Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_formirovanii_kulturno.docx | 576.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 4
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Консультация для родителей на тему:
«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Воспитатели:
Кочнева Н.В.
Чапурина Я.Ю.
г. Санкт-Петербург
2017 г.
Работа с родителями
Консультации для родителей
Консультация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т. д.
Ребенку, чтобы овладеть этими навыками требуется много усилий. Для малыша это очень непросто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, зашнуровать ботинки – шнурки все время путаются, застегнуть пуговицу – она не как не попадает в петлю! А взрослые предъявляют много требований.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки -одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознает.
Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.
По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. Усвоенные культурно – бытовые навыки обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.
Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Мы стараемся использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов.
Например:
Во время умывания:
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико»
Для пробуждения:
Солнце светит:
Где тут дети?
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!»
Во время одевания:
Застегнём застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки»
Для чтения перед завтраком:
У пушистой белочки
Орехи на тарелочке.
У котёнка и щенка
Два стакана молока,
У мышонка вкусный сыр,
У лисы густой кефир.
У зайчат печенье,
У пчелы варенье.
А в тарелку нашу
Мы положим кашу!
Во время приёма пищи:
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Во время мытья рук перед обедом:
Руки мы помоем дружно.
Это важно, это нужно.
Только с чистыми руками
Мы за стол садимся сами.
Ложкой-вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча, весело едим.
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Ведь обедать надо нам!
Перед сном:
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.
Для знакомства с телом:
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки – все хватать-хватать.
или
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко.
Олени, олени, Аню хвать за колени.
Песик, песик, Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот.
Оса, оса, Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.
Таким образом, фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию.
То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Именно поэтому мы предлагаем Вам в повседневной жизни, общаясь с малышом, использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей по теме "Используем фольклор для воспитания культурно гигиенических навыков"
В статье представлены советы родителям по привитию и воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, и о положительном влиянии народного фольклора, для развития этих ...
Консультация для родителей на тему: "Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"
С примерами дидактических игр...
Консультация для родителей на тему: «Роль адаптации в сохранении физического и психического здоровья детей раннего возраста»
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;Работа с детьми;Работа...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Материал может быть использован педагогами ДОУ для работы с родителями....
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему: " Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"
Консультация для родителей: "Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Подвижные игры как средство развития двигательных умений и навыков у детей раннего возраста»...
- Мне нравится (1)