Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Елена Михайловна Майстренко

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста всегда являлось приоритетной задачей дошкольного образования. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования в сфере коммуникации. При этом дети зачастую находятся в условиях, не способствующих полноценному развитию у них коммуникативных навыков. Многие испытывают дефицит живого общения, как с родителями, так и со сверстниками. Кроме того, свое негативное воздействие на развитие активной речи у дошкольников оказывают частый просмотр мультфильмов и компьютерные игры.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков младших дошкольников не всегда связан с речевыми проблемами. Настоящей тенденцией современного времени стало появление детей, хорошо владеющих речью, но при этом имеющих слабо развитые коммуникативные навыки. Это дети, которыми с рождения занимаются, их развивают, но они лишены возможности полноценного общения со сверстниками. Уделяя большое внимание эрудиции ребенка, родители не всегда заботятся о развитии его внутреннего «я», не учат тому, что вокруг существует множество людей со своими особенностями и потребностями. Эти дети имеют хорошую память, обширный словарный запас, но они не способны полноценно участвовать в совместных играх, не знают, как выстроить отношения со сверстниками, не умеют общаться.

Основным направлением эффективности работы по проблеме сотрудничества с семьёй является создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС для детей младшего дошкольного возраста:

- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- Организация сюжетных игр;

- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- Игры с моделированием;

- Литература и игра (чтение).

Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом.

Задачи для достижения поставленной цели:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.

2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.

3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.

4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.

 

Контакт  ребенка с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми можно установить именно в игре. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

 

С помощью этих игр у детей:

 

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

 

Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила.

На занятиях психогимнастикой дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможность для самовыражения. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Важное средство развития навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. 

 

Игры, направленные на формирование навыков общения у детей младшего возраста:

«Ой, лады».

Цель: воспитывать добрые отношения друг к другу. Воспитатель и малыши поизносят слова и выполняют действия:

- Лады-лады-ладушки, (Хлопают в ладоши.)

Мы пекли оладушки, (Имитируют действие)

 Маслом поливали (Указательным пальцем водят по ладошке,)

Деток угощали...(Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками)

 Тане два, Ване два и.. (воспитатель называет свое имя) тоже два)

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья! (Все дружно хлопают в ладоши.)

 

«Паровозик».

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников: действовать по показу и словесной инструкции. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей: - Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс - вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс. После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

 

«Дракончик ловит свой хвост» - отличная коммуникативная игра для детей. Она способствует сплочению группы. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона), остальные крепко держатся друг за друга.

 

«Дотронься ласково».

Цель: учить детей включаться в разные формы коммуникации. Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» Затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Игра предполагает несколько вариантов - можно дотрагиваться до руки, до носа.

 

«Ласковый ребенок».

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму - вот так». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» Игра повторяется несколько раз.

 

«Солнечный лучик».

 Цели: развивать тактильные ощущения. Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки: Солнечный лучик коснулся руки,

 Я попрошу его: «Ты не беги!

Ты посиди на ладошке моей.

 Вместе нам будет с тобой веселей».

 

«У кого какая игрушка

 Цель: учить делиться игрушками. Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

 Встали дети в круг, в круг

Кулачками стук-стук

 Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали!

Такие игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста всегда являлось приоритетной задачей дошкольного образования. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования в сфере коммуникации. При этом дети зачастую находятся в условиях, не способствующих полноценному развитию у них коммуникативных навыков. Многие испытывают дефицит живого общения, как с родителями, так и со сверстниками. Кроме того, свое негативное воздействие на развитие активной речи у дошкольников оказывают частый просмотр мультфильмов и компьютерные игры.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков младших дошкольников не всегда связан с речевыми проблемами. Настоящей тенденцией современного времени стало появление детей, хорошо владеющих речью, но при этом имеющих слабо развитые коммуникативные навыки. Это дети, которыми с рождения занимаются, их развивают, но они лишены возможности полноценного общения со сверстниками. Уделяя большое внимание эрудиции ребенка, родители не всегда заботятся о развитии его внутреннего «я», не учат тому, что вокруг существует множество людей со своими особенностями и потребностями. Эти дети имеют хорошую память, обширный словарный запас, но они не способны полноценно участвовать в совместных играх, не знают, как выстроить отношения со сверстниками, не умеют общаться.

Основным направлением эффективности работы по проблеме сотрудничества с семьёй является создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС для детей младшего дошкольного возраста:

- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- Организация сюжетных игр;

- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- Игры с моделированием;

- Литература и игра (чтение).

Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом.

Задачи для достижения поставленной цели:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.

2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.

3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.

4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.

Контакт  ребенка с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми можно установить именно в игре. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

С помощью этих игр у детей:

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила.

На занятиях психогимнастикой дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможность для самовыражения. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Важное средство развития навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. 

Игры, направленные на формирование навыков общения у детей младшего возраста:

«Ой, лады».

Цель: воспитывать добрые отношения друг к другу. Воспитатель и малыши поизносят слова и выполняют действия:

- Лады-лады-ладушки, (Хлопают в ладоши.)

Мы пекли оладушки, (Имитируют действие)

 Маслом поливали (Указательным пальцем водят по ладошке,)

Деток угощали...(Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками)

 Тане два, Ване два и.. (воспитатель называет свое имя) тоже два)

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья! (Все дружно хлопают в ладоши.)

«Паровозик».

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников: действовать по показу и словесной инструкции. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей: - Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс - вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс. После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Дракончик ловит свой хвост» - отличная коммуникативная игра для детей. Она способствует сплочению группы. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона), остальные крепко держатся друг за друга.

«Дотронься ласково».

Цель: учить детей включаться в разные формы коммуникации. Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» Затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Игра предполагает несколько вариантов - можно дотрагиваться до руки, до носа.

«Ласковый ребенок».

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму - вот так». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» Игра повторяется несколько раз.

«Солнечный лучик».

 Цели: развивать тактильные ощущения. Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки: Солнечный лучик коснулся руки,

 Я попрошу его: «Ты не беги!

Ты посиди на ладошке моей.

 Вместе нам будет с тобой веселей».

«У кого какая игрушка

 Цель: учить делиться игрушками. Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

 Встали дети в круг, в круг

Кулачками стук-стук

 Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали!

Такие игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Данный материал является авторской разработкой и может быть использован педагогами в работе по развитию коммуникативных способностей....

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы....

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк» как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:Учить детей выполнять несколько действий с одним предметом.Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью; способствовать развитию ре...

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Цель данной статьи состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации....