Статья "Гендерное общение в воспитании девочек и мальчиков в дошкольном возрасте"
консультация (старшая группа)

Терентьева Александра Сергеевна

Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_obshchenie.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Этапы полоролевого развития

Новорожденность - Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года) - принятие пола без наполнения его содержанием.

Младший возраст (3-4 года) - дифференцирует половое различие.

Дошкольный возраст (4-5 лет) - идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) - принятие пола и его константность.

Различия в психике и поведении детей

Мальчики

  • Используют все пространство
  • Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами
  • Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
  • Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой
  • Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор

Девочки

  • Играют в ограниченном пространстве
  • Мышление детальное, конкретное.
  • Манипулируют с цифрами и формулами
  • Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие)
  • Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения
  • Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.

Задачи полового гендерного воспитания

  • воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру, «Я – мальчик»; «Я – девочка».
  • Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
  • воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
  • развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
  • развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;
  • обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Предметно-развивающая среда

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам - у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам. Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона « Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Трудовая деятельность

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Познавательная деятельность

Игровые занятия, беседы направленные на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола, развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

Чтение художественной литературы

Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости.

Такие произведения, как р.н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Продуктивная деятельность

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.

Музыкальная деятельность

При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами).

Физическая деятельность

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия в обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

Роль семьи в гендерном воспитании детей

Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких),действует лаской, добротой, воспитывает глубокую привязанность, терпимость, раскрывает красоту окружающего мира, является образцом для поведения дочери

Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость, является генератором идей, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка, способствует формированию самооценки, учит анализировать и обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....