Доклад на научно-практическую конференцию воспитателей
методическая разработка (младшая группа)
Дидактические игры как элемент системно-деятельностного подхода при реализации фгос
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Грачев Куст
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул. Центральная 19.
“Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода
при реализации ФГОС”
Подготовил воспитатель: Казакова Дарья Алексеевна Стаж-4 года Образование-педагогическое высшее Категория- |
с. Грачев Куст-2024г.
Введение
Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей. Она сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность.
Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Игра является и средством обучения.
Сегодня я хочу поговорить о дидактических играх как элементе системно-деятельного подхода при реализации ФГОС.
Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Дидактические игры помогают снять чувство усталости, раскрывают способности детей, их индивидуальность. Дидактические игры – это вид игр с правилами в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.
Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
Цель: Повышение эффективности воспитания и обучения детей разновозрастной группы от 1,6 до 4 лет через использования дидактических игр.
Задачи:
- способствовать обогащению игрового опыта ребенка;
- создание благоприятных возможностей для реализации ребенка и собственных игровых целей;
- выявление форм и способов игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
- обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий.
Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания в интересной для него форме.
Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться).
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС и ФОП, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Характерные особенности игры:
1. Игра – творчество.
2. Игра - труд.
3. Игра – (общение) путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей.
4. Игра – (отдых) средство, снимающее неприятные или запретные для личности ребенка переживания.
5. Игра – (учение) одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной степени самостоятельно приобретают новые знания.
Особенно важны игры на развитие в детях умения работать в команде и коллективе.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития.
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста, способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Работа с дидактическими играми в разновозрастной группе от 1,6 до 4 лет.
Игры с предметами. Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание, разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме). Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочно подчеркнутые в игрушке, материале свойства — цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.
Второй вид дидактических игр это настольно-печатный. Особенно любимые детьми игры.
В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках, например: “Домино”, “Лото”, “Чьи детки?”, “Найти тень” формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения).
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображенные на кубике.Чтобы поддерживать интерес детей к играм и формировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале : раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки. Тематическое лото с изображениями игрушек, профессий, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей. В играх я целенаправленно воздействую на детей, придумываю содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, я через игры сообщаю доступные возрасту малышей знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы (восприятие, мышление, речь и т. д.). Особенность игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Настольно-печатные игры на липучках способствуют развитию мелкой моторики, воображения, координации, внимания.
С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.
Дидактические игры используются не только в свободной деятельности с детьми, но также материалы можно использовать для проведения занятий по речевому развитию (сказки), по формированию целостной картины мира, художественно-эстетическому развитию, по формированию элементарных математических представлений.
Заключение.
Использование дидактических игр в нашей группе, положительно влияет на воспитанников.
- В игре у ребёнка появляется возможность реализовать личностный потенциал.
- В процессе игры формируется познавательная раскрепощенность воспитанников.
- Игра позволяет полноценно реализовать «ситуацию успеха» в воспитании.
Дидактическая игра – формирует самостоятельность у наших воспитанников, инициативность, коммуникативное общение, она создает равные условия в деятельности, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
Организуя игровое взаимодействие, соблюдаются следующие принципы:
1. Принцип развивающей деятельности (игра проводится не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом)
2. Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие (не пассивное созерцание со стороны, а включение каждого).
3. Принцип принятия ребенка как данность (признание за ребенком право на существование его таким, какой он есть, признание ценности его личности, вне зависимости от его успехов, развития, способностей).
4. Принцип доступности, повторяемости, постепенности (выполнения заданий идет от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному). Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что весьма важно для прочного усвоения знаний наших детей.
Таким образом, мы сделали вывод, что дидактическая игра углубляет и расширяет знания воспитанников. Является средством всестороннего развития ребенка, его интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива интересным содержание, способствует самоутверждению ребенка.
Считаю необходимым продолжить свою работу по данной теме:
- Оформлять (собирать) дидактические игры и упражнения с целью формирования методической копилки (в электронном виде), используя печатные издания, игры промышленного образца и изготовленные педагогами.
Дидактические игры оказывают влияние на:
- нравственное воспитание (формируют представления о бережном отношении к окружающему миру, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми).
- трудовое воспитание (бережное отношение к продуктам изготовленные своими руками).
- эстетическое воспитание (игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения). В играх дети раскрываются, учатся, воспитываются.
Игра помогает сплотить детский коллектив, включает воспитанников в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Список используемой литературы
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г.
4.Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
5.П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.Феникс, 2008г.
6. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста
Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...
Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста
из опыта работы с семьей...
Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.
Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...
Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"
Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...
Доклад областной научной - практической конференции VII Сахалинские Рождественские образовательные чтения: «Нравственные ценности и будущее человечества»
laquo;Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»...
Доклад в рамках научно-практической конференции "Кирилло-Мефодиевские чтения -2022" Докладчик: Грязнова Т. М. воспитатель МАДОУ №113 "Капитошка" г.Улан-Удэ
Аннотация: Материал даёт характеристику и описание программы по духовно-нравственному воспитанию «Дорогой Благодати», в статье рассматривается понятие и основные положения «дух...
Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023"
Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023: воспитание счастливого и успешного ребенка в ХХI ВЕКЕ», посвященной 145-ой годовщине со дня рождения...