Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Данный материал является авторской разработкой и может быть использован педагогами в работе по развитию коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_diagnostirovaniya_kommunikativnyh_sposobnostey_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Абрамова Лариса Вячеславовна,
воспитатель МДОУ детский сад № 38 «Искорка»,
В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.
Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.
Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.
В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:
- Доступность
- Надежность
- Однозначность
- Валидность
В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:
- Желание вступать в контакт
- Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.
В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.
В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:
- Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.
- Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
- Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
- Совместные игры детей на прогулке.
Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
- Нужно ли делиться игрушками с детьми?
- Ты всегда стараешься так поступать?
- Почему?
- Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
- Почему?
- Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
- Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
- Как нужно попросить взрослого о помощи?
- Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:
- Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
- Умение организовать общение:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 - 18 баллов
Средний уровень – 10 - 14 баллов
Низкий уровень – 6 - 9 баллов
Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.
Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»
№ п/п | Ф.И. ребенка | Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении со сверстниками | Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении с взрослыми | |||||
Желание вступать в контакт | Умение организовать общение | Знание норм и правил в общении | Желание вступать в контакт | Умение организовать общение | Знание норм и правил в общении | Общий балл | ||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы....
Доклад на тему: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк» как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Программное содержание:Учить детей выполнять несколько действий с одним предметом.Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью; способствовать развитию ре...
«Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки и начальной спортивной специализации (тренировочный этап 1 и 2 г.о.) по прыжкам на батуте»
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени нап...
"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"
1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр, на...
Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста всегда являлось приоритетной задачей дошкольного образования. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования в сф...