Доклад «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
учебно-методический материал

Карпова Анна Петровна

Доклад педагога на тему "Детское экмпериментирование- средство интеллектуального развития дошкольников."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей.

(д/с «Улыбка»)

Доклад «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Составил воспитатель: Карпова

Анна Петровна

Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие дошкольников, являются источником любопытства и первой ступенькой мира.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем?)

Цель поисково – экспериментальной деятельности дошкольников:

- Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать интерес к поисковой деятельности;
  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;
  • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность настойчивость, решительность;
  • Обогащать сознание содержательно упорядочными сведениями о мире.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

- Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

- Принцип интеграция – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и самообразование, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем- то проблема или просьба. Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требует специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на то момент, когда дети увидели что – то интересное);

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.

В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:

- Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать;

- Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому по многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить в ранг традиционных;

- За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.

Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:

Для детей 2 – 3 лет:

  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус);
  • Развивать память, внимание, мышление, речь;
  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познание причины и т.д.

Для детей 3 -5 лет:

  • Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы;
  • Развивать познавательную активность.

Для детей 5 – 7 лет:

  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий;
  • Поощрять оригинальность и выразительность решений.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  2. Предлагает возможные решения;
  3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  5. Применяет выводы к новым данным;
  6. Делает обобщения.

Из этого складывается структура детского экспериментирования: проблемная ситуация, целеполагание (что нужно сделать), выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается), проверка предложения (отбор нужных средств, реализация в действии), подтвердилось – не подтвердилось, формулирование выводов, возникновение новой гипотезы (как получилось, предложения), реализация в действии (подтвердилось), формулирование выводов (как получилось).

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;

- личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, детское экспериментирование – это не изолированный от других видов деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Исследовательская деятельность является одним из этапов метода проекта. Мы ставим проблему и намечаем стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со взрослыми, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Нами делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Задача воспитателя – поддержать это интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронка, вода, песок, стаканчики, нитки и т.д.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Воспитатель имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов: пробирки, спиртовка, стекло. Он собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников.

Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников....

«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Выступление на семинаре  - практикуме:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов«Путешествие Маши и Медведя»(средн...

ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....