Краткосрочный проект в подготовительной группе: «Непокоренный Ленинград»
проект (старшая группа)

Кухтей Галина Васильевна

Формирование патриотизма  - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. С целью реализации патриотического направления, заложенного в ФОП ДО и ФГОС ДО, в комплексно – тематическое планирование  детского сада работы с детьми была добавлена новая тема недели «Блокада Ленинграда». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepokorennyy.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Кухтей Галина Васильевна

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 8

комбинированного вида»

Краткосрочный проект в подготовительной группе:

«Непокоренный Ленинград»

Введение.

Формирование патриотизма - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. С целью реализации патриотического направления, заложенного в ФОП ДО и ФГОС ДО, в комплексно – тематическое планирование детского сада работы с детьми была добавлена новая тема недели «Блокада Ленинграда». В рамках данной недели был проведен проект «Непокоренный Ленинград». Патриотизм имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Любовь к Родине укрепляется на основе возвышающих чувств патриотизма, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Духовно-нравственный и социокультурный компоненты - основа этого развития. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января 2024 года наша страна отмечает 80-тилетие снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Очень важно, чтобы эта, такая важная дата для нашей страны, не прошла мимо детей, а оставила память в сердце каждого маленького патриота. Таким образом было принято решение о создании данного проекта.

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Анализ ситуации

Сохранение памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в победу над фашизмом, с годами приобретает все большее значение – на фоне явного угасания памяти о войне. Формирование знаний о героических событиях во время Великой Отечественной войны сегодня является одним из важнейших аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения.

Проблема

Во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что очень мало. Так же у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая значение социально-личностного развития и заинтересованность детей, считаю, что крайне необходимо показать и подробнее рассказать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, связанного с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.

Задачи проекта:

Для детей:

- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда.

- Обогащать словарный запас детей. Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка».

- Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда.

- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Для родителей:

- Привлечение родителей к участию в практической работе по проекту

Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.

Участники проекта Воспитатель- Кухтей Г.В., музыкальный руководитель - Лыхенко Н.П., Учитель-логопед Трушникова А.Г., дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Сроки реализации : с – по

И вот мы подошли к этапам реализации проекта

  1. Подготовительный этап.

-разработка содержания проекта, составление плана работы;

-подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);

-оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику.

-подбор материалов для ОД;

-организация экскурсии в музей;

- разработка итоговых мероприятий.

II. Основной этап.

Познавательно-исследовательская

Опыты и эксперименты, поисковая и исследовательская деятельность: Рассматривание карты блокадного Ленинграда

Развивающие игры, дидактические игры:

Беседы: с детьми о городе Санкт-Петербурге – Ленинграде, «Дорога жизни», «Хлебные карточки»

Беседа с детьми на тему: Знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга. Познакомить с памятниками города, посвящённые этим дням.

Дидактическая игра - «Защитники Отечества» - закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии;

Рассматривание иллюстраций пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.

Рассматривание и чтение рассказов по теме: «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и В.Суслов.

Демонстрация презентации «Блокадный Ленинград».

ОД Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ.

Задачи: -знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде.

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

-пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.

-пробуждать нравственные качества личности.

-способствовать развитию памяти, логического мышления.

ОД Тема: «Дорога Жизни».

Задачи: -расширить представление детей о блокадном городе. Познакомить с понятием «Дорога жизни».

-воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.

ОД «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширение знаний детей об истории блокадного Ленинграда,

о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

  1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
  2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
  3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Развитие речи. Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение художественной литературы по теме проекта : Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его

твердом слове», «Горячий камень», «Сергей Иванович и Таня» В.Панова, «Кочерыжка» В. Осеева, «Мешок овсянки» А. Митяев, «Дорога жизни» автор Ходза.

Беседы: Дети, оставшиеся в Ленинграде», «Странный дуэт», «Таня Савичева», «Все это называется — блокада», «Не уйду, пока не выполню норму!»

Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни» и д.р. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

Рассматривание иллюстраций по теме: «Город Ленинград», «Война», «Блокада»;

Конкурс чтецов: «Блокада Ленинграда»

Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др. виды игр. Коммуникативная.

Просмотр фильмов и мультфильмов о блокаде: «Воробушек», «Шарфик», «Один день в блокадном Ленинграде»;

Экскурсии: в библиотеку по теме «Блокадный Ленинград», в музей в зал Боевой Славы.

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Мы моряки»

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения: «Кто такой герой?», «Смелость», «Отважность».

Ситуативный разговор : «Что такое героизм».

Пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы»

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин на тему «Город Ленинград», «Война», «Блокада»;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Наблюдение. Дежурство по столовой, трудовые поручения. Знакомство с трудом взрослых, формирование уважения к труду взрослых.

Конструирование. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Конструирование из бумаги «оригами» - «Журавлики».

Лепка: памятник «Вечный огонь».

Аппликация «Блокадная ласточка».

Рисование: «Цветок жизни», «Блокадное кольцо»

Музыка: музыка военных лет, песни - «Катюша», «Ладога, родная Ладога», знакомство с симфонией Д. Шостаковича «7» (тема фашизма).

Двигательная деятельность

Утренняя оздоровительная гимнастика: «Защитники Отечества», «Мы — моряки»

Пальчиковые игры. «Бойцы молодцы»

Подвижные игры: «Летчики», «Сапёры»

Физкультминутки: « Как солдаты на параде…»

Спортивный праздник «Ленинградская спартакиада», посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок: выставка книг- «Дорога жизни» автор Ходза, «Сергей Иванович и Таня» В.Панова, «Девятьсот дней мужества» В.Воскобойников, «Оружие для победы» В.Воскобойников.

Центр продуктивной деятельности: Цветная бумага для изготовления цветов, пластилин, цветные карандаши, краски, кисточки для рисования.

Атрибуты для сюжетно- ролевых игр.

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Консультация для родителей: «Блокада города Ленинграда».

Буклеты: «Блокада Ленинграда», «Ладога – дорога жизни»,

Стенгазета: «Минувших лет святая память»

III.Заключительный этап.

Воспитатель-родитель-дети

-выставка детских рисунков на тему «Блокада Ленинграда».

-патриотическая акция «Непокоренный Ленинград» (дети раздавали буклеты жителям города Исилькуль).

-возложение цветов к мемориалу

-экскурсия в краеведческий музей, посещение зала Боевой Славы.

Размещение информации на официальном сайте ДОУ. Досуг «Ни кто не забыт – ничто не забыто!»

Оценка результатов проекта

В результате проведенной работы дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность. Усвоили знания о блокаде Ленинграда и ее значении в победе в Великой отечественной войне. Дети познакомились с подвигами участников войны, смогли понять значимость мира на Земле. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно – ролевых, подвижных играх. Родители оценили значение нравственно – патриотического воспитания и проявили интерес в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.

Критерии и показатели эффективности проекта

В ходе реализации проекта усовершенствовались следующие навыки детей:

- видеть проблему

- задавать вопросы

- классифицировать

- наблюдать

- делать выводы и умозаключения.

Дети познакомились с новыми понятиями: «Дорога жизни», блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, монумент, мемориал, оборона, «Цветок жизни», хлебные карточки, блокадное кольцо и т.д. Укрепились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса.

Описание достигнутых или предполагаемых результатов

- Сформировано понимание детьми подвига людей. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами. Сформировано умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

-Повышен уровень практических умений детей в художественном творчестве.

- В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.

- Родители приняли активное участие в проекте.

- Установлен социально-коммуникативный контакт между детьми, родителями и воспитателями.

Заключение и перспективы.

Работа в рамках проекта «Непокоренный Ленинград» получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка. На основе чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению. В результате проведенного проекта была достигнута поставленная цель и осуществлены все задачи. Дети на всех этапах принимали активное участие, родители поддерживали детей, осуществляли материальную поддержку. Дети стали гордиться своей историей и тем, что они живут в стране, которая не покорилась фашизму. Поняли, за что назван Ленинград городом – героем. Дети с чувством участвовали в беседах, в различных мероприятиях, проводимых в рамках проекта. Они многое узнали для себя об истории города Санкт - Петербурга, о его людях, их подвигах, людях, которые пережили блокаду. И, конечно, разговор на заданную тему не будет последним. Мы будем к нему возвращаться, чтобы дети не забывали важные этапы истории родной страны. Этот проект может быть интересен воспитателям старших групп. Подобранный материал можно использовать для проведения занятий и мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Первые цветы".

Краткосрочный проект  в подготовительной группе на тему "Первые цветы"....

Проект в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»

Проект для подготовительной группы...

Проект в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"

Цель проекта:    Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Задачи проекта:1. Ра...

Проект в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солд...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)...

Краткосрочный проект в подготовительной группе к 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда

27 января день снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города, Санкт- Петербурга потому, что раньше его называли Ленинградом. Много лет тому назад, когда нас ещё не б...