Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта ребёнка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным и счастливым. В основе всего этого лежит одна из главных задач родителей-развитие эмоционального интеллекта детей.
Для начала давайте разберемся для чего нужно развивать эмоциональный интеллект :
1. Ребёнок учится выражать и объяснять даже такие сложные эмоции, как стыд, гнев, удивление или восхищение.
2. Своевременная работа с эмоциональным интеллектом ребёнка помогает выявить возможные психологические и неврологические проблемы. Во взрослой жизни человек с высоким эмоциональным интеллектом испытывает меньше трудностей на работе, имеет высокую стрессоустойчивость и психологическую гибкость.
3. У ребёнка не возникает проблем в общении со сверстниками, т. к. он понимает их состояние даже в момент конфликта, может сопереживать и проявлять социальную чуткость.
4. Эмоциональный интеллект помогает не только найти друзей, но и держаться подальше от недоброжелателей. Анализируя чужие эмоции, ребёнок осознаёт намерения и мотивацию других людей. Следовательно, дети с высоким эмоциональным интеллектом обходят стороной плохие компании.
Признаки низкого эмоционального интеллекта :
• Частые капризы и истерики;
• Неспособность воспринимать критику в свой адрес;
• Отсутствие сочувствия даже при сильной физической боли и явном расстройстве собеседника (или персонажа в книге/фильме);
• Сильная подверженность чужому мнению;
• Низкая концентрация внимания;
• Неумение ответить на вопрос, что чувствуешь в тот или иной момент;
• Постоянное перекладывание ответственности за происходящее на других людей или обстоятельства;
• Избегание разговоров об эмоциях и конфликтных ситуациях;
• Проявление агрессии в спорах и ссорах, частые переходы на личности, использование оскорблений и унижений;
• Высокая тревожность и драматизация событий: небольшие неудачи воспринимаются как трагедии.
Как мы можем помочь ребенку в развитии эмоционального интеллекта?
1. Помогайте ребёнку определить собственные чувства.
2. Говорите о своих эмоциях. В целом, психологи не советуют скрывать от ребёнка свои эмоции, даже если они его не касаются. Проговаривайте вслух, что устали на работе, разозлились на начальника и т. д. Когда вам сложно объяснять эмоции на собственном примере, используйте игрушки ребёнка. Показывайте, как плюшевые медведи и зайцы радуются или переживают, обсуждайте, что они чувствуют. Ещё один вариант – рисовать явления природы или же лепить знакомых героев сказок и мультиков и наделять их эмоциями в процессе.
3. Не обесценивайте и не подавляйте эмоции.
4. Не игнорировать эмоции, не критиковать за них и не наказывать – это первые шаги в правильном воспитании. Однако не менее важно не только сопереживать, но и предлагать какие-то выходы из ситуации. Прежде всего, надо подтолкнуть ребёнка к пониманию, почему именно возникла та или иная эмоция (и к чему она может привести, а затем – к поиску лучшей формы для её выражения. Хороший родитель также должен помогать выходить за рамки негативных эмоций и переключаться на что-то хорошее. В конце концов, большинство эмоций сигнализирует именно о потребностях человека, будь то нужда во времени, заботе или одиночестве. Так что задача взрослого – помочь эту потребность реализовать или не допустить её появления в следующий раз.
Чтобы помочь ребёнку быстро понимать настроение и желание другого человека, используйте художественные произведения – книги и фильмы, в которых можно выявить положительных персонажей и злодеев, оценить их поведение и сопереживать им. Кроме того, некоторые произведения настраивают ребёнка на определённый эмоциональный лад своим сюжетом и общей атмосферой. Не забывайте также про живопись и музыку. Они не только вызывают разные эмоции, но и тренируют чувство прекрасного, формируют эстетический вкус.
Уважаемые родители, мы так предлагаем вам познакомиться с некоторыми видами игр, в которые вы можете поиграть с ребенком и дома.
Игра «Продолжи фразу»
Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.
Родители передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра – упражнение «Что я чувствую сегодня»
Суть игры заключается в том, чтобы каждый взрослый сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость, когда.». Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
Игра «Комплименты»
Суть игры заключается в том, чтобы говорить комплимент соседу справа. Тот кому адресован комплимент благодарит и проделывает то же самое.
Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Необходимо изобразить свое настроение в виде рисунка. Эмоции родителей оформляются в единый коллаж.
Заключительная часть:
Подводя итоги, хотелось бы прочитать стихотворение:
Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.
А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.
Это распашонки,
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.
Счастье это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.
Счастье это пяточки
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? да почему?
Счастье это санки,
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
«Почитай мне сказку»,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.
Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
Это наши дети!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_razvitii_emotsionalnogo_intellekta_rebyonka.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей в развитии эмоционального интеллекта ребёнка-дошкольника
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным и счастливым. В основе всего этого лежит одна из главных задач родителей-развитие эмоционального интеллекта детей.
Для начала давайте разберемся для чего нужно развивать эмоциональный интеллект :
1. Ребёнок учится выражать и объяснять даже такие сложные эмоции, как стыд, гнев, удивление или восхищение.
2. Своевременная работа с эмоциональным интеллектом ребёнка помогает выявить возможные психологические и неврологические проблемы. Во взрослой жизни человек с высоким эмоциональным интеллектом испытывает меньше трудностей на работе, имеет высокую стрессоустойчивость и психологическую гибкость.
3. У ребёнка не возникает проблем в общении со сверстниками, т. к. он понимает их состояние даже в момент конфликта, может сопереживать и проявлять социальную чуткость.
4. Эмоциональный интеллект помогает не только найти друзей, но и держаться подальше от недоброжелателей. Анализируя чужие эмоции, ребёнок осознаёт намерения и мотивацию других людей. Следовательно, дети с высоким эмоциональным интеллектом обходят стороной плохие компании.
Признаки низкого эмоционального интеллекта :
• Частые капризы и истерики;
• Неспособность воспринимать критику в свой адрес;
• Отсутствие сочувствия даже при сильной физической боли и явном расстройстве собеседника (или персонажа в книге/фильме);
• Сильная подверженность чужому мнению;
• Низкая концентрация внимания;
• Неумение ответить на вопрос, что чувствуешь в тот или иной момент;
• Постоянное перекладывание ответственности за происходящее на других людей или обстоятельства;
• Избегание разговоров об эмоциях и конфликтных ситуациях;
• Проявление агрессии в спорах и ссорах, частые переходы на личности, использование оскорблений и унижений;
• Высокая тревожность и драматизация событий: небольшие неудачи воспринимаются как трагедии.
Как мы можем помочь ребенку в развитии эмоционального интеллекта?
1. Помогайте ребёнку определить собственные чувства.
2. Говорите о своих эмоциях. В целом, психологи не советуют скрывать от ребёнка свои эмоции, даже если они его не касаются. Проговаривайте вслух, что устали на работе, разозлились на начальника и т. д. Когда вам сложно объяснять эмоции на собственном примере, используйте игрушки ребёнка. Показывайте, как плюшевые медведи и зайцы радуются или переживают, обсуждайте, что они чувствуют. Ещё один вариант – рисовать явления природы или же лепить знакомых героев сказок и мультиков и наделять их эмоциями в процессе.
3. Не обесценивайте и не подавляйте эмоции.
4. Не игнорировать эмоции, не критиковать за них и не наказывать – это первые шаги в правильном воспитании. Однако не менее важно не только сопереживать, но и предлагать какие-то выходы из ситуации. Прежде всего, надо подтолкнуть ребёнка к пониманию, почему именно возникла та или иная эмоция (и к чему она может привести, а затем – к поиску лучшей формы для её выражения. Хороший родитель также должен помогать выходить за рамки негативных эмоций и переключаться на что-то хорошее. В конце концов, большинство эмоций сигнализирует именно о потребностях человека, будь то нужда во времени, заботе или одиночестве. Так что задача взрослого – помочь эту потребность реализовать или не допустить её появления в следующий раз.
Чтобы помочь ребёнку быстро понимать настроение и желание другого человека, используйте художественные произведения – книги и фильмы, в которых можно выявить положительных персонажей и злодеев, оценить их поведение и сопереживать им. Кроме того, некоторые произведения настраивают ребёнка на определённый эмоциональный лад своим сюжетом и общей атмосферой. Не забывайте также про живопись и музыку. Они не только вызывают разные эмоции, но и тренируют чувство прекрасного, формируют эстетический вкус.
Уважаемые родители, мы так предлагаем вам познакомиться с некоторыми видами игр, в которые вы можете поиграть с ребенком и дома.
Игра «Продолжи фразу»
Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.
Родители передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра – упражнение «Что я чувствую сегодня»
Суть игры заключается в том, чтобы каждый взрослый сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость, когда.». Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
Игра «Комплименты»
Суть игры заключается в том, чтобы говорить комплимент соседу справа. Тот кому адресован комплимент благодарит и проделывает то же самое.
Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Необходимо изобразить свое настроение в виде рисунка. Эмоции родителей оформляются в единый коллаж.
Заключительная часть:
Подводя итоги, хотелось бы прочитать стихотворение:
Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.
А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.
Это распашонки,
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.
Счастье это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.
Счастье это пяточки
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? да почему?
Счастье это санки,
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
«Почитай мне сказку»,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.
Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
Это наши дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитии эмоциональной сферы ребёнка
Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций у ребёнка.Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций ребён...
Памятка для родителей. Приемы развития эмоционального интеллекта.
Советы родителям по развитию эмоционального интеллекта у детей....
Формы работы с детьми и родителями по развитию эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект- это способность человека различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциями и своих партнеров по общению.Эмоциональный интеллект включает в себя самопознание, ...
"Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольника"
Учебно - методический вебинар по теме: "Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольника"...
Памятка для родителей «Стимулирование развития эмоционального интеллекта дошкольников»
Информация для родителей...
Презентация по теме "Развитие эмоционального интеллекта ребёнка"
Представлен материал по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного и младшегошкольного возраста. Практический материал представлен для использования и изучения родителями и для педагогов-пси...
Межличностное общение как условие развития эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста
Межличностное общение как условие развития эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который в начале XX века ...