Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы
картотека по математике (младшая группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ИГРА «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»
Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.
Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного цвета. Дети определяют, на какой клетке спрячутся игрушки так, чтобы их было не видно.
Материалы: разноцветный коврик, игрушки разного цвета.
ИГРА «ДОМИКИ И ДОРОЖКИ»
Цель: умение называть геометрические тела (куб и призма - «крыша», различать предметы по длине.
Описание : К детям приходят гости: Еж, Заяц, Утка и просят построить для каждого домик из кубов и призм. Они любят ходить друг к другу в гости, надо выбрать для них дорожки. Дети поясняют, какая дорожка нужна (длинная или короткая? По какой дорожке идти дальше, по какой ближе и почему?
Материалы: игрушки, кубы и призмы (мягкий модуль, дорожки.
ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.
Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки, просят из них построить домики.
Материалы: Счетные палочки.
ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»
Цель: развивать умение классифицировать множество по двум основаниям (цвет и форма, размер и форма).
Описание: медвежонок приносит «Чудесный мешочек» и загадывает загадки. Дети отгадывают и узнают, что в мешочке, определяют на ощупь. Раскладывают в обручи по двум признакам: все маленькие и синие, все большие и треугольные и т. д.
Материалы: «Чудесный мешочек», набор геометрических фигур, загадки.
ЗАГАДКИ:
1. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно
Получился бы (овал)
3. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки,
Вот и я (треугольник)
4. Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура-
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)
5. Кубик в краску окуни
Приложи и подними.
Вася 10 раз так сделал-
Отпечатались они (квадраты)
ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО»
Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, фигуры - по форме, составлять из частей целое.
Описание: Приходит Медвежонок, предлагает украсить дерево: «Чем можно украсить?». Дети вешают на дерево листья (желтые, зеленые, красные, большие и маленькие, предметы разного цвета, размера, формы, определяют левую и правую сторону. Под деревом находят игрушку цыпленка и составляют силуэт из имеющихся фигур.
Материалы: плоское изображение предметов и геометрических фигур разного цвета, величины, формы; наборы геометрических фигур.
ИГРА «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»
Цель: развивать умение различать правую и левую руку, направление: от себя - к себе, вверх- вниз, направо - налево, впереди - сзади, развивать умение сравнивать, обобщать.
Описание: Воспитатель предлагает поиграть с флажками (белого, синего цвета). Дети берут флажки в правую и левую руку, меняют флажки в правой и левой руках. Прячут за спину, вытягивают вперед, вверх. Потом воспитатель показывает таблицы, в которых необходимо найти пропущенное изображение флажков. Воспитатель с детьми выясняет закономерность порядка изображения предметов. Называют соответствующую картинку.
Материалы: флажки 2 цветов, карточки – таблицы
ИГРА «ДОСТАНЬ ИЗ МЕШОЧКА»
Цель: развивать умение различать правую и левую руку, закреплять счетные умения.
Описание: Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка 2-5 игрушки, дает задание: возьми в левую руку 2 матрешки а в правую 1 машинку; возьми в правую руку 3 орешка, а в левую 1 шишку и т. д. Если ребенок выполнил не верно, то игрушки возвращаются в мешочек.
Материалы: мешочек, набор игрушек.
ИГРА «МЕДВЕЖАТА»
Цель: умение воспроизводить последовательность чисел натурального ряда в игровой ситуации.
Описание: Воспитатель приносит фланелеграф, на нем картинка речки и 5 медвежат, предлагает поиграть.
Один медвежонок идет купаться к речке,
Один медвежонок резвится на берегу.
Еще один прибежал,
«Хочу с тобой!» - сказал.
И вот вам результат
Два медвежонка…и т. д.
Дети повторяют вместе с воспитателем – до 5 медвежат.
Материалы: фланелеграф, картинка речки и 5 медвежат.
ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.
Описание: Воспитатель предлагает детям «посадить» деревья для мишек, чтоб они могли отдохнуть в тени.
Материалы: счетные палочки
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, развивать мелкую моторику.
Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры расположенные на фланеленграфе и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячут по очереди дети.
Материалы: набор геометрических фигур.
ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
Описание: Воспитатель предлагает детям из палочек сделать то, что захотят.
Материалы: счетные палочки.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»
Цель: различать части суток, пользуясь цветовыми моделями.
Описание: медвежонок приносит цветную модель частей суток. Дети подбирают картинки и стрелкой указывают, когда это бывает
Материалы: модель частей суток, картинки.
ЗАГАДКИ
Цель: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, ориентируясь на существенные признаки.
Описание: медвежонок загадывает загадки о частях суток.
Материалы:
1. Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: Это!
(Утро)
2. Стало за окном темнеть,
Птицы стали тише петь.
Убирать игрушки нужно,
Мама всех зовет на ужин.
Когда это бывает?
(Вечер)
3. На дворе темным темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка-
Значит наступила…
(Ночка)
4. Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень
Что за время суток?
(День)
ИГРА «УКРАСИМ САРАФАН»
Цель: развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов.
Описание: Воспитатель предлагает детям украсить сарафан для Маши красными и синими цветами по верхнему и нижнему краю. Красных и синих цветов должно быть одинаково, потом прибавлять по одному, убирать по одному и задавать вопросы.
Материалы: сарафан большой и маленькие сарафаны, набор цветов (красных и синих)
ИГРА «ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ»
Цель: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)
Описание: Воспитатель показывает детям «чудесный мешочек» с предметами (лоскут ткани, палочку, шарик, и т. д.). Дети рассматривают предметы и решают, чем они могут быть. Достают геометрически фигуры, рассказывают о них и расселяют их в домики с разными окошечками. Воспитатель показывает фигуры, а дети решают, в каком домике они живут
Материалы: набор предметов разной формы, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)
ИГРА «ЗЕРКАЛО»
Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже).
Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за ней. Раздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше.
Материалы: Зеркало (для разговора об его свойстве - отражать, модели размера и пространства (рассматривание, проговаривание - до начала игры)
ИГРА «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»
Цель: развивать умение выделять последовательные связи, устанавливать их в играх.
Описание: дети увидели разбросанные картинки: мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица, иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность.
Материалы: картинки (мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица) иллюстрации к сказкам.
ИГРА «ПОМОГИ ДОСТАТЬ»
Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных размеров по высоте, отражать в речи результаты сравнения, употребляя название фигур, их цвет.
Описание: Дети сравнивают шкафы по высоте, достают таблицы со шкафов, рассматривают, выявляют закономерности, называют фигуры, продолжают ряды.
Материалы: таблицы и геометрические фигуры.
ИГРА «У КОГО ХВОСТ ДЛИННЕЕ»
Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине.
Описание: Приходят звери и спорят, у кого длиннее хвост. Воспитатель и дети помогают сравнивать по длине и ширине. Можно сравнить длину ушей. Потом звери покупают пуговицы к своей одежде, столько пуговиц, сколько петель.
Материалы: игрушки (зайцы, лисы, обезьяны, медведи, пуговицы,
ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО ДЛИННЕЕ»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.
Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детей, начинает фразу: «Сапоги длинные, а ботинки….» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю.
Гольфы длинные, а носки (короткие)
Платье длинное, а юбка… (короткая)
Шорты короткие, а брюки …
У футболки рукава короткие, а у рубашки …
Материалы: мяч.
ИГРА «НАШ ДЕНЬ»
Цель: развивать умение соотносить действия с частями суток.
Описание: Воспитатель с помощью куклы производит действия, по которым дети определяют части суток, потом воспитатель показывает картинки, и дети определяют в какое время суток это происходит.
Материалы: кукла, картинки
ИГРА «НАЗОВИ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»
Цель: развивать ориентировку во времени, умение называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)
Описание: Дети образуют круг, воспитатель катит одному из детей мяч.
Начинает предложение,пропуская названия частей суток:
- Мы завтракаем утром, а обедаем…
Дети называют пропущенное слово
- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …
Материалы: мяч.
ИГРА «СПРАВА КАК СЛЕВА»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать представление о симметрии.
Описание: медвежонок забыл дорисовать рисунки, и дети дорисовывают, потом идут домой по лабиринтам.
Материалы: картинки с половинным изображением предметов, фломастеры, лабиринты.
ИГРА «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Цель: развивать умение сравнивать и упорядочивать предметы по величине.
Описание: Сравнивать медведей, ложки, стулья, кровати. Каждому медведю подобрать нужную мебель.
Материалы: силуэты трех медведей, комплекты игрушек (или картинок) трех размеров.
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»
Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, группировать по двум признакам.
Описание: Дети собирают незаконченные бусы и идут в гости к Даше и Маше по дорожкам. Вдоль дорожек раскладывают камешки, фигуры одного цвета с дорожкой, по форме соответствующие эмблеме дорожки.
Материалы: набор кругов – бусинок разного цвета и размера, карточки с изображением бус, панно с дорожками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
ИГРА «ЦВЕТНЫЕ БУСЫ»
Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета, выделять и называть шесть цветов.
Описание: Кукла приносит коробку с цветными бусинками, предлагает рассмотреть, назвать цвет, потом показывает ниточки разного цвета, раздает их детям, и предлагает собрать бусы такого же цвета как нитка.
Материалы: бусинки сделаны из соленого теста, покрашены , ниточки. Кукла, коробка.
ИГРА «САМОЛЕТЫ»
Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, выделять длину, как признак, отражать в речи.
Описание: По команде воспитателя «Полетели красные самолеты, желтые …» дети выполняют игровые действия. Усложнение: самолеты летят по дорожкам разной длины. Обсуждение: по какой дорожке прилетят быстрее и почему?
Материалы: самолетики разных цветов – разложенные на стульях, дорожки разной длины.
ИГРА «СЛОЖИ ЛИСТОК»
Цель: развивать умение соотносить целое и части, называть цвета.
Описание: Листья желтого и зеленого цвета разрезаны на 4 части. Дети отбирают части по цвету, затем из них составляют листья.
Материалы: - конверты с разрезанными листьями двух цветов.
ИГРА «СДЕЛАЙ ИЗ ФИГУР ДОМИК»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине, уточнять пространственные представления, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Описание: Воспитатель предлагает детям стать строителями, чтоб построить дачный поселок. Каждый будет работать отдельно, делает дом, какой хочет. Сажает возле дома елку, любимый цветочек. Дети «строят» из геометрических фигур. Воспитатель спрашивает: «Что выше? Что ниже? С какой стороны елка?
Материалы: наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера
ИГРА «МАГАЗИН»
Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета, формы, правильно называть геометрические фигуры и цвета.
Описание: Воспитатель берет на себя роль продавца, и предлагает детям купить печенье (геометрические фигуры - разного цвета и размера). Дети должны назвать, какое «Печенье» они хотят купить. Когда все печенье будет распродано, воспитатель предлагает угостить им куклу (все квадратное, мишку (все круглое, зайчика (все желтое) и т. д.
Материалы: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера, кукла, мишка, зайчик.
Игровое упражнение со счетными палочками
Цель: развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности.
Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки и предлагают сделать квадраты и треугольники; Достают ниточки, и предлагают сделать круги.
Материал: Нитки цветные шерстяные, Счетные палочки цветные
ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»
Цель: развивать умение выделять и называть цвет, форму, качество предмета, определять размер нитки.
Описание: Воспитатель рассказывает о ежике. Детей превращает в «ежат». «Ежики» выбирают себе шар, играют с ним осторожно, обследуют, потом рассказывают о нем. «Ежики с красными шарами бегут ко мне» и т. д., игра продолжается столько, сколько хотят дети.
Материалы: маски ежей, воздушные разноцветные шары с различной длиной нити.
ИГРА «ЧТО НАМ ПРИВЕЗ МИШУТКА»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (далеко - близко, впереди – сзади).
Описание: Вместе с воспитателем и Мишкой дети путешествуют по волшебной дорожке (далеко и близко) и расселяют домашних животных в «домики» близко, а диких – в лес далеко. Останавливаясь, по пути определяют, где лес впереди или сзади, а где остался домик?
Материалы: игрушка Мишка, машина, карточки с изображением диких и домашних животных, «Волшебная дорожка».
ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Цель: развивать умение различать, называть геометрические фигуры; устанавливать соответствия между двумя группами предметов.
Описание: Дети находят по заданию зайчика шкатулки (с волшебными картинками). Замок каждой шкатулки имеет определенную геометрическую форму.
Из геометрических фигур дети подбирают к шкатулкам нужный ключик и открывают.
Найдя в них карточки, рассматривают, из каких фигур составлено изображение и на что похоже?
Материалы: две шкатулки, набор из 3 геометрических фигур, карточки, игрушка зайчика
ИГРА «НАЙДИ ЛИСТИК»
Цель: развивать умение различать правую и левую руку; правую и левую стороны тела; определять направление от себя.
Описание: Дети рассматривают картинки с осенними пейзажами, отличающиеся 3-4 признаками, ищут эти отличия. Играют с листьями (желтыми и зелеными, перекладывая в правую и левую руку. По сигналу «ветер» листья разлетаются. Затем меняют листья в правой и левой руках, листья прячут за спину, вытягивают руки с листьями вперед, поднимают вверх. Игра повторяется 2-3 раза. Потом собирают листья из частей.
Материалы: картинки для сравнения, конверты с разрезанными листьями. (желтого и зеленого цвета)
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФОНАРИКИ»
Цель: развивать умение, соотносить действия с частями суток.
Описание: Приплыл кораблик и на нем много фонариков. Дети рассматривают фонарики. Воспитатель предлагает «зажечь» их и спрашивает когда «зажигают» фонарики (ночью и вечером, когда темно? Воспитатель показывает иллюстрации временных отрезков (утро, вечер, день, ночь, и дети решают, нужно ли им «зажигать» фонарики и почему.
Материалы: пластмассовый кораблик, разноцветные фонарики, иллюстрации с изображением временных отрезков.
Загадки
Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки, выделять основные признаки частей суток.
Описание: Воспитатель загадывает загадки о частях суток.
ЗАГАДКИ:
1. На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать. (утро)
2. Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют,
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
3. Звезды пляшут и резвятся,
Шепчут что-то фонари.
Чудеса ребятам снятся,
Чтоб продлиться до зари. (ночь)
4. Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (день)
ИСТОЧНИКИ:
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog51689/didakticheskie-igry-po-fyemp-kartoteka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Картотекадидакти...
КАРТОТЕКА Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Картотека .Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.
laquo;Спрячь мышку"Цель игры: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, полукруг); формировать навыки пространственного мышл...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарныхматематических представлений у детей второй младшей группыПодготовила: Недошивина О.Е....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ИГРА «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Картотекадидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...