Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет 2024г.
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет
ВыполнилаТимошина Е.А,
Высшей квалификационной категории
2024
№п/п | Название дидактической игры | Цель, задачи | Ход игры | Автор пособия/авторская |
|
Игры с числами и цифрами | |||||
1 | «По грибы по ягоды» | Уточнение знаний детей о количестве «один», «много», «ни одного». | Детям предлагается рассмотреть 3-4 корзины. Они «пусты». Собирает грибы в корзинку, приговаривая: «Вот один грибок, ещё один грибок, ещё один грибок…» Предлагает детям складывать по одному грибу в корзинки, приговаривая то же самое. Подводит итог «Сколько грибов было в корзинке вначале?» - «Ни одного». – «Сколько стало грибов в корзинке?» - «В корзинке стало много грибов». – «Сколько грибов осталось на полянке?» - «Ни одного». | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
2 | «Утка с утятами» | Уточнение представлений детей о количестве «один», «много». Упражнять выделять отдельные предметы из группы (один), составлять группу из отдельных (много) | Детям раздаётся по одному игрушечному утёнку (или по одной карточки с изображением утёнка). Детей спрашивают «Сколько утят у …?» (перечисляя имена детей) в конце подводится итог: «Правильно у каждого по одному утёнку». После детям предлагается всех утят выпустить в «озеро», где плавает мама-утка. Дети кладут по одному утёнку в «озеро», а воспитатель комментирует, что каждый из них выложил по одному утёнку. Задаётся детям вопрос – «Сколько теперь утят в озере?» Много. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
3 | «Знаешь сколько – отвечай!» | Закреплять количественные представления | Предлагается детям встать в круг. Всем раздаются фонарики разноцветные. Детям задаётся вопрос – «Сколько фонариков у каждого? Знаешь сколько – отвечай!» Дети отвечают что у каждого по одному. В центр круга просят выйти детей с синими и жёлтыми фонариками. И детей спрашивают – «Сколько у вас жёлтых (синих) фонариков?». Дети отвечают, каких фонариков много, какой один. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
4 | «Сказочное дерево» | Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. | Детям говорится о том, что сегодня побываем в сказке. Зачитывается стихотворение «Чудо-дерево» К.И.Чуковского. На ветках висят мешочки с заданиями. Каждый мешочек даёт часть волшебной картинки. В одном мешочке лежат геометрические фигуры. Дети должны опустить руки в мешочек и узнать, что за геометрическую фигуру они взяли. Во втором мешочке лежат орешки нужно их посчитать, опираясь на потешку «Сидит белка на тележке». В третьем мешочке лежат счётные палочки и ниточки. Из палочек просят детей выложить квадрат и треугольник, из ниток выложить круг. | Авторская |
|
5 | «Поможем ёжику» | Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов, и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами («один», «много», «ни одного») | Детям предлагается отправится в путешествие в лес. Когда дети прибыли в лес они увидели лесную поляну, а ан ней раскиданы грибы и яблоки. Предполагает воспитатель, что их кто-то потерял. У детей спрашивают: - «Сколько грибов и яблок на поляне?» (много). Появляется Ёжик. Ёж рассказывает, что это он растерял все грибы и яблоки. Дети соглашаются ему помочь. Детям задаются вопросы: «Сколько грибов и яблок ёжик растерял на поляне?» (много), «Сколько у ёжика на спине осталось грибов?» (один). Дети собирают грибы и яблоки, по одному, и кладут в корзину. В конце игры подводится итог: «Сколько грибов и яблок мы собрали в корзинку?». | Авторская |
|
Игры путешествие во времени | |||||
1. | «День и ночь» | Закрепление знаний детей о частях суток | Дети рассматривают сюжетные картинки. Воспитатель спрашивает, когда это бывает – днём или ночью. Дети рассказывают, какое время суток изображено и объясняют, почему они так решили. Обсуждают признаки частей суток | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
2. | «Когда это бывает?» | Закреплять временную ориентировку детей в частях суток | Перед детьми раскладываются 6-8 картинок с изображением разных частей суток и сюжеты, связанные с деятельность людей, характерной для этого времени. Коротко детям рассказывается о том или ином времени суток, завершая рассказ вопросом: «Когда это бывает?» Дети отвечают и находят картинку, изображающую описанные события. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
3. | «Наш день» | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). |
|
|
4. | «Детский сад» | Закреплять знания о частях суток | Дети встают в круг, ведущий (воспитатель) бросает мяч детям и задаёт вопросы: «Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .», «Мы делаем зарядку…», «Мы занимаемся…» Аналогично можно проводить игру о временах года. |
|
|
Игры на ориентировку в пространстве | |||||
1. | «Где что находится?» | Развивать пространственные ориентировки | Дети рассматривают карточки с изображением разнообразных предметов, изображённые в ряд. Детям проговаривает расположение предметов – «С одной стороны от пирамидки ёлочка, с другой стороны ведёрко; с одной стороны от пирамидки яблоко, с другой стороны машинка» и т.д. З детям предлагается выбрать из предложенных предметов те которые изображены на картинках и расставить их в той же последовательности, как указано на изображении. Дети называют расположение предметов. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
2. | «Путешествие стрекозы» | Закреплять пространственные ориентировки | На фланелеграфе располагаются изображения пня, дерева, цветка, стрекозы, гриба. Детям задаётся вопрос – «Где находится пенёк?» - внизу. «Куда полетела стрекоза?» - вверх. «Потом стрекоза захотела понюхать цветок?» - вниз. Сидит стрекоза на пеньке и рассуждает: пенёк находится близко, а дерево? – далеко. «Гриб далеко от стрекозы, а цветок?» - близко. Что находится вверху от стрекозы, что внизу, что с одной стороны от неё, что с другой стороны? |
|
|
3. | «Справа как слева» | Освоение умений ориентироваться на листе бумаги | Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки». |
|
|
4. | «Картина» | Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам) | Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ). Затем кратко описывает содержание получившегося изображения. |
|
|
5. | «Куда покатился мяч?» | Закреплять пространственные представления «вперёд-назад», «вбок». | Дети стоят кругом. Выбирается один ребёнок водящий. Даётся задание детям: «Прокати мяч тому, кто стоит впереди тебя. Кто стоит сзади от тебя. Тому, кто стоит сбоку от тебя». После этого водящий меняется. Игра повторяется 5-6 раз. | Математика для дошкольников. Т.И.Ерофеева, Л.Н Павлова, В.П.Новикова. |
|
Игры с геометрическими фигурами | |||||
1. | «Закрой окошко» | Учить соотносить и выбирать предметы двух заданных форм из четырёх | Детям раздаются «необычные домики» с разными по форме окошками. Предлагается детям закрыть окошки такими же по форме вкладышами. Используя слова «такой», «не такой», «разные». | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
2. | «Разложи по местам» | Учить соотносить предметы двух заданных свойств (форма и величина) | Детям предлагается разложить на столе «печенье» разные по форме и величине. Предлагается детям из множества «печенья» отобрать нужные. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
3. | «Проверим внимание» | Закрепление знания детей геометрических фигур и их названий | Ведущий раскладывает на толе несколько геометрических фигур. Дети внимательно их рассматривают и пытаются запомнить. Затем фигуры накрываются салфеткой. Дети перечисляют фигуры, которые находятся под салфеткой. После убирают салфетку и проверяют вновь. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
4. | «Чудесный мешочек» | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Учить детей на ощупь определять геометрическую форму предмета | Детям предлагается опустить руку в чудесный мешочек и на ощупь определить какую, геометрическую фигуру (плоскостную) он взял. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
5. | «Найди предмет» | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами | Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам. |
|
|
Игры на развитие логического мышления | |||||
1. | «Сравни палочки» | Развивать представление о сравнение предметов по длине путём приложения | Детям предлагается взять с подноса красную и синюю палочку. Задаётся вопрос – «Какая палочка длиннее? Как это узнать?». Объясняет, как можно это сделать: «Надо приложить одну палочку к другой, с одной стороны, слева, нужно их концы уровнять (соединить) кот так. Правый конец у красной палочки выступает. Какая палочка длиннее? Красная палочка длиннее чем синяя. А синяя короче, чем красная» | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
2. | «Разложи палочки по порядку» | Развивать представления о сравнении (соизмерении) предметов по длине путём приложения и наложения | Для начала, необходимо с детьми вспомнить способ сравнения - приложение. «Есть ещё один способ чтобы узнать какая палочка длиннее. Можно одну палочку положить на другую. С левой стороны концы палочек надо уровнять. Затем нужно посмотреть на правый конец палочки. Одна палочка выступает, значит она длиннее, чем вторая.» | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева |
|
3. | «Длинное - короткое» | Развивать у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины – «длинное-короткое» (путём наложения). | Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. |
|
|
4. | «Соберем бусы» | Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | Детям предлагается сделать бусы. Воспитатель показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Воспитатель также выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. |
|
|
5. | «Узнай и запомни» | Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению. | Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм). |
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет
ВыполнилаТимошина Е.А,
Высшей квалификационной категории
2024
№п/п | Название дидактической игры | Цель, задачи | Ход игры | Автор пособия/авторская | |
Игры с числами и цифрами | |||||
1 | «По грибы по ягоды» | Уточнение знаний детей о количестве «один», «много», «ни одного». | Детям предлагается рассмотреть 3-4 корзины. Они «пусты». Собирает грибы в корзинку, приговаривая: «Вот один грибок, ещё один грибок, ещё один грибок…» Предлагает детям складывать по одному грибу в корзинки, приговаривая то же самое. Подводит итог «Сколько грибов было в корзинке вначале?» - «Ни одного». – «Сколько стало грибов в корзинке?» - «В корзинке стало много грибов». – «Сколько грибов осталось на полянке?» - «Ни одного». | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
2 | «Утка с утятами» | Уточнение представлений детей о количестве «один», «много». Упражнять выделять отдельные предметы из группы (один), составлять группу из отдельных (много) | Детям раздаётся по одному игрушечному утёнку (или по одной карточки с изображением утёнка). Детей спрашивают «Сколько утят у …?» (перечисляя имена детей) в конце подводится итог: «Правильно у каждого по одному утёнку». После детям предлагается всех утят выпустить в «озеро», где плавает мама-утка. Дети кладут по одному утёнку в «озеро», а воспитатель комментирует, что каждый из них выложил по одному утёнку. Задаётся детям вопрос – «Сколько теперь утят в озере?» Много. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
3 | «Знаешь сколько – отвечай!» | Закреплять количественные представления | Предлагается детям встать в круг. Всем раздаются фонарики разноцветные. Детям задаётся вопрос – «Сколько фонариков у каждого? Знаешь сколько – отвечай!» Дети отвечают что у каждого по одному. В центр круга просят выйти детей с синими и жёлтыми фонариками. И детей спрашивают – «Сколько у вас жёлтых (синих) фонариков?». Дети отвечают, каких фонариков много, какой один. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
4 | «Сказочное дерево» | Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. | Детям говорится о том, что сегодня побываем в сказке. Зачитывается стихотворение «Чудо-дерево» К.И.Чуковского. На ветках висят мешочки с заданиями. Каждый мешочек даёт часть волшебной картинки. В одном мешочке лежат геометрические фигуры. Дети должны опустить руки в мешочек и узнать, что за геометрическую фигуру они взяли. Во втором мешочке лежат орешки нужно их посчитать, опираясь на потешку «Сидит белка на тележке». В третьем мешочке лежат счётные палочки и ниточки. Из палочек просят детей выложить квадрат и треугольник, из ниток выложить круг. | Авторская | |
5 | «Поможем ёжику» | Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов, и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами («один», «много», «ни одного») | Детям предлагается отправится в путешествие в лес. Когда дети прибыли в лес они увидели лесную поляну, а ан ней раскиданы грибы и яблоки. Предполагает воспитатель, что их кто-то потерял. У детей спрашивают: - «Сколько грибов и яблок на поляне?» (много). Появляется Ёжик. Ёж рассказывает, что это он растерял все грибы и яблоки. Дети соглашаются ему помочь. Детям задаются вопросы: «Сколько грибов и яблок ёжик растерял на поляне?» (много), «Сколько у ёжика на спине осталось грибов?» (один). Дети собирают грибы и яблоки, по одному, и кладут в корзину. В конце игры подводится итог: «Сколько грибов и яблок мы собрали в корзинку?». | Авторская | |
Игры путешествие во времени | |||||
1. | «День и ночь» | Закрепление знаний детей о частях суток | Дети рассматривают сюжетные картинки. Воспитатель спрашивает, когда это бывает – днём или ночью. Дети рассказывают, какое время суток изображено и объясняют, почему они так решили. Обсуждают признаки частей суток | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
2. | «Когда это бывает?» | Закреплять временную ориентировку детей в частях суток | Перед детьми раскладываются 6-8 картинок с изображением разных частей суток и сюжеты, связанные с деятельность людей, характерной для этого времени. Коротко детям рассказывается о том или ином времени суток, завершая рассказ вопросом: «Когда это бывает?» Дети отвечают и находят картинку, изображающую описанные события. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
3. | «Наш день» | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). |
| |
4. | «Детский сад» | Закреплять знания о частях суток | Дети встают в круг, ведущий (воспитатель) бросает мяч детям и задаёт вопросы: «Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .», «Мы делаем зарядку…», «Мы занимаемся…» Аналогично можно проводить игру о временах года. |
| |
Игры на ориентировку в пространстве | |||||
1. | «Где что находится?» | Развивать пространственные ориентировки | Дети рассматривают карточки с изображением разнообразных предметов, изображённые в ряд. Детям проговаривает расположение предметов – «С одной стороны от пирамидки ёлочка, с другой стороны ведёрко; с одной стороны от пирамидки яблоко, с другой стороны машинка» и т.д. З детям предлагается выбрать из предложенных предметов те которые изображены на картинках и расставить их в той же последовательности, как указано на изображении. Дети называют расположение предметов. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
2. | «Путешествие стрекозы» | Закреплять пространственные ориентировки | На фланелеграфе располагаются изображения пня, дерева, цветка, стрекозы, гриба. Детям задаётся вопрос – «Где находится пенёк?» - внизу. «Куда полетела стрекоза?» - вверх. «Потом стрекоза захотела понюхать цветок?» - вниз. Сидит стрекоза на пеньке и рассуждает: пенёк находится близко, а дерево? – далеко. «Гриб далеко от стрекозы, а цветок?» - близко. Что находится вверху от стрекозы, что внизу, что с одной стороны от неё, что с другой стороны? |
| |
3. | «Справа как слева» | Освоение умений ориентироваться на листе бумаги | Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки». |
| |
4. | «Картина» | Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам) | Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ). Затем кратко описывает содержание получившегося изображения. |
| |
5. | «Куда покатился мяч?» | Закреплять пространственные представления «вперёд-назад», «вбок». | Дети стоят кругом. Выбирается один ребёнок водящий. Даётся задание детям: «Прокати мяч тому, кто стоит впереди тебя. Кто стоит сзади от тебя. Тому, кто стоит сбоку от тебя». После этого водящий меняется. Игра повторяется 5-6 раз. | Математика для дошкольников. Т.И.Ерофеева, Л.Н Павлова, В.П.Новикова. | |
Игры с геометрическими фигурами | |||||
1. | «Закрой окошко» | Учить соотносить и выбирать предметы двух заданных форм из четырёх | Детям раздаются «необычные домики» с разными по форме окошками. Предлагается детям закрыть окошки такими же по форме вкладышами. Используя слова «такой», «не такой», «разные». | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
2. | «Разложи по местам» | Учить соотносить предметы двух заданных свойств (форма и величина) | Детям предлагается разложить на столе «печенье» разные по форме и величине. Предлагается детям из множества «печенья» отобрать нужные. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
3. | «Проверим внимание» | Закрепление знания детей геометрических фигур и их названий | Ведущий раскладывает на толе несколько геометрических фигур. Дети внимательно их рассматривают и пытаются запомнить. Затем фигуры накрываются салфеткой. Дети перечисляют фигуры, которые находятся под салфеткой. После убирают салфетку и проверяют вновь. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
4. | «Чудесный мешочек» | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Учить детей на ощупь определять геометрическую форму предмета | Детям предлагается опустить руку в чудесный мешочек и на ощупь определить какую, геометрическую фигуру (плоскостную) он взял. | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
5. | «Найди предмет» | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами | Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам. |
| |
Игры на развитие логического мышления | |||||
1. | «Сравни палочки» | Развивать представление о сравнение предметов по длине путём приложения | Детям предлагается взять с подноса красную и синюю палочку. Задаётся вопрос – «Какая палочка длиннее? Как это узнать?». Объясняет, как можно это сделать: «Надо приложить одну палочку к другой, с одной стороны, слева, нужно их концы уровнять (соединить) кот так. Правый конец у красной палочки выступает. Какая палочка длиннее? Красная палочка длиннее чем синяя. А синяя короче, чем красная» | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
2. | «Разложи палочки по порядку» | Развивать представления о сравнении (соизмерении) предметов по длине путём приложения и наложения | Для начала, необходимо с детьми вспомнить способ сравнения - приложение. «Есть ещё один способ чтобы узнать какая палочка длиннее. Можно одну палочку положить на другую. С левой стороны концы палочек надо уровнять. Затем нужно посмотреть на правый конец палочки. Одна палочка выступает, значит она длиннее, чем вторая.» | Дошкольник изучает математику с детьми 3-4 лет. Т.И. Ерофеева | |
3. | «Длинное - короткое» | Развивать у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины – «длинное-короткое» (путём наложения). | Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. |
| |
4. | «Соберем бусы» | Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | Детям предлагается сделать бусы. Воспитатель показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Воспитатель также выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. |
| |
5. | «Узнай и запомни» | Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению. | Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм). |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".
Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Картотека преднозначена для воспитателей на НОД и индивидуальных занятиях....
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20140477","attributes":{"...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20141273","attributes":{"alt":"","class":...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_...