Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_berezku_russkuyu_konspekt_nod.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»

Пояснительная записка

Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без нравственно- патриотического  воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего развития личности ребенка. Патриотическое воспитание направлено на духовно-нравственное развитие детей, способствует пробуждению стремления к совершенству через познание ценностей родной культуры.

Актуальность данной работы в настоящее время заключается также в том, что в условиях западнизации наблюдается снижение интереса детей к русскому народному творчеству, к русской культуре, обычаям и традициям. Для повышения данного интереса мною было разработано интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю березку русскую».  Целью данного занятия является  формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости и любви к русской березе-символу России .

В результате данного мероприятия у детей расширяются представления об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве; углубляются знания о традициях русского народа; совершенствуется речевая активность; учатся пользоваться разными способами пластилинографии. Занятие будет способствовать любви к родной природе и родному краю, воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию мелкой моторики пальцев рук, расширению словарного запаса.

Данное занятие дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей,  творческой индивидуальности позволяет знакомить с разными материалами, народными традициями, народной символикой.

Цель: продолжение формирования нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- углубление знаний о традициях русского народа, знакомство с деревом – символом России;

- способствовать эмоциональной и пластической идентификации ребенка с образом березы;

- совершенствовать его речевую активность;

- расширение представлений дошкольников об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;

- создание условий для коррекции эмоционально-чувствительной сферы детей, вызвать сопереживание и сострадание к любимому живому существу;

- освоение различных способов пластилинографии;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к природе родного края;

- расширение словарного запаса детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение за березой, знание стихов разных авторов о березе, приметы, пословицы, загадки, поговорки о березе, пение песен о березе, русские хороводы, изготовление ствола березы в технике «пластилинография».

Активизация словаря: березняк, береста, чага, березовая лучина, березовица.

Оборудование: аудиозапись, инструментальная музыка.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением изделий из березы, предметы из березы; веточки берёзы, береста, костюмы, музыкальные инструменты.

Раздаточный материал: заранее заготовленный  лист с изображением ствола березы на каждого ребенка, пластилин.

Методические приемы: загадки, чтение стихов, беседа, продуктивная деятельность – пластилинография.

Ход занятия:

Воспитатель:

Организационный момент

Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и скажите - о каком она дереве:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

В один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Дети:

Береза.

Она весну встречает, сережки одевает.

Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.

Воспитатель:

Сегодня я вам предлагаю поговорить о русской березке. Береза - символ красоты русской природы, символ России-нашей Родины. С чего начинается Родина? С белых берёз.

На полянке, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая берёза -

Символ Родины моей

Как можно отличить берёзку от других деревьев? На белой коре есть тёмные полоски (чечевички, через которые берёза дышитБерёза может жить долго -100-150 лет.

О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Как можно назвать ласково? (берёзка, берёзонька)

Воспитатель:

Какие красивые слова! Это самое любимое русским народом дерево. Со времён глубокой старины берёза вошла в нашу жизнь.

Опять о них, кудрявых и белесых.

Слагаем мы стихи!

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы

Хоть день, хоть год,

Хоть вечность колеси.

Воспитатель: где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). Вспомните, пожалуйста, стихи о березе.

Ребенок:

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Люблю её заречную, с нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.                                             А. Прокофьев

Ребенок:

Что такое Родина?- маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой :

«Это наша Родина- милая Россия,

Нет другой на свете Родины такой»

В сердце ты у каждого, Родина-Россия!

Белые берёзки, колос налитой

Нет тебя привольней, нет тебя красивей

Нет другой на свете Родины такой!

Ребенок:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.                                             (С. Есенин)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу. А какие пословицы и поговорки вы знаете?

Ответы детей:

Березкой обогреешься, а не оденешься.

Береза не угроза, где стоит, там и шумит.

Какова березка, такова и отростка.

Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.

Воспитатель:

А сколько песен сложено о березе! Какие песни вы слышали?

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы ребята, а под песни издавна на Руси было принято вокруг березки водить хороводы, и я вам предлагаю сейчас исполнить хоровод “Во поле березка стояла”.

Воспитатель:

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты Молодые, тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами русских девушек.

А сейчас нам Настя Соболевская расскажет о том, как красива берёзка в любое время года!

И зимою ты красива

Белоснежна, горделива

Все любуются тобой

На наряд чудесный твой.

Ну а коль весна пришла

Ты стоишь вся зелена.

Твой наряд такой красивый

Он любому сердцу милый!

На праздник “Троицу” украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза щедрое и доброе дерево.

Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?

Что значит щедрая?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, берёза – очень ценное дерево

Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Береза лечила и лечит людей от разных болезней. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный березовый сок! Из него готовят разные напитки.        Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней. Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?

Ответы детей: не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо знаете, как заботиться о природе, поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто природу обожает, весной деревья сажает?

Кто любитель отдыхать и поляну засорять?

Кто желает помогать, деревья весной сажать

Кто желает помогать деревья, кусты ломать?

Кто в любую непогоду любит матушку природу?

Молодцы!

Воспитатель:

Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать березку своими руками, чтобы в нашей группе появилась целая березовая роща. Ствол березы мы с вами уже предварительно заготовили. Посмотрите внимательно, чего не хватает нашей березке? Листьев.

Берем пластилин, отщипываем маленькие кусочки, придаем форму листьев и  делаем листву на березке.

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

О каком дереве мы с вами говорили?

Ответы детей.

Молодцы ребята!

       Давайте жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели сады, пели птицы,  журчали ручьи, стояли берёзовые рощи и шелестели своей изумрудной листвой. А на прощание береза угощает всех своим березовым соком!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Гражданско-правовое воспитание  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия – экскурсия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015

Конспект занятия - экскурсия по патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы»Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраст...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"

Дети входят в зал под русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Ведущий: С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы...

Конспект интегрированного занятия по музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую..."

Данный конспект содержит беседы, просмотр картины , исполнение песни, коллективную работу с использованием художественной деятельности на тему "Русская берёза" в целях ознакомления детей с о...