Программа для детей 6-7 лет «Юный эколог»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Программа для детей 6-7 лет
«Юный эколог»
Автор- составитель:
Ваткевич Ю.Л.
г. Нижневартовск
Введение.
«Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей
Станет земля и богаче, и краше!»
Проблема взаимодействия человека с природой была всегда. Последние годы часто можно слышать: «Уберите человека от природы, и она восстановится сама». Привычка человечества- потреблять, оставляя взамен разрушения и мусор, постепенно уходит в прошлое. Пришло время, когда человек начинает понимать, что он является частью природы, начинает понимать законы природы. Если бы нам всем научиться жить в согласии с собой, природой, миром вокруг — как бы сильно изменился мир.
На смену подрастает новое поколение людей с сформированным экологическим сознанием. Дошкольное детство самое благоприятное время для развития экологической культуры будущей личности нашего общества. Именно в это время у детей формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности и единства с ней.
Мы - хранители нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Пришло время, когда человек начинает вспоминать, что он является частью этой природы, а не её хозяином! И охранять ее - наша главная цель!
Паспорт
Направление | Познавательно-исследовательское |
Наименование проекта | «Юный эколог» |
Автор- составитель проекта | Ваткевич Юлия Леонидовна |
Основание для разработки программы | Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 23.07. 2013) САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26 Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.) Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 гг. |
Актуальность темы проекта | Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы не можем жить без воздуха и воды. Всем нужен чистый воздух и чистая вода. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь и охранять. Но жизнь не стоит на месте, растёт инфраструктура, строятся многочисленные фабрики и заводы. Появляется всё больше машин. Ежедневно в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ. Реки и озёра загрязняются выбросами заводов и фабрик, вода становится не пригодной для использования. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам рек и озёр погибают растения. В большом объёме вырубают деревья. Для того чтобы сохранить природу, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Одна из актуальных проблем нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой, в отсутствии экологической культуры у людей. Современные дети растут в потребительском обществе, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к природе. Сформировать у детей знания о значении природы в жизни людей. Разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь и заботиться об окружающей природе не только нашего родного города, но и всей страны в целом. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. |
Участники проекта | Педагоги группы, дети и родители. |
Место проведения: | МАДОУ города Нижневартовска ДС №56 «Северяночка» группа №16 «Звёздочка» |
Вид проекта | Групповой. |
Тип проекта | Краткосрочный. |
Срок реализации проекта | 1.06.2024-31.08.2024 |
Цель проекта |
|
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Методы и форма работы с детьми по реализации проекта |
|
Материалы и оборудование |
|
Этапы реализации проекта | 1 этап. Организационно – подготовительный
2 этап. Основной – реализация проекта
3 этап. Заключительный.
|
Принципы и подходы к формированию программы
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Юный эколог» разрабатывалась с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.
Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
Принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип систематичности и последовательности, предполагает, что, усвоение учебного материала идет в определенном порядке, последовательности.
Ориентация на выше перечисленные принципы обучения дает основание предположить, что знания дошкольников будут глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
Перспективный план работы с детьми по проекту «Юный эколог».
(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)
Месяц | Неделя | Название мероприятия | Задачи мероприятия |
Июнь | 1 неделя 03.06.24-07.06.24 | Просмотр презентации: «Деревья нашего края» | Уточнить и расширить знания детей о значении деревьев в жизни человека. Дать представление о том, как человек может помочь деревьям. Воспитывать интерес к деревьям на территории детского сада, города. |
Беседа на тему «Как вести себя в природе». | Закрепить правила безопасного поведения в природе. Расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, рассказать о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и к своему здоровью. | ||
Чтение художественной литературы «Экологические сказки». | Формирование ценностного отношения к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова. | ||
2 неделя 10.06.24-14.06.24 | ООД на тему «Мастерская природы» | Вызвать у детей интерес к объектам, созданным природой, к их неповторимости. Обратить внимание на красоту и совершенство форм и линий. Подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник. | |
Рассматривание глобуса, карты. | Закрепить представления о том, что наша планета Земля больше чем наполовину состоит из воды. | ||
Чтение художественной литературы В. Бианки «Синичкин календарь» | Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | ||
3 неделя 17.06.24-21.06.24 | Просмотр презентации «Красная книга ХМАО- Югры» | Сформировать представление детей о Красной книге; Сформировать представления детей о животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории Югры. | |
ООД на тему «Машины и их выхлопные газы». | Закрепить знания детей о транспорте, их выхлопных газах и как можно улучшить обстановку в городе (транспорт без выхлопных газов, электромобили, экологическое топливо, озеленение города). | ||
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Летает, плавает, ползает», «Назови дерево, которое покажу», «Растения луга, сада, леса». | Развивать умение классифицировать объекты живой природы по одному из заданных признаков; закреплять представления детей о способах передвижения насекомых; развивать внимание, память; воспитывать интерес к живой природе. | ||
4 неделя 24.06.24-28.06.24 | ООД «Лесная аптека» | Способствовать формированию основ экологической культуры, элементов экологического сознания. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. | |
Опыты с воздухом: -Воздух и его свойства. - Воздух вокруг нас. -Может ли растение дышать? -Есть ли в воде воздух? -Есть ли в земле воздух? | Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей. | ||
Чтение художественной литературы Танасейчука «Экология в картинках» | Формирование ценностного отношения к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова. | ||
Июль | 1 неделя 01.07.24-05.07.24 | Беседа «Уголок природы в группе» | Закрепить знания детей о комнатных растениях (названия, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями). |
Рисование листовок «Береги природу». | Научить изображать эмблему на листовке на экологическую тему, формировать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе. | ||
Настольно-печатные игры «Лото»: «Насекомые», «Цветы». | Развивать умение классифицировать объекты живой природы по одному из заданных признаков; закреплять представления детей о способах передвижения насекомых; развивать внимание, память; воспитывать интерес к живой природе. | ||
2 неделя 08.07.24-12.07.24 | ООД «Земля- наш дом родной» | Способствовать расширению экологических знаний у детей. Воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности за все живое на нашей планете. | |
Словесные игры: «Закончи предложение» (вода нам нужна, чтобы….. чистый город-это…..) «Что вредно и полезно для природы, воды?», «Опасно — не опасно» | Закрепить у детей представления о том, что представляет опасность для окружающей нас природе. | ||
Рассматривание репродукции картин художников Шишкина И.И., Левитана И. И. | Познакомить детей с изобразительным искусством, развить художественное восприятие, научить эмоционально откликаться на произведение. Научить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. | ||
3 неделя 15.07.24-19.07.24 | ООД «Кому нужна вода?» | Уточнить представление детей в том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха. Уточнить представление детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней обитателей. Упражнять в установлении цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море. | |
Дидактическая игра «Сортируем мусор». | Закрепить знания детей о сортировке мусора при выбрасывании (пластик, бумага, стекло, метал, опасные отходы, ненужные вещи) | ||
Подвижные игры: «Беги к своему дереву», «На болоте», «Ручеёк» | Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада, учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево. Развивать у детей умение действовать по сигналу и упражнять в прыжках на двух ногах. | ||
4 неделя 22.07.24-26.07.24 | ООД на тему «Кто главный в лесу?» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; развивать мышление; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. | |
Викторина на тему «Знатоки природы» | |||
Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». | Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | ||
5 неделя 29.07.24-02.08.24 | Беседа на тему «Садовые цветы» | Формирование экологических знаний у детей; правильного отношения к природе. Обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу. | |
Экскурсия к реке Обь | Организовать коллективную прогулку на Обь, понаблюдать за рекой. Найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. | ||
Чтение экологической сказки «Могучая травинка» М. Скребцова. | Формирование ценностного отношения к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова. | ||
Август | 1 неделя 05.08.24-09.08.24 | Беседа на тему: «Как защитить природу от загрязнения» | Формирование конкретных представлений о природе, правилах поведения в природе, расширение кругозора. Воспитывать чувства сопереживания и любви к окружающему миру и природе родного края. Тема: «Будем беречь природу» - беседа. Цель : формирование у детей умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения, осознанно – правильного и бережного отношения к миру природы. |
Подвижные игры: “Ходят капельки по кругу” “Земля, вода, огонь, воздух” “Воздух, земля, вода” (игра с мячом) | Развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом. | ||
Наблюдения за растениями и животными, обитающими на участке детского сада. | Научить различать и правильно называть растения, ориентируясь на характерные признаки (форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей). Сформировать представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы, учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время, формировать представление о летних месяцах. | ||
2 неделя 12.08.24-16.08.24 | Беседа на тему: «Деревья и кустарники нашего края». | Формирование экологической культуры детей, представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. Закреплять знаний о деревьях родного края. Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). | |
Опыты с водой: - Способность воды отражать предметы. -Капелька в гостях у ребят. -Окрашивание воды. -Очистим воду. (Каждый ребенок пропускает в загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой) | Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей. | ||
Загадывание загадок о цветах, деревьях, природных явлениях. | Способствовать расширению экологического кругозора детей посредством приобщения к малым жанрам устного народного творчества. Расширять представления детей об отношении наших предков к природным явлениям посредством загадок. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы. | ||
3 неделя 19.08.24-23.08.24 | Беседа на тему «Откуда берётся мусор?». | Закрепить знания о бытовом, промышленном мусоре и его утилизации. | |
Рассматривание иллюстраций с редкими видами животных, растений. | Сформировать представление о многообразии природного мира и необходимости его охраны. Воспитать бережное отношение к представителям природы. | ||
Создание коллективной работы: «Цветы - символ красоты». | Учить изображать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги ; воспитание любви и интереса к цветам и растениям. | ||
4 неделя 26.08.24-30.08.24 | ООД «Что такое окружающая среда». | Помочь детям понять, что такое окружающая среда и экология. | |
Игра- рассуждение «Что было бы, если из-под крана текла грязна вода?» | Развивать воображение, фантазию. Закрепить знания детей, для каких целей мы используем воду и правила пользования водой, об охране водных ресурсов. | ||
Чтение художественной литературы Шкурина М. «Сказка о дождике». А. Лопатина т «Мудрость дерева». | Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Перспективный план работы с родителями
по проекту «Юный эколог».
Месяц | Неделя | Название мероприятия |
Июнь | 1 неделя 03.06.24-07.06.24 | Анкетирование родителей «Экология в семье». |
2 неделя 10.06.24-14.06.24 | Оформление информационного уголка по теме проекта. | |
3 неделя 17.06.24-21.06.24 | Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!» | |
4 неделя 24.06.24-28.06.24 | Рекомендации «Наблюдения в природе летом» | |
Июль | 1 неделя 01.07.24-05.07.24 | Акция «Подарим бумаге вторую жизнь» (Сбор макулатуры) |
2 неделя 08.07.24-12.07.24 | Консультация для родителей «Читаем детям о природе» | |
3 неделя 15.07.24-19.07.24 | Буклет для родителей «К природе с добротой» | |
4 неделя 22.07.24-26.07.24 | Консультация для родителей «Для чего нужна сортировка мусора?». | |
5 неделя 29.07.24-02.08.24 | Памятка для родителей «Берегите лес во время отдыха» | |
Август | 1 неделя 05.08.24-09.08.24 | Акция «Добрые крышечки» (сбор пластиковых крышечек от бутылок) |
2 неделя 12.08.24-16.08.24 | Оформление папки – передвижки по теме проекта. | |
3 неделя 19.08.24-23.08.24 | Экологическая акция «Кормушка добра» (по сбору корма для белок и птиц (корм будет размещён на территории лесного комплекса ЯГОМ) | |
4 неделя 26.08.24-30.08.24 | Консультация для родителей «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями» |
Заключение
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей. Через реализацию данного проекта у детей сформировались нравственные качества и нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты. У детей появилось стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, они научились любить природу.
Таким образом, можно считать, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, формируют основные экологические представления у детей дошкольного возраста. Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Литература.
- С.Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет.
- С.Н. Николаева Эколог в детском саду. Москва, 2003 – 120 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников - М.: ВАКО 2007
- А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2010.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду - М.: П. 2002
- Н. А. Рыжова «Наш дом - природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"
Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...

Рабочая программа. Кружка дополнительного образования. По экологическому воспитанию. Для детей 5 – 7 лет «Юный Эколог»
Рабочая программа по экологическому воспитанию....

ПРОГРАММА кружковой деятельности по экологическому воспитанию «Юный эколог» для детей возраста (5 – 7 лет)
Эколого - биологическое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
кружек по экологическому воспитанию старшая группа...

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»
Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»...