Программа интерактивного проекта «Русская изба» (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей, ведь не даром говорят: «Все начинается с детства». Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Чтобы научить ребенка, педагогу надо сначала самому погрузиться в атмосферу народной культуры, почувствовать глубину и содержание изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Программа интерактивного проекта
«Русская изба»
(средняя группа)
Разработал воспитатель:
Довгаль В.М.
г.Гагарин
2021-2022 гг.
Меняются времена, эпохи, люди,
но вечным остается стремление человека
к добру, любви, свету, красоте, истине.
Натарова В.И.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей, ведь не даром говорят: «Все начинается с детства». Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Чтобы научить ребенка, педагогу надо сначала самому погрузиться в атмосферу народной культуры, почувствовать глубину и содержание изучаемого материала. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детей формы работы.
Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).
2. Познакомить с народными традициями и праздниками.
3. Познакомить с декоративно-прикладными промыслами.
4. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, художественный вкус.
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
6. Воспитывать духовно-нравственные качества: уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, доброту.
Примерное планирование обучающе-познавательной деятельности в средней группе
Сентябрь
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | Игра | |
1. «Милости просим, гости дорогие!» | Первое посещение детьми «Русской избы». Цель: знакомство с хозяйкой, горницей, её обстановкой. | Рассматривание предметов в горнице. Знакомство с хозяйкой. Игра с матрёшками. Ритуал прощания. | «Каравай» | ||
2.«Во саду ли, в огороде» | Цель: расширение знаний детей о родной природе через знакомство с русским фольклором: загадки, потешки. | Корзина с овощами. Загадки об овощах. Разучивание потешки «Наш козел» | Рисование «Корзинка с овощами» | «Огородная- хороводная» | |
3.«Коровушка и бычок» | Цель: знакомство детей с домашними животными. | Разучивание потешки про корову и бычка. | «У медведя во бору» | ||
4.«Бычок – чёрный бочок» | Цель: знакомство с русской народной сказкой «Бычок чёрный бочок». Уточнить знания детей о предмете обихода – корзине, её назначении, материале из которого сделана (лоза ивовая) | Создание проблемной ситуации с корзинкой. Чтение сказки. Показ бычка, рассматривание. Заучивание потешек «Бычок», «Козел». | «Купи бычка» | ||
Октябрь | |||||
1. Никита – репорез - «Выросла репка большая – пребольшая» | Цель: знакомство детей с бытом русского народа: рассказ в доступной форме о традиции дёргать репу на Никиту – репореза, печь пироги с репой и варить репную кашу. | Рассказывание сказки детьми (настольный театр зернушек) Заучивание р. н. загадки о репе. | Игра «Гуси-гуси» | ||
2. «Весёлые козлята» | Цель: продолжать знакомить детей с русским фольклором: сказкой, с «капустницей» – периодом, когда на Руси было принято рубить капусту и заготавливать её на зиму. | Чтение сказки. Потешки «Идёт коза рогатая», «Водичка-водичка». Рубка капусты, рассматривание корытца, сечки. | Хоровод «Кто у нас хороший» | ||
3. «Гуси-лебеди» | Цель: знакомство детей со сказкой. | Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | «Карусель» | ||
4. «Сошью Маше сарафан» | Цель: знакомство детей с традиционной русской одеждой. Показать её красоту и практичность, зажечь искорку интереса к истории русского народа: как одевались люди.
| Рассмотреть одежду на куклах.
| Аппликация «Украсим сарафан» | Игра «Кот и мыши». | |
Ноябрь | |||||
1.«Эх, лапти мои» | Цель: знакомство детей с самой распространённой обувью русского народа – лапти. | Показ лаптей их рассматривание. Рассказ и показ способа обувания в лапти. | Р.н. игра «Лапти». | ||
2.«У медведя во бору» | Цель: знакомство детей со сказкой «Маша и медведь», продолжать знакомить детей с предметами быта людей: берестяной короб, рассказать о его назначении. | Рассматривание берестяного короба. Чтение сказки. Примерить короб, показать, как одевается | Игра «У медведя во бору». | ||
3. «Золотое веретено» | Цель: знакомство с предметами обихода: прялкой и веретеном. | Чтение сказки «Золотое веретено». | Игра «Стадо». | ||
4.«Добрый добру научает» | Продолжать развивать интерес к быту в русской деревне, (воду в дом носили в вёдрах на коромысле). Воспитание честности и правдивости. | Рассматривание коромысла. Рассказ сказки. Показать, как носили воду на коромысле. «Добрый доброте научает, злой – на зло наставляет». | Рисование «Ведро» | Игра «Лиса и зайцы». | |
Декабрь | |||||
1.«Мурлуша в гости к нам пришёл» | Цель: знакомство детей с обитателем горницы: котом Мурлушей. Разучить игру «Кот и мыши». | Знакомство с котом Мурлушей. Игровое упражнение «Похвали Мурлушу» | Игра «Кот и мыши». | ||
2.«Здравствуй зимушка-зима» | Цель: знакомстводетей с р.н. фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. | Загадка о зиме, снеге, морозе. Приметы Сказка «Зимовье зверей» Закличка «Мороз, мороз» | Коллективная аппликация «Деревья в лесу». | Игра «Два мороза» | |
3.«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» | Цель: знакомство с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка» | Заучивание колядки «Щедровочка» Р.н. игра «Бабка Ёжка». | Игра «Два Мороза» | ||
4.«Мороз, мороз, не морозь мой нос!» | Цель: знакомство детей с р.н. закличкой «Мороз, мороз, не морозь мой нос». | Заучивание заклички. Рассказ о традициях дарить подарки. | Хоровод «Что вы любите зимой». | ||
Январь | |||||
1.«Сундучок Деда Мороза» | Цель: знакомство с традициями празднования нового года в других странах. | Рассказы детей о новогодних забавах. | Аппликация «Рукавички» (узор из геометрических фигур) | Игра «Пастухи» | |
2. «А вот скалка – рубля не жалко» | Цель: знакомство детей с предметами обихода – скалкой. | Рассматривание скалки. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Пальчиковая игра «Тень-тень-потетень». | Игра «Лиса и зайцы». | ||
3.«Маленький да удаленький» (итоговое) | Продолжить знакомства с р.н. сказками. Уточнить знания детей о предметах русского быта, сделанных из дерева. | Рассказывание сказки «Жихарка». Ищем предметы быта из дерева, называем их. Мини викторина по сказкам «Узнай сказку по отрывку». | «Лиса в курятнике» | ||
Февраль | |||||
1.«Кто же в гости к нам пришел?» | Цель: знакомство с домовенком Кузей. | Речевая игра «Аюшки». | |||
2.«Веселые ложки» | Цель: знакомство с предметами обихода. | Загадывание загадок о животных. | Роспись ложек. | Игра на ложках под аудиозапись «Ах, вы сени…» | |
3. «Лисичка-сестричка» | Цель: знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». | Чтение р.н.с. Прослушивание р.н.песенок. | |||
4. «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Цель: знакомство с русским народным праздником Масленицей. | Разучивание песенки «Блины». Прослушивание масленичных песен, частушек. | Хоровод «Шёл медведь по лесу» | ||
Март | |||||
1. «Весна, весна, поди сюда» | Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Познакомить с загадками о весне. Разучить закличу «Весна красна». | Заучивание заклички. Заучивание пословицы «Зима весну пугает, да всё работает» Загадки о весне, ручье | «Дятел» - р. н. игра | ||
2.«Нет милее дружка, чем родная матушка» | Цель: знакомство детей со сказкой «Самая красивая мама». Выучить пословицу «Нет роднее дружка, чем родная матушка». Побуждать детей рассказывать о маме, воспитывать доброе, заботливое отношение к взрослым. | Чтение сказки В.А.Сухомлинско-го «Самая красивая мама». Заучивание пословицы о маме. Рассказы детей «Мамочка любимая» Назови ласково маму. | Р.н. игра «У Маланьи у старушки» | ||
3. «Хозяйкины помощники» | Цель: знакомство детей с предметами быта – корытом, стиральной доской. | Сказка бабушки Вали. Показ и рассматривание коромысла и вёдер. Показ и рассматривание корыта и стиральной доски. | «Каравай» - р.н. игра | ||
4. «Пришла весна» | Цель: повторение закличек о весне. | Знакомство детей с традиционным изготовлением одеял и ковриков из лоскутков ткани. | Коллективная работа из цветных лоскутков «Пришла весна». | ||
Апрель | |||||
1.Шутку шутить – людей насмешить. | Цель: продолжать знакомить детей с культурным наследием: фольклором – дразнилками, скороговорками, докучными сказками. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Кот Мурлуша рассказывает докучную сказку. Дразнилки «Андрей-воробей» и «Рёва-корова» Р.н. игра «Кот и мыши» Скороговорки – «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» | Игра «Кот и мыши». | ||
2.Благовещение (развлечение) | Цель: продолжать знакомство детей со старинными обычаями встречи весны. Закрепить в памяти закличку о весне. Воспитывать желание принимать участие в русских народных играх. | Заучивание заклички «Весна Красна» Заучивание заклички «Жаворонушки – перелётушки» Р.н. игра «Птицы» | «Воробушки на солнышке» (тычком кисти по готовому силуэту) | «Филин» - р. н. игра | |
3. «Пасха» | Цель:знакомство детей через сказку с р.н. праздником «Пасха». Рассказать об обычае красить и расписывать яйца, дарить их с пожеланиями добра и здоровья | Рассказывание сказки «Курочка ряба» Пляска детей по желанию. Создание проблемной ситуации. Пение частушек дедом. | Рисование «Пасхальное яйцо» (крашенка). | Игры с яйцами «Катание с горки» | |
4. «Русская свистулька» | Цель: рассказ о глиняной свистульке. | Прослушивание народных мелодий. | Д\и «Угадай по звуку» | ||
Май | |||||
1.«Времена года» | Цель: рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок | Повторение закличек, песенок о временах года. | Хоровод «Шёл медведь по лесу». | ||
2. У бабушки в деревне | Цель: закрепление знаний детей о домашних животных, их повадках. Привлечь всех детей к участию в р.н. игре. | Загадки о коте, петушке, гусе. Р.н. игры «Кот и мыши», «Петушок», «Гуси». | «Петушок»- р. н. игра. | ||
3.«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Продолжать прививать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной и старинной посуде. Учить разгадывать загадки. | Загадка о самоваре Рассматривание самовара Чаепитие. | Рисование «Ай качи. качи, качи, глянь баранки, калачи» | Хоровод «Кто у нас хороший» | |
4. Волшебный сундучок (итоговое) | Познакомить детей с волшебным сундучком сказок. Активизировать знания детей о русских народных сказках, желание слушать и узнавать по отрывкам, рисункам, куклам, предметам обихода. | Кот Мурлуша Сундучок с куклами зернушками. Отрывки из сказок. Рисунки детей подготовительной группы по сказкам. | Декоративное рисование «Сундучок» (печатанием) | Хоровод «Мы на луг ходили» |
Примерное планирование занятий по программе «Лучик»
в старшей группе.
- Гуляй, да присматривайся.
- Вершки да корешки.
- Семенов день.
- Никита-гусятник.
- Народная вышивка.
- В гости к Терёшечке.
- Весёлая ярмарка.
- В воде купался, а сух остался.
- Ходят гуси вереницей.
- Об осени одни поминки.
- Бабушкин сундук.
- В гостях у бабушки (женский костюм).
- Лапти.
- В гостях у дедушки (мужской костюм).
- Проказы старухи зимы.
- Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна.
- Гончары.
- Новогодняя ёлка.
- Пришла коляда – открывай ворота.
- Таню, Танечку, Танюшу поздравляем мы сейчас.
- Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
- Кукла-скатка.
- Валентинов день.
- Богатыри земли русской.
- Чудесный сундучок.
- Нитки и ткачество.
- Кружевной воротник.
- Ой, ты масленица.
- Чудесный сундучок.
- Никитин день.
- Благовещение.
- Вербное воскресение.
- Гуляй, да присматривайся.
- Пасха.
- Кукла-засыпанка.
- Ковёр-самолёт.
Примерное планирование обучающе - познавательной деятельности в старшей группе.
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | ИГРА |
Гуляй да присматривайся. (экскурсия) | Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября. | Загадки. Поговорки Приметы Дидактическая игра «С какого дерева листок» Закличка «Осенушка-осень». | Рисование «Лес, точно терем расписной» (тычок, кисть) | Р.н. игра «Чёрный петух» |
Вершки да корешки. | Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки. | Загадки. Сказка «Мужик и медведь» Дидактическая игра «Вершки и корешки». | Рисование «Вершки и корешки» -дорисовывание | Р.н. игра «Огородник». |
Семёнов день. | Рассказ о Семёновом дне, народных приметах и обычаях. Воспитывать желание участвовать в р. н. играх, умение отгадывать загадки. | Загадывание загадок: муха, комар, блоха, таракан. Рассказ сказки. Игры детей. | Рисование «Дождик» (воскография) | Р.н. игра «Муха». |
Народная вышивка. | Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам. | Рассматривание вышивки: полотенце, дорожка, подушка - думочка, фартук Обратить внимание на цвет, элементы узора (растительные узоры) | Рисование + аппликация «В саду горит огонь рябины красной» (листья вырезать, ягоды – пальцем) | «Кружева». |
Никита-гусятник. | Познакомить детей с явлением природы – отлётом гусей в тёплые края, его причины. С особенностями и повадками этих птиц, русским фольклором. | Рассматривание иллюстраций. Сказка «Гуси - лебеди» Беседа о причинах отлёта птиц. | Рисование «Гусь» (ладонь) | «Гуси-лебеди». |
В гости к Терёшечке. (развлечение) | Продолжать знакомить детей с русским обрядам – капустницей. Воспитывать желание участвовать в русских народных играх, слушать сказки, отгадывать загадки. | Рассказывание сказки Русская народная игра «Баба Яга». Загадывание загадок Рубка капусты. | Аппликация «Избушка» | «Баба Яга» |
Весёлая ярмарка | Рассказать детям об истории возникновения дымковской игрушки. Воспитывать желание знакомиться и гордиться игрушкой, созданной нашими земляками. Развивать эстетическое и эмоциональное восприятие. | Рассматривание игрушек Чтение стихов о дымковской игрушке. «Гуси на прогулке» - игра. Словесная игра «Назови игрушку». | Рисование «Ярмарка» | «Карусели» |
В воде купался, а сух остался. | Дать детям возможность пронаблюдать процесс изготовления игрушки «Гусь» скульптурным способом. Закрепить знания детей о процессе заготовки глины. | Наблюдение за изготовлением игрушки. Р.н. игра «Гуси-гуси» Игровое упражнение «Гуси». | Лепка «Гусь» | Игра «Гуси-гуси». |
Ходят гуси вереницей. (итоговое) | Закрепить знания о дымке. Рассказать детям о современных способах беления дымковской игрушки. | Соберу картинку, расскажу об игрушке. Беление игрушки, Рассматривание узора на дымковской игрушке. Уточнить цвет Наблюдение за работой. | Роспись игрушки «Гусь» | |
Бабушкин сундук. | Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной мебели. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком, с его формой, функциональным назначением. | Словарная игра «Назови мебель» Рассматривание сундука. Заучивание пословицы «Всякому молодцу ремесло к лицу». «Была бы охота – заладится работа». | Рисование «Укрась сундук» | Р.н. игра «Кузнецы». |
Кузьминки об осени одни поминки. (итоговое развлечение) | Обобщить знание об осени через загадки, поговорки, пословицы. Продолжить знакомство с праздником «Кузьма – Демьян». Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Загадывание загадок, повторить р. н. игры «Кузнецы», «Куры и ворон». Воспитывать желание водить хороводы и петь частушки. | Рассказывание сказки. Пальчиковая игра «Кашка - малашка» Р.н. игра «Кузнецы» Р.н. игра «Куры и ворон» Загадки о гармошке и дудочке. Пение частушек. | Рисование «Горшок» | «Куры и ворон» |
Бабушкин сундук (женский костюм). | Показать различие девичьей и женской одежды. Развивать художественный вкус, творческое воображение ( на примере вышивки) | Рассматривание сарафана Рассматривание рубахи. Головные уборы. Примерка костюма девочкой. | Рисование «Красная девица» (русский костюм). | Игра «Золотые ворота». |
Лапти. | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта, (материале, назначении) | Проблемная ситуация с р.н. костюмом с современной обувью, рассматривание лаптей. Показ способа носки (онучи – лапти) Вспомнить загадку. Игра «Лапти». | Ручной труд – плетение «Коврик» Из полосок без основы. | Р.н. игра «Лапти». |
Бабушкин сундук (мужской костюм) | Познакомить с русской народной одеждой мужчин. (Рубаха-косоворотка, штаны – порты, кушак-пояс). Отразить красоту, пользу, прочность. | Рассматривание рубаха, порты, картуз. Примерить костюм мальчику. | Русский костюм «Добрый молодец». | «Бояре»-игра |
«Проказы старухи зимы» | Развивать интерес детей к природе родной страны, через сказки, загадки, заклички. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Пословицы о декабре, зиме. Загадки о снеге, морозе, льде. Сказка К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Закличка «Ты, мороз, мороз!» | Аппликация «Белый снег пушистый в воздухе кружится» (обрывание). | |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Познакомить детей с предметами обихода – прялкой. Показать способ прядения на прялке. Закрепить желание играть в русские народные игры. Воспитывать трудолюбие и справедливость (сказка). | Наблюдение за прядением на прялке. Рассматривание прялки и веретена. Сказка «Золотое веретено» Игра «Прялица». | Рисование «Укрась прялку». | «Прялица»-р. н. игра |
Гончары | Познакомить детей с гончарным промыслом. Учить детей по внешнему виду различать кринку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров. | Путешествие в город мастеров. Дидактическая игра «Назови правильно». Знакомство со старинной глиняной посудой: носоватик, творожник, кринка. Игра «Горшки». | Вырезывание из бумаги «Творожница» «Кринка». Лепка «Кружка» - ленточный способ. | «Горшки»- р. н. игра |
Новогодняя ёлка | Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разные времена. Дать представление о традиции встречи Нового года. Украшение ёлки на Новый год. | Беседа о праздновании Нового года. Сказка «Новогодняя ёлка». Коллективная аппликация «Ёлочка нарядная». | «Сапожок» - вырезывание по трафарету и роспись. | «Пустое место». |
«Пришла коляда – открывай ворота». | Познакомить детей с рождественскими праздниками, колядованием. Разучить колядки, изготовление аналогов для украшения ёлки. | Рассказывание воспитателем о рождестве. Разучивание колядок. Р.н. игра «Скакалка» Вырезывание. | Вырезывание ангелов по трафарету. «Украсим ёлку». | «Два мороза» |
«Татьянин день». | Познакомить с Татьяниным днём через игры, конкурсы, аттракционы. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. | Рассказ о Татьянином дне. Конкурс эрудитов. «Назови цвет» «Назови ласково». Конкурс знатоков «Бытовые приборы – помощники». Аттракцион «Узнай друга». | Рисование «Цветы» - Городецкая роспись. | Хоровод «Ходит Ваня». |
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться». | Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», Беседа по сказке – что, значит, быть друзьями? Вспомнить пословицы о дружбе. Игра «Дрозд».
| Кляксография «Мои друзья». | «Дрозд». |
«Кукла-скатка». | Познакомить детей с куклой, имеющей для наших предков обереговое значение, охранительную силу. Помочь детям уловить дух русского костюма, его колорит, яркость и содержательность одновременно. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек. | Рассматривание корзины рукоделия. Рассматривание куклы-скатки. Воспитатель делает куклу. Дети участвуют в подборе одежды. Рассказ об обереговом значении куклы. | Изготовление кукол-скаток. | «Жмурки». |
«Валентинов день» (групповой праздник) | Познакомить детей с неизвестным, но очень интересным и своеобразным праздником, его традициями и обычаями. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Рассказ о празднике (католическом) Игры: «Подари улыбку», «Собери яблоко», «Меткие стрелки», «Хозяюшки», «По камушкам», «Всё мы делим пополам». Дарение «валентинок ». | Ручной труд «Валентинки». (из картона) | «Дрозд». |
«Богатыри». | Расширять кругозор детей на основе исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время. | Рассказ воспитателя о защитниках земли русской. Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова. Беседа по картине, обратить внимание на одежду, доспехи, оружие. | Рисование «Доспехи» (мальчики), «украшение кокошника» (девочки). | «Петушиный бой». |
«Чудесный сундучок» (итоговое) | Уточнить знания детей о старинных предметах быта. Знакомство с чудесным сундучком – «сундук загадок». Учить отгадывать загадки и находить отгадки в горнице. Воспитывать желание играть в русские народные игры «Отгадывание». | Рассматривание чудесного сундука. Загадывание загадок: самовар, часы, пила, утюг, стол. Р.н. игра «Отгадывание». | Аппликация «Чашка с блюдцем» (из бумаги, сложенной вдвое). | «Попрыгунчики». |
«Нитки и ткачество». | Продолжать знакомство детей с особенностями труда людей в деревне. Расширить знания и словарь по теме «Нитки. Ткачество». Обогащать опыт детей; развивать зрительные и тактильные анализаторы. Воспитывать интерес к русской истории. | Наблюдение за прядением ниток. Рассматривание веретена, прялки. Загадки о веретене и прялке. «Смотай клубочек» Дидактическая игра «Для чего нитки нужны» | Рисование «Узор на полотенце» | «Иголка, нитка, узелок». |
«Кружевной воротник» | Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности. | Выставка кружева. Наблюдение за вязание кружева Игра «Узнай узор и назови его». Рисование «укрась воротник». | Портрет «Мамочка любимая» | «Пирог», «Кружева». |
«Ой, ты, масленица». | Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле. | Закличка «Масленица». Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки». | Рисование по сказке «Соломенная Масленица». | «Крута гора». |
«Чудесный сундучок». (итоговое) | Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Закреплять знания о предметах обихода в деревне. | Загадки: зеркало, шапка, лапти. Игра «Отгадывание». Составляем кроссворд. | Аппликация «Сундучок». ( узор из бумаги, сложенной гармошкой). | «Отгадывание». |
«Никитин день» | Познакомить детей с днём Никиты – это праздник озёр, рек, ручьёв, которые олицетворяют сказочный образ Водяного. Продолжить знакомство детей с русским фольклором: сказкой, игрой, обрядами. | Рассказывание об обрядах, связанных с этим днем (гостинец водяному) Р. н. игра «Озеро, ручеёк». Сказка «Никитин день». Р.н. игра «Водяной». | Аппликация «К нам весна шагает быстрыми шагами» (обрывание). | «Водяной». |
«Благовещение» | Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье. | Рассказ о празднике. Игра «Смех». Загадки о птицах. Р.н. игра «Жаворонок». Игра «Воробушек». | Лепка, рисование (городецкая роспись), аппликация (из геометрических фигур) на тему «Птицы»
| Жаворонок - р. н. игра |
«Вербное воскресение» | Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре. | Рассматривание веток вербы. Рассказ о лечебной силе веток. Р.н. игра «Займи место». Угощение: печенье, «барашки» (с вербными почками) | Рисование «Ветка вербы». | «Ручеёк». |
«Гуляй, да присматривайся (итоговое) | Продолжить знакомство с культурным наследством: сказкой. Знакомить с народными приметами весны. Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Разучить закличку о весне «Жаворонушки». | Вспомнить приметы весны (на основе наблюдений) Познакомить с народными приметами. Чтение сказки «Как весна зиму поборола». Заучивание заклички «Жаворонушки». | Рисование «Одуванчики». | «Воробей». |
«Пасха». | Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры. | Приметы на пасху. Закличка «Солнышко-вёдрышко». Р.н. игра «Верба, вербочка». Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки». | Роспись «Пасхального яйца» (писанка). | Игры с яйцами. «Солнышко-вёдрышко». |
«Кукла-засыпанка» | Показать детям способ изготовления Куклы-засыпанки, (по способу Куклы-Скатки). Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни. Воспитывать положительные эмоции. | Показ куклы-засыпушки. Рассматривание, обследование. Показ способа изготовления. Пение колыбельных песен. | Кляксография «Солнышко-вёдрышко». | «Займи место». |
«Ковёр самолёт» | Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства. Воспитывать вкус, фантазию. | Мини-выставка «Лоскутная сказка» Показ способа изготовления. | Аппликация «Ковёр- самолёт», (из ткани) | Р.н. игра «Солнышко-вёдрышко». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Программа дополнительного образования "Интерактивный проект "Русская изба", работа в мини-музее МБДОУ "Детский сад "Снежинка"
Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства. Задачи:1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).2. Позна...
Проект "Русская Матрешка" в средней группе
Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя....
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Загадки русской избы» (средняя группа)
Программное содержание:Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством.Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.Развивать мелкую мус...
Образовательный проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа
Образовательный проект«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»Средняя группа...
Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа
Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа...
Паспорт педагогического проекта «Русская - народная игрушка» (Средняя группа)
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэто...