Доклад на тему: «Особенности проведения наблюдения в разных возрастных группах».
консультация
Доклад на тему: «Особенности проведения наблюдения в разных возрастных группах».
Наблюдение это специально организованное воспитателем, целенаправленное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей, задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_nablyudeniya_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 пгт Кесова Гора
Подготовил воспитатель: Кольцова Т.С.
Доклад на тему: «Особенности проведения наблюдения в разных возрастных группах».
Наблюдение это специально организованное воспитателем, целенаправленное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей, задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представление, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений, а для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами. Наблюдение - позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из задач умственного воспитания.
Виды наблюдений, их характерные особенности.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Воспитатель использует разные виды наблюдения.
1. Исходя из логики становления деятельности наблюдения, предлагается выделять: распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память; воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.
2. По длительности выделяют: эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут; длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).
3. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения: индивидуальные; групповые; фронтальные.
4. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают: эпизодические (цель - первичное ознакомление с объектом наблюдения); длительные (цель - установление причинно-следственных связей и зависимостей); итоговые (цель - обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).
5. В зависимости от содержания: наблюдения за животными, наблюдения за растениями, наблюдения за явлениями неживой природы, наблюдения за сезонными изменениями, наблюдения за погодой, наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д.
6. В зависимости от того по чьей инициативе проводятся: наблюдения, возникающие по инициативе детей, наблюдения плановые, специально организованные педагогом.
Требования к организации и планированию наблюдений.
Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению.
1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
Руководство наблюдениями в разных возрастных группах.
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей младшей группы, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.
В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы, например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.
С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи - и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.
Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».
Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем.
Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.
Начиная со средней группы организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.
Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.
Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни - стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.
Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.
Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.
2. Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы: исторические, в которых освещается конкретный период истории края; военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей; производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс; природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея; искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы; литературные; архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
По месту проведения экскурсии подразделяются на: городские (обзорные и тематические); заочные (видеосюжеты); загородные (автобусные и пешеходные); музейные.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом: обычные экскурсии (обзорные и тематические); учебные; экскурсии – прогулки.
Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.
Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; - игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Требования к методам организации и проведения экскурсий: соответствие содержания интересам детей; определить количество детей; направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального); не должна носить характер урока, формального обучения; тщательная подготовка педагога; заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые; после экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления; число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.
Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.
В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.
Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.
Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.
Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.
Правила безопасности при экскурсиях и наблюдения в ДОУ.
Прогулки за территорией сада всегда любимы дошколятами. Им по нраву и экскурсия в музей, и поездка в зоопарк и на фабрику мороженого. Ведь это всегда приятные впечатления, радость открытия чего-то нового, приобщение к профессиям взрослых. Для того, чтобы поездка не омрачалась происшествием, необходимо заранее провести инструктирование детей в группе, для того, чтобы они знали как себя вести.
С настоящей инструкцией по правилам безопасного поведения воспитанников при проведении экскурсий, целевых прогулок с выходом за территорию для детей ДОУ, детей знакомит воспитатель в начале прогулки или экскурсии.
1. Требования безопасности перед началом экскурсии
1.1. Внимательно выслушайте воспитателя.
1.2. Вспомните правила поведения в строю.
1.3. Возьмите сигнальные ориентиры для направляющего и замыкающего колонну.
1.4. Постройтесь в колонну по двое.
2. Требования безопасности во время следования
2.1. Идите колонной по двое, держась за руки.
2.2. Первому и последнему ребенку идти с сигнальными ориентирами.
2.3. Колонной не растягивайтесь, не обгоняйте впереди идущую пару.
2.4. Во время движения не отвлекайтесь, громко не разговаривайте, руками не размахивайте.
2.5. Держите дистанцию между парами, из колонны не выходите.
2.6. Идите по тротуару, соблюдая Правила дорожного движения, с посторонними лицами не разговаривайте, по всем вопросам обращайтесь к сопровождающему.
2.7. Если тротуара нет, идите по обочине дороге навстречу идущему транспорту.
2.8. Во время движения не поднимайте с земли и не толкайте предметы, лежащие на пути следования, а обходите их.
2.9. Не подходите близко к проезжей части.
2.10. Переходите перекресток по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
2.11. В случае перехода проезжей части дороги без пешеходного перехода и светофора посмотрите налево, а за тем направо - убедитесь, нет ли машины.
2.12. Перекройте движение сигнальными ориентирами.
2.13. Переходите дорогу, убедившись, что идущего транспорта нет.
3. Требования безопасности во время проведения экскурсии
3.1. При входе в общественное здание не шумите, не разговаривайте.
3.2. Колонной пройдите в гардероб раздеться.
3.3. Не уходите от сопровождающего.
3.4. Во время экскурсии вставайте так, чтобы воспитатель видел всех детей.
3.5. Не перебивайте взрослого во время беседы.
3.6. Интересующие вопросы задайте после беседы.
3.7. Не разрешается: громко разговаривать; носиться по помещению;
отдаляться от группы; уходить с посторонними людьми; трогать руками витрины, экспонаты и т.п.; сорить; мешать другим людям, принимать подарки от посторонних.
3.8. При одевании в гардеробе не толкайтесь, соблюдайте очередность.
3.9. Постройтесь колонной по двое, в парах держитесь за руки.
4. Требования безопасности при возвращении с экскурсии
4.1. Внимательно выслушайте воспитателя.
4.2. Вспомните правила поведения в строю.
4.3. Возьмите сигнальные ориентиры для направляющего и замыкающего колонну.
4.4. Постройтесь в колонну по двое.
4.5. Идите колонной по двое, держась за руки.
4.6. Используйте правила данной инструкции во время следования (п. 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация На тему: «Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»
Общие принципы организации прогулки. Организация и проведение наблюдений. Дидактическая игра. Трудовая деятельность. Подвижная игра. Индивидуальная работа по разде...
Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах
Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах....
Представление педагогического опыта работы по теме " Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах. Форма представления - презентация на тему "Краски детской души" (рисование пейзажа в дошкольном возрасте).
Обобщение опыта на семинаре - практикуме для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...
Методические рекомендации по теме "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"
Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"...
Пластилинография: основные приемы, виды, особенности проведения НОД в разных возрастных группах
теоретический материал по пластилинографии...
«Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах»
1. «Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах».2. Методы и приемы, используемые на занятии (НОД)....
Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
Я работаю воспитателем в детском саду. Что может быть трепетней ощущения теплоты обнявших тебя малышей, биение их сердец в унисон твоим! А что значит, для меня быть воспитателем? Возможность чем...