Русская старина
рабочая программа (старшая группа)

Татьяна Анатольевна Баран

Паспорт мини-музея «Русская старина»

 

Разработала: Баран Т.А.

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...»
(Д. С. Лихачев)
 

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители.
Тип проекта: творческий
По числу участников проекта: групповой.
По характеру контактов: открытый ( к работе над проектом привлекаются родители, воспитатели, музыкальный работник)
Продолжительность: 1 год
                                       Актуальность создания проекта

Патриотическое воспитание сегодня — это одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

 Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родителей, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребёнком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к Родине, причастности к её судьбе и ответственности за происходящее.

На наш взгляд, в рамках патриотического воспитания основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планирование, распределение функций, проведении исследований совместно с родителями и т.д. В свою очередь воспитатель, сообщая детям новые сведения, рекомендуя различные материалы, имеет возможность направлять работу в нужное русло.

Чтобы сохранить свою культуру, зародить в души детей любовь ко всему русскому народному, нужно как можно раньше приобщить детей к народному творчеству. Декоративно-прикладное искусство доступно для понимания детей, его красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

Оно радует, развивает творчество, учит понимать окружающую жизнь, воспитывать стремление сделать мир прекраснее.

В процессе реализации проекта у дошкольников вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививать основы культуры труда. Дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов. С детьми проводятся беседы о народных художественных промыслах, показывая образцы декоративных изделий, фотографии старинной одежды и т.д.

Организовываются конкурсы, где дети учатся представлять свои работы на выставках, проводить экскурсии с демонстрацией, проводятся тематические праздники.

 

Цель - создание условий для общения детей к народной культуре.
 

Задачи:
- изучить педагогическую и искусствоведческую литературу по данной теме и определить основные направления работы;
- создать условия для развития творческих способностей детей:
разнообразие художественных материалов; сотворчество и индивидуальный подход; взаимодействие с семьями детей;
- внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия;
- провести анализ результатов педагогической деятельности (диагностику).

 

В целом проект "Русская старина" призван способствовать расширению комплекса задач по нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников.

 

Основные ожидаемые результаты
1. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
2. Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;
3. Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
4. Улучшение координации работы педагогов разного профиля на основе народного искусства в различных направлениях воспитательно-образовательной работы в МБДОУ.
5. Совершенствование педагогического мастерства воспитателей.
6. Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов, создание музея русской старины «Домик бабушки Маланьи»
7. Вовлечение в творческую деятельность родителей воспитанников.
 

 

 

Транслирование проекта
Создание музея русской старины «Домик бабушки Маланьи»
Создание макета «Русская изба»
Обогащение уголка «Русские сказки»
Создание уголка «Мир русской игрушки»
 

 

«Русская старина»


Реализация проекта разделена на четыре блока:

- «Секреты русской кухни»;
- «Традиции и обычаи русского народа»;
- «Русский дом, семья»;
- «Народная дружба и братство»



Первый этап - подготовительный
• изучение педагогической искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
• создание творческой группы для реализации проекта;
• диагностика навыков и умений детей старшего дошкольного возраста;
• планирование мероприятий на тему проекта.


Второй этап - практический (сентябрь, декабрь-январь, февраль-март, май), творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач:
• развитие творческих способностей, навыков и умений на занятиях и в свободное от занятий время (художественное творчество, музыкальных, познавательных, труд, коммуникация, социализация);
• разработка тематических занятий по русскому народному творчеству для старшего дошкольного возраста;
• реализация запланированных мероприятий (открытых занятий, выставок, конкурсов, развлечений, народных праздников).


Третий этап - итоговый (апрель, май) - анализ результатов работы:
• диагностика навыков и умений детей;
•анализ работы всех участников проекта;
•проведения презентации проекта, анализ его эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

Планирование педагогической деятельности

по проекту «Русская старина»

 

п\п

Блоки

Мероприятия

Срок проведения

1

1 блок

 

«Секреты русской кухни»

  1. Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь»,

С.А. Куприянова «Вспашка».

  1. Беседы:

- как выращивали хлеб в старину, и как выращивают сейчас и об орудиях, облегчающих их труд.

  1. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
  2. Познакомить с печью в избе (на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили ягоды, грибы, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Вспомнить русские народные сказки: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
  3. Беседы о крупах и приготовлении каши.

Познакомить детей с русской кухней, с заготовками продуктов на зиму.

  1. Расширить словарь детей за счет названий блюд, посуды (чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка).
  2. Загадки о посуде.

Сказка о чугунке.

  1. Игра-занятие по лепке из теста «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил…»
  2. Конкурс «Угадай по описанию».

«Узнай на вкус».

  1.  Дидактическая игра: «Собери целое»

Игра «Кто быстрей поможет хозяйке»

  1. Выставка изделий из соленого теста «Хлеб – всему голова»

Сентябрь-октябрь

2

2 блок

 

«Традиции и обычаи русского народа»

  1. Беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.
  2. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.
  3. Дидактическая игра: «Укрась фартук», «Опиши одежду Дуни»

Игры: «У кого платок», «Кто быстрей намотает клубок»

  1. Занятие «Эти мудрые русские сказки!»

Чтение сказки «Три дочери»

  1. Выставка книг «Моя любимая сказка», пополнение книжного уголка русскими народными сказками.
  2. Занятие «Знакомство с традициями русского народа, русской куклой»
  3. Беседа «Защитники земли русской»
  4. Знакомство с традиционными народными праздниками.
  5. Выставка-конкурс «Народные традиции глазами детей»
  6.  Создание «Уголка народной игрушки»

Декабрь-январь

3

3 блок

 

«Русский, Дом семья»

  1. Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы.
  2. Создание макета «Русская изба», осмотр избы. (макет избы (как и с помощью чего освещали избу в старину)
  3. Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел.
  4. Игра «Гори, гори ясно»
  5. Познакомить с изделиями женских ремесел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.
  6. Вспомнить как называются русские национальные головные уборы, обувь.
  7. Знакомство с самоваром.

Рассмотреть самовары. Загадки про самовар.

Чтение отрывка из сказки «Муха Цокотуха».

Чтение сказки: «Падчерица»

  1. Познакомить детей с посиделками в деревенской избе. Обогащение словаря (веретено, прялка, клубок, наперсток)
  2. Игра «Кто быстрее принесет воду на коромысле»

Февраль-март

4

4 блок

 

«Народная дружба и братство»

  1. Беседа о детях разных национальностей, какие народы живут в России.
  2. Чтение стихов, литературных произведений разных народов.
  3. Выставка-рисование на тему: «Разноцветные дети»
  4. Дидактическая игра «Иностранец»

Подвижные игры детей разных стран.

  1. Рассмотрение одежды разных народов.
  2. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве, на русском языке.
  3. Развлечение «Откуда мы родом?»
  4. Работа с родителями – пополнение экспонатами музея «Домик бабушки Маланьи» (предметы быта и старины, сделанными своими руками и т.п.)

Апрель-май

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини - музей русской старины

Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...

экскурсия в мини- музей русской старины

Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7)                     Материал подготовлен  воспитателем группы ...

Интегрированное занятие по представлению о человеке в истории и культуре "Слава русской стороне, слава русской старине"

Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин-Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызватьинтерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу Росси...

вечер русской старины

Совместный досуг с родителями в подготовительной группе. Цель:1Развивать навыки совместного общения родителей детей;2.Расширять представления детей и родителей о традициях русского народа;3.Спосо...

Мини-музей русской старины "Из бабушкиного сундучка"

В наше время редко в каких домах увидишь предметы быта наших прабабушек и прадедушек. Мне кажется, убирая эти предметы из окружения, мы постепенно забываем наши традиции и обычаи. Поэтому мы решили в ...

Слава русской старине! Слава русской стороне!

Статья о проводимой работе в доу по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, развитие патриотизма, любви и гордости за родную страну....