Доклад «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
учебно-методический материал
Доклад педагога на тему "Детское экмпериментирование- средство интеллектуального развития дошкольников."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей.
(д/с «Улыбка»)
Доклад «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
Составил воспитатель: Карпова
Анна Петровна
Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие дошкольников, являются источником любопытства и первой ступенькой мира.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем?)
Цель поисково – экспериментальной деятельности дошкольников:
- Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать интерес к поисковой деятельности;
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- Развивать личностные свойства: целеустремленность настойчивость, решительность;
- Обогащать сознание содержательно упорядочными сведениями о мире.
В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- Принцип интеграция – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и самообразование, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).
Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем- то проблема или просьба. Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требует специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на то момент, когда дети увидели что – то интересное);
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.
В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:
- Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать;
- Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому по многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить в ранг традиционных;
- За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.
Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:
Для детей 2 – 3 лет:
- Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус);
- Развивать память, внимание, мышление, речь;
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познание причины и т.д.
Для детей 3 -5 лет:
- Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы;
- Развивать познавательную активность.
Для детей 5 – 7 лет:
- Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий;
- Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- Предлагает возможные решения;
- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- Применяет выводы к новым данным;
- Делает обобщения.
Из этого складывается структура детского экспериментирования: проблемная ситуация, целеполагание (что нужно сделать), выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается), проверка предложения (отбор нужных средств, реализация в действии), подтвердилось – не подтвердилось, формулирование выводов, возникновение новой гипотезы (как получилось, предложения), реализация в действии (подтвердилось), формулирование выводов (как получилось).
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, детское экспериментирование – это не изолированный от других видов деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Исследовательская деятельность является одним из этапов метода проекта. Мы ставим проблему и намечаем стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со взрослыми, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Нами делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Задача воспитателя – поддержать это интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронка, вода, песок, стаканчики, нитки и т.д.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Воспитатель имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов: пробирки, спиртовка, стекло. Он собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников.
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников....
Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников
Работа с детьми по исследовательской деятельнсти....
«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
Выступление на семинаре - практикуме:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов«Путешествие Маши и Медведя»(средн...
ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников
Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...
консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....