Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_berezku_russkuyu_konspekt_nod.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»
Пояснительная записка
Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без нравственно- патриотического воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего развития личности ребенка. Патриотическое воспитание направлено на духовно-нравственное развитие детей, способствует пробуждению стремления к совершенству через познание ценностей родной культуры.
Актуальность данной работы в настоящее время заключается также в том, что в условиях западнизации наблюдается снижение интереса детей к русскому народному творчеству, к русской культуре, обычаям и традициям. Для повышения данного интереса мною было разработано интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю березку русскую». Целью данного занятия является формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости и любви к русской березе-символу России .
В результате данного мероприятия у детей расширяются представления об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве; углубляются знания о традициях русского народа; совершенствуется речевая активность; учатся пользоваться разными способами пластилинографии. Занятие будет способствовать любви к родной природе и родному краю, воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию мелкой моторики пальцев рук, расширению словарного запаса.
Данное занятие дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, творческой индивидуальности позволяет знакомить с разными материалами, народными традициями, народной символикой.
Цель: продолжение формирования нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- углубление знаний о традициях русского народа, знакомство с деревом – символом России;
- способствовать эмоциональной и пластической идентификации ребенка с образом березы;
- совершенствовать его речевую активность;
- расширение представлений дошкольников об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;
- создание условий для коррекции эмоционально-чувствительной сферы детей, вызвать сопереживание и сострадание к любимому живому существу;
- освоение различных способов пластилинографии;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к природе родного края;
- расширение словарного запаса детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: наблюдение за березой, знание стихов разных авторов о березе, приметы, пословицы, загадки, поговорки о березе, пение песен о березе, русские хороводы, изготовление ствола березы в технике «пластилинография».
Активизация словаря: березняк, береста, чага, березовая лучина, березовица.
Оборудование: аудиозапись, инструментальная музыка.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением изделий из березы, предметы из березы; веточки берёзы, береста, костюмы, музыкальные инструменты.
Раздаточный материал: заранее заготовленный лист с изображением ствола березы на каждого ребенка, пластилин.
Методические приемы: загадки, чтение стихов, беседа, продуктивная деятельность – пластилинография.
Ход занятия:
Воспитатель:
Организационный момент
Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и скажите - о каком она дереве:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети:
Береза.
Она весну встречает, сережки одевает.
Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю поговорить о русской березке. Береза - символ красоты русской природы, символ России-нашей Родины. С чего начинается Родина? С белых берёз.
На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая берёза -
Символ Родины моей
Как можно отличить берёзку от других деревьев? На белой коре есть тёмные полоски (чечевички, через которые берёза дышит. Берёза может жить долго -100-150 лет.
О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Как можно назвать ласково? (берёзка, берёзонька)
Воспитатель:
Какие красивые слова! Это самое любимое русским народом дерево. Со времён глубокой старины берёза вошла в нашу жизнь.
Опять о них, кудрявых и белесых.
Слагаем мы стихи!
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы
Хоть день, хоть год,
Хоть вечность колеси.
Воспитатель: где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). Вспомните, пожалуйста, стихи о березе.
Ребенок:
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её заречную, с нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую. А. Прокофьев
Ребенок:
Что такое Родина?- маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой :
«Это наша Родина- милая Россия,
Нет другой на свете Родины такой»
В сердце ты у каждого, Родина-Россия!
Белые берёзки, колос налитой
Нет тебя привольней, нет тебя красивей
Нет другой на свете Родины такой!
Ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С. Есенин)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу. А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Ответы детей:
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.
Воспитатель:
А сколько песен сложено о березе! Какие песни вы слышали?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы ребята, а под песни издавна на Руси было принято вокруг березки водить хороводы, и я вам предлагаю сейчас исполнить хоровод “Во поле березка стояла”.
Воспитатель:
На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты Молодые, тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами русских девушек.
А сейчас нам Настя Соболевская расскажет о том, как красива берёзка в любое время года!
И зимою ты красива
Белоснежна, горделива
Все любуются тобой
На наряд чудесный твой.
Ну а коль весна пришла
Ты стоишь вся зелена.
Твой наряд такой красивый
Он любому сердцу милый!
На праздник “Троицу” украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза щедрое и доброе дерево.
Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?
Что значит щедрая?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, берёза – очень ценное дерево
Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Береза лечила и лечит людей от разных болезней. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный березовый сок! Из него готовят разные напитки. Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней. Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?
Ответы детей: не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев
Чтобы убедиться в том, что вы хорошо знаете, как заботиться о природе, поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто природу обожает, весной деревья сажает?
Кто любитель отдыхать и поляну засорять?
Кто желает помогать, деревья весной сажать
Кто желает помогать деревья, кусты ломать?
Кто в любую непогоду любит матушку природу?
Молодцы!
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать березку своими руками, чтобы в нашей группе появилась целая березовая роща. Ствол березы мы с вами уже предварительно заготовили. Посмотрите внимательно, чего не хватает нашей березке? Листьев.
Берем пластилин, отщипываем маленькие кусочки, придаем форму листьев и делаем листву на березке.
Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали?
О каком дереве мы с вами говорили?
Ответы детей.
Молодцы ребята!
Давайте жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели сады, пели птицы, журчали ручьи, стояли берёзовые рощи и шелестели своей изумрудной листвой. А на прощание береза угощает всех своим березовым соком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”
Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...
Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Рождественские колядки»
Материал предназначен для педагогов ДОУ,...
Конспект занятия – экскурсия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015
Конспект занятия - экскурсия по патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы»Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраст...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"
Дети входят в зал под русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Ведущий: С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы...
Конспект интегрированного занятия по музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую..."
Данный конспект содержит беседы, просмотр картины , исполнение песни, коллективную работу с использованием художественной деятельности на тему "Русская берёза" в целях ознакомления детей с о...