ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников
методическая разработка на тему
Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ:
1. Методическая неделя в период с 09.10.-13.10.2017г.
2. Просмотр открытой НОД – Морозова В.А., старшая группа №6.
3.Консультация для педагогов: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
4.Консультация для родителей «Воспитание любви к природе».
7.Тематический контроль: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ».
8.Оформление центра для родителей: папки-передвижки, консультации по данному направлению..
9. Проведение смотра-конкурса « Лучший лэпбук по экологии».
10.Памятка для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности».
11. Домашнее задание - подготовить краткое сообщение об использовании форм и методов исследовательской работы с детьми (занятия и исследовательской деятельности, беседы, игры, проблемные ситуации, наблюдения и т.д.).
Повестка дня:
1. Актуальность темы./ Заведующий МБДОУ Дс№19 О.В.Юрец.
2. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ». /Старший воспитатель Я.В.Симонян.
3.Итоги смотра – конкурса «Лучший лэпбук по экологии». /Старший воспитатель Я.В.Симонян
4. «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» / Сообщение воспитателя гр.№6 Курочкина Т.А.
5. Освещение итогов работы над методической неделей на тему «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников» по группам (воспитатели всех групп) .
6. Практическая часть. / Старший воспитатель Я.В.Симонян
7.Проект и решение педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_k_26.10.2017g.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №1.
ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников».
Дата проведения: 26.10.2017года
Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ:
1. Методическая неделя в период с 09.10.-13.10.2017г.
2. Просмотр открытой НОД – Морозова В.А., старшая группа №6.
3.Консультация для педагогов: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
4.Консультация для родителей «Воспитание любви к природе».
7.Тематический контроль: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ».
8.Оформление центра для родителей: папки-передвижки, консультации по данному направлению..
9. Проведение смотра-конкурса « Лучший лэпбук по экологии».
10.Памятка для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности».
11. Домашнее задание - подготовить краткое сообщение об использовании форм и методов исследовательской работы с детьми (занятия и исследовательской деятельности, беседы, игры, проблемные ситуации, наблюдения и т.д.).
Повестка дня:
1. Актуальность темы./ Заведующий МБДОУ Дс№19 О.В.Юрец.
2. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ». /Старший воспитатель Я.В.Симонян.
3.Итоги смотра – конкурса «Лучший лэпбук по экологии». /Старший воспитатель Я.В.Симонян
4. «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» / Сообщение воспитателя гр.№6 Курочкина Т.А.
5. Освещение итогов работы над методической неделей на тему «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников» по группам (воспитатели всех групп) .
6. Практическая часть. / Старший воспитатель Я.В.Симонян
7.Проект и решение педагогического совета.
Ход педсовета.
1.Актуальность данной темы. Заведующий МБДОУ Дс№19 О.В.Юрец.
«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно
решать их.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
Детское экспериментирование - необходимое условие развития личности ребенка.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
2. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ». Старший воспитатель Я.В.Симонян.
Приложение №1.
3.Итоги смотра – конкурса «Лучший лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников». Старший воспитатель Я.В.Симонян.
Приложение №2.
4. «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» / Сообщение воспитатель средней гр.№6 Курочкина Т.А.
«Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников». Морозова В.А.
5. Освещение итогов работы над методической неделей на тему «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников» по группам (воспитатели всех групп) .
Предлагаю заслушать, как проводится работа по опытно-исследовательской деятельности в группах детского сада.
Отчет воспитателей:
Группа раннего возраста – Шупер Н.В.
1младшая группа – Ильиных С.П.
2младшая группа №2 – Келлер Д.К., Акимова Т.П.
Средняя группа №5 – Шевченко Е.П., Курочкина Т.А.
Старшая группа №4 – Журавлева И.Н.
Старшая группа №6 – Морозова В.А., Каюмова М.И
Подготовительная к школе группа №7 –Усова Л.И.
6. Практическая часть./ Старший воспитатель Я.В.Симонян .
Детское экспериментирование это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др.
Элементарное экспериментирование начинается с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг.
- Уважаемые коллеги, прошу вас познакомится с памяткой на тему «Организация опытно - экспериментальной деятельности».
- Также обратить внимание на консультацию по теме «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.
А что означает слово эксперимент?
Это слово произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт.
Современный словарь иностранных слов содержит определение: эксперимент — это
1.Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
2.Вообще опыт, попытка осуществить что-либо.
Одним из условий, стимулирующим познавательную активность является развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому у нас в группах оборудованы мини лабораторию (центр науки). Центр науки (экспериментирования?. Что хранится в центре науки?
Слайд №5. В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены:
- - место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
- - место для приборов;
- - место для хранения материалов (природного, «бросового»);
- - место для проведения опытов;
- - место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
(Слайд 6) . Компоненты центра экспериментирования (центра науки)
- - Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы, коллекции и т. д.)
- - компонент оборудования (приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары, некоторые пищевые продукты - масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.)
- - Стимулирующий компонент (правила работы с материалами; персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов; карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"; и т. д.)
Слайд №7. Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- содержательно – насыщен,
- доступность расположения.
- (Слайд 7) В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
- • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
- • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
- • Проявляют интерес к познавательной литературе;
- • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
- • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
- • Применяют свои знания в жизни.
- Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Решение педагогической ситуаций
- Педагогическая ситуация № 1
Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.
Вот некоторые рассказы детей:
- Когда я шел, - говорит мальчик, - видел солнце. Оно большое, красное.
Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
- Я видела красивые деревья, на них иней.
- Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
- Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, - говорит Лена.
- Молодец, Леночка, - сказала воспитательница, - красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится...
Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.
1. С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад?
- В чем проявилась у детей любовь к природе?
- Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?
- Педагогическая ситуация №2
Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:
- Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».
Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.
- Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.
Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.
- Он пахнет хорошо, - продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно.
Показала детям бутон:
- Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать.
Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.
- Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией?
- Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?
Новая форма познания у детей 4-5 лет.
(Способны понимать слово воспитателя без наглядности).
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)
- И.И. Шишкин « Рожь »;
- И.И. Левитан « Золотая осень »;
- К. Коровин « Зима »;
- И.И. Шишкин « На севере диком »;
А.И. Куинджи « Берёзовая роща
- А.К. Саврасов « Оттепель »;
- И.И. Шишкин « Утро в сосновом лесу ( Медведи ) »
- Е.Е.Волков « Октябрь »
- И.И. Левитан « Март »;
- А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
Видео презентация – вопросы детей по экологии:
- Где бывают реки без воды. Города, без домов? (на карте)
- Отчего утка плавает? (от берега)
- Сосновый лес по-другому можно назвать? (сосняк, сосновый бор)
- Дубовый лес (дубрава)
- Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон (змея)
- Почему после дождя воздух чище? (дождевые капли уносят с собой пыль и микроорганизмы, которые носились в воздухе).
Объяснялки
Лаборатория
Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате.
Эксперимент
Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что- нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают.
Океанолог
Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах
Вулканолог
Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить
Природоохранные знаки – собрать пазлы, и озвучить что означает каждый знак.
- Вот и подошла к концу наша практическая часть, подводя итог нашего педагогического совета, хочется сказать о том, что человек разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Природа – дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. В силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.
Земля наш родной и единственный дом,
Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!
Планету Земля сохранить мы должны,
Иначе просто не будет Земли!
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский Василий Александрович.
7.Проект и решение педагогического совета.
1.По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по экологическому воспитанию детей удовлетворительной.
2.Педагогам всех возрастных групп в работе с детьми, как в организованной деятельности, так и в свободной чаще использовать совместные с детьми опыты, эксперименты.
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок постоянно
3.Планировать и проводить прогулки и экскурсии в природу с детьми средней, старшей, подготовительных групп.
Ответственные: воспитатели средней, старшей, подготовительной к школе группы. Срок постоянно.
4. Вести систематически дневники наблюдений.
Ответственные: воспитатели старших групп. Срок постоянно
5. Разработать рекомендации на тему «Игры с песком» по созданию песочной терапии.
Ответственные: старший воспитатель . Срок: 20 ноября 2017года.
6. Согласно разработанной рекомендации в группах создать инновационный материала для творческих и развивающих игр — кинетический песок.
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: апрель 2018года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников.
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников....
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...
Обобщение педагогического опыта по теме "Влияние игр на интеллектуальное развитие дошкольников"
Представленный материал по обобщению опыта будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам....
консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....