словарный запас ребенка слишком мал, он не может строить не только полноценные предложения, но и простые фразы, родителям рекомендуется обратиться к логопеду и неврологу, а также самим стимулировать речевое развитие детей раннего возраста.
Деятельность детей раннего возраста
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Она оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии развиваясь и совершенствуясь. Действия с любым предметом проходят три стадии формирования:
- Манипулятивные действия. Если ребенок самого раннего возраста берет в руки ложку, он пока что не знает, для чего она нужна, поэтому может пытаться постучать ей по другим предметам, попробовать на вкус или выполнить другие действия.
- Использование предмета по назначению, но без сформированности способа его применения. Возьмем в пример ту же ложку: малыш уже знает, что она используется для еды, но пока что не может держать ее правильно.
- Использование предмета специфическим способом. Ребенок уже умеет брать ложку правильно и есть с ее помощью.
После того, как эти стадии освоены, ребенку становится доступен перенос действий из конкретной ситуации в другие похожие. В дальнейшем хорошо знакомый предмет может быть задействован в игровом процессе.
Для любого ребенка в этот период действиями, оказывающими значимое влияние на психику, являются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие подразумевают приведение нескольких предметов в определенное взаимодействие: всевозможные пирамидки, кубики и аналогичные игрушки — яркий пример. Орудийные действия могут быть выполнены на основании того, насколько хорошо ребенок усвоил свойства предметов под руководством взрослого и подразумевают использование предмета по его назначению: из кружки пьют, молотком забивают гвозди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...